ВВЕДЕ́НИЕ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ ВО ХРАМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВВЕДЕ́НИЕ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ ВО ХРАМ [греч. Εἴσοδος τῆς ῾Υπεραγίας Θεοτόκου ἐν τῷ Ναῷ; лат. Praesentatio Sanctae Mariae in templo], один из великих христианских церковных двунадесятых праздников, установленный в честь события приведения Девы Марии её родителями в Иерусалимский храм для посвящения Богу.
Событие праздника не упоминается в канонич. Евангелиях и известно из более позднего апокрифич. греч. «Протоевангелия Иакова» (2-я пол. 2 в.) и из лат. «Евангелия Псевдо-Матфея» (9 в.). В 3 года родители Иоаким и Анна для исполнения данного ими ранее обета отвели Деву Марию в Иерусалимский храм, где она была встречена и благословлена и, как будущая Матерь Божия, введена во Святая Святых первосвященником, по преданию, праведным Захарией. В храме Дева Мария пребывала до 12 лет, молясь и изучая Писание.
Праздник Введения был установлен значительно позднее других, не ранее 6 в.; с 8 в. упоминается в некоторых месяцесловах, в 9 в. получил широкое распространение на православном Востоке, но в число двунадесятых праздников вошёл после 14 в. День празднования – 21 нояб. (4 дек.).
В католич. церкви праздник распространился только со 2-й пол. 14 в. (особенно широко во Франции); в 15 в. он отменялся, но папа Сикст V в 1585 сделал его обязательным. В нач. 21 в. католич. церковь отмечает Введение как праздник малый.
Праздник Введения имеет особое значение для монашества. Принимая постриг, монахи таинственно подражают Пресвятой Деве, чтобы очиститься и приготовиться послужить Таинству спасения.
В рус. нар. традиции – это женский праздник (в этот день женщинам запрещалось работать), а также день поминовения (когда приводили в порядок могилы родственников). В крестьянском быту – «введение зимы», начало зимних гуляний и ярмарок.
Иконография
Сюжет встречается в росписях с 9 в. (капелла Иоакима и Анны в Кизил-Шукур, Каппадокия, 9 в.; церкви – Богоматери мон. Дафни, ок. 1100, Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295, и др.). В качестве сюжета церковного праздника Введение изображается на иконах в составе праздничного ряда иконостаса (фрагмент эпистиля, кон. 12 в., мон. Св. Екатерины на Синае; икона мон. Хиландар, нач. 14 в.). Иконография соответствует по смыслу осн. содержанию праздника, прославляющего Деву Марию как одушевлённый храм, вместивший «Невместимого» Бога. Изображается процессия, направляющаяся к храму; во главе её (или замыкая процессию) идут Иоаким и Анна; за Марией следуют девы, держащие в руках зажжённые свечи. Перед вратами ограды (иногда за ними) шествие встречает первосвященник Захария, склоняющийся перед Богородицей, за ним ещё раз изображается Дева Мария, сидящая на верхней ступени Святая Святых и берущая из рук ангела хлебец. Изображение врат соотносится с песнопениями службы, в которых Богородицу называют «Двере Господня». В палеологовскую эпоху (13–15 вв.) в иконографии усиливается евхаристич. тема: ангел изображается с хлебцем, на котором чётко начертан крест (фреска кафоликона мон. Хиландар, 1321–22), или стоящим рядом с Богородицей у престола (роспись Боянской церкви, 1259).
В др.-рус. иск-ве сцена встречается в житийных циклах (Софийский собор в Киеве, 1037–45; Спасский собор Мирожского мон., 1140-е гг.) и как отд. композиция (ц. Спаса на Нередице, 1199; собор Рождества Богородицы Снетогорского мон. во Пскове, 1313; ц. Успения на Волотовом поле, 1360-е гг.), в праздничных рядах иконостасов (икона из Кирилло-Белозерского мон., 1497). Особенностью рус. иконографии является изображение композиции в интерьере храма (роспись Успенского собора Московского Кремля, 1642–43).
В зап.-европ. иск-ве изображение Введения Пресвятой Богородицы во храм получает распространение с эпохи Проторенессанса. Строгость иконографич. канона постепенно утрачивается, сцена трактуется всё более жизнеподобно, представляя величественную процессию и торжественную архитектуру [Джотто, фреска в Капеллe-дель-Арена (Скровеньи) в Падуе (ок. 1304–06); алтарная картина Я. Тинторетто в ц. Мадонна-дель-Орто, Венеция (1552–53)].