Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВВЕДЕ́НИЕ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ ВО ХРАМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 677-678

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. В. Поздеева; Н. В. Квливидзе (иконография)

ВВЕДЕ́НИЕ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ ВО ХРАМ [греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ; лат. Praesentatio Sanctae Mariae in templo], один из ве­ли­ких хрис­ти­ан­ских цер­ков­ных дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков, ус­та­нов­лен­ный в честь со­бы­тия при­ве­де­ния Де­вы Ма­рии её ро­ди­те­ля­ми в Ие­ру­са­лим­ский храм для по­свя­ще­ния Бо­гу.

Со­бы­тие празд­ни­ка не упо­ми­на­ет­ся в ка­но­нич. Еван­ге­ли­ях и из­вест­но из бо­лее позд­не­го апок­ри­фич. греч. «Про­то­еван­ге­лия Иа­ко­ва» (2-я пол. 2 в.) и из лат. «Еван­ге­лия Псев­до-Мат­фея» (9 в.). В 3 го­да ро­ди­те­ли Ио­а­ким и Ан­на для ис­пол­не­ния дан­но­го ими ра­нее обе­та от­ве­ли Де­ву Ма­рию в Ие­ру­са­лим­ский храм, где она бы­ла встре­че­на и бла­го­слов­ле­на и, как бу­ду­щая Ма­терь Бо­жия, вве­де­на во Свя­тая Свя­тых пер­во­свя­щен­ни­ком, по пре­да­нию, пра­вед­ным За­ха­ри­ей. В хра­ме Де­ва Ма­рия пре­бы­ва­ла до 12 лет, мо­лясь и изу­чая Пи­са­ние.

«Введение Пресвятой Богородицы во храм». Икона из Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. 1497. Кирилло-Белозерский музей-заповедник. Архив «Православной энциклопедии»

Празд­ник Вве­де­ния был ус­та­нов­лен зна­чи­тель­но позд­нее дру­гих, не ра­нее 6 в.; с 8 в. упо­ми­на­ет­ся в не­ко­то­рых ме­ся­це­сло­вах, в 9 в. по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на пра­во­слав­ном Вос­то­ке, но в чис­ло дву­на­де­ся­тых празд­ни­ков во­шёл по­сле 14 в. День празд­но­ва­ния – 21 но­яб. (4 дек.).

В ка­то­лич. церк­ви празд­ник рас­про­стра­нил­ся толь­ко со 2-й пол. 14 в. (осо­бен­но ши­ро­ко во Фран­ции); в 15 в. он от­ме­нял­ся, но па­па Сикст V в 1585 сде­лал его обя­за­тель­ным. В нач. 21 в. ка­то­лич. цер­ковь от­ме­ча­ет Вве­де­ние как празд­ник ма­лый.

«Введение Пресвятой Богородицы во храм». Фреска Джоттов Капелле-дель-Арена (Скровеньи) в Падуе. Ок. 1304–06.

Празд­ник Вве­де­ния име­ет осо­бое зна­че­ние для мо­на­ше­ст­ва. При­ни­мая по­стриг, мо­на­хи та­ин­ст­вен­но под­ра­жа­ют Пре­свя­той Де­ве, что­бы очи­стить­ся и при­го­то­вить­ся по­слу­жить Та­ин­ст­ву спа­се­ния.

В рус. нар. тра­ди­ции – это жен­ский празд­ник (в этот день жен­щи­нам за­пре­ща­лось ра­бо­тать), а так­же день по­ми­но­ве­ния (ко­гда при­во­ди­ли в по­ря­док мо­ги­лы род­ст­вен­ни­ков). В кре­сть­ян­ском бы­ту – «вве­де­ние зи­мы», на­ча­ло зим­них гу­ля­ний и яр­ма­рок.

Иконография

Сю­жет встре­ча­ет­ся в рос­пи­сях с 9 в. (ка­пел­ла Ио­а­ки­ма и Ан­ны в Ки­зил-Шу­кур, Кап­па­до­кия, 9 в.; церк­ви – Бо­го­ма­те­ри мон. Даф­ни, ок. 1100, Бо­го­ма­те­ри Пе­рив­леп­ты в Ох­ри­де, 1295, и др.). В ка­че­ст­ве сю­же­та цер­ков­но­го празд­ни­ка Вве­де­ние изо­бра­жа­ет­ся на ико­нах в со­ста­ве празд­нич­но­го ря­да ико­но­ста­са (фраг­мент эпи­сти­ля, кон. 12 в., мон. Св. Ека­те­ри­ны на Си­нае; ико­на мон. Хи­лан­дар, нач. 14 в.). Ико­но­гра­фия со­от­вет­ст­ву­ет по смыс­лу осн. со­дер­жа­нию празд­ни­ка, про­слав­ляю­ще­го Де­ву Ма­рию как оду­шев­лён­ный храм, вме­стив­ший «Не­вме­сти­мо­го» Бо­га. Изо­бра­жа­ет­ся про­цес­сия, на­прав­ляю­щая­ся к хра­му; во гла­ве её (или за­мы­кая про­цес­сию) идут Ио­а­ким и Ан­на; за Ма­ри­ей сле­ду­ют де­вы, дер­жа­щие в ру­ках за­жжён­ные све­чи. Пе­ред вра­та­ми ог­ра­ды (ино­гда за ни­ми) ше­ст­вие встре­ча­ет пер­во­свя­щен­ник За­ха­рия, скло­няю­щий­ся пе­ред Бо­го­ро­ди­цей, за ним ещё раз изо­бра­жа­ет­ся Де­ва Ма­рия, си­дя­щая на верх­ней сту­пе­ни Свя­тая Свя­тых и бе­ру­щая из рук ан­ге­ла хле­бец. Изо­бра­же­ние врат со­от­но­сит­ся с пес­но­пе­ния­ми служ­бы, в ко­то­рых Бо­го­ро­ди­цу на­зы­вают «Две­ре Гос­под­ня». В па­лео­ло­гов­скую эпо­ху (13–15 вв.) в ико­но­гра­фии уси­ли­ва­ет­ся ев­ха­ри­стич. те­ма: ан­гел изо­бра­жа­ет­ся с хлеб­цем, на ко­то­ром чёт­ко на­чер­тан крест (фре­ска ка­фо­ли­ко­на мон. Хи­лан­дар, 1321–22), или стоя­щим ря­дом с Бо­го­ро­ди­цей у пре­сто­ла (рос­пись Бо­ян­ской церк­ви, 1259).

"Введение Пресвятой Богородицы во храм". Роспись Успенского собора Московского кремля. 1642-43. Архив «Православной энциклопедии»

В др.-рус. иск-ве сце­на встре­ча­ет­ся в жи­тий­ных цик­лах (Со­фий­ский со­бор в Кие­ве, 1037–45; Спас­ский со­бор Ми­ро­жско­го мон., 1140-е гг.) и как отд. ком­по­зи­ция (ц. Спа­са на Не­ре­ди­це, 1199; со­бор Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы Сне­то­гор­ско­го мон. во Пско­ве, 1313; ц. Ус­пе­ния на Во­ло­то­вом по­ле, 1360-е гг.), в празд­нич­ных ря­дах ико­но­ста­сов (ико­на из Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мон., 1497). Осо­бен­но­стью рус. ико­но­гра­фии яв­ля­ет­ся изо­бра­же­ние ком­по­зи­ции в ин­терь­е­ре хра­ма (рос­пись Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, 1642–43).

"Введение Марии во храм". Алтарная картина Я. Тинторетто. 1552-53. Церковь Мадонна-дель-Орто (Венеция).

В зап.-ев­роп. иск-ве изо­бра­же­ние Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во храм по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние с эпо­хи Про­то­ре­нес­сан­са. Стро­гость ико­но­гра­фич. ка­но­на по­сте­пен­но ут­ра­чи­ва­ет­ся, сце­на трак­ту­ет­ся всё бо­лее жиз­не­по­доб­но, пред­став­ляя ве­ли­че­ст­вен­ную про­цес­сию и тор­же­ст­вен­ную ар­хи­тек­ту­ру [Джот­то, фре­ска в Ка­пел­лe-дель-Арена (Скро­ве­ньи) в Па­дуе (ок. 1304–06); алтарная кар­ти­на Я. Тин­то­рет­то в ц. Ма­дон­на-дель-Ор­то, Ве­не­ция (1552–53)].

Лит.: Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l’enfance de la Vierge dans l’Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964. Vol. 1; Ска­бал­ла­но­вич М. Вве­де­ние во храм пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы. Сер­ги­ев По­сад, 1995; Лу­ка­ше­вич АА. Вве­де­ние во храм пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2004. Т. 7.

Вернуться к началу