ПРЕОБРАЖЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПРЕОБРАЖЕ́НИЕ ГОСПО́ДНЕ (греч. Μεταμόρφωσις τοῦ Κυρίου, лат. Transfiguratio Domini), христианский праздник, основанный на событии евангельской истории – явлении Иисусом Христом Своей Божественной природы. В большинстве христианских церквей совершается 6(19) августа. В православной традиции относится к числу двунадесятых праздников.
П. Г. описано в трёх синоптич. Евангелиях (Мф. 17:1–8, Мк. 9:1–8, Лк. 9:28–36). Оно произошло в третий год проповеди Иисуса Христа, незадолго до Его крестной смерти. Христос с тремя учениками – Иоанном, Иаковом и Петром, поднялся на высокую гору помолиться. В Евангелиях название горы отсутствует; в церковной традиции считается, что это гора Фавор в Нижней Галилее (территория совр. Израиля), некоторые совр. исследователи предполагают, что это могла быть гора Ермон (территория совр. Сирии). На горе облик Христа изменился: Его лицо просияло, как солнце, одежды стали белыми как снег. П. Г. сопровождалось явлением пророков Моисея и Илии, приходом к горе облака и голосом Бога Отца из облака: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение! Его слушайте!» (Мф. 17:5).
Смысл П. Г. открывается в контексте спасительного служения Христа: в то время как даже ученики считали Его прежде всего земным царём-освободителем, в Преображении Он явил Свою Божественность, прообразуя, что близкие страдания будут не поражением, но победой над смертью, славой, увенчанной Воскресением. В православном богословии т. н. Фаворский свет, сопровождавший П. Г., трактуется как нетварная энергия Божественной природы, пронизывающая человечество Иисуса Христа. Преображением показана доступность соединения человека с Богом, ведущего к обожению. Происхождение Фаворского света было предметом богословских споров 14 в. (см. Григорий Палама).
Праздник П. Г. первоначально отмечался на христианском Востоке; существует предание о его установлении в Армении свт. Григорием Просветителем (4 в.). П. Г. указывается под 6 авг. в палестинских письм. памятниках 6–7 вв. С 8 в. на православном Востоке стал общепринятым праздником. Причина выбора даты 6 авг. остаётся неизвестной. Церковь приурочила праздник П. Г. ко времени окончания сбора винограда в регионах Средиземноморья в миссионерских целях, чтобы вытеснить из нар. обихода языческие торжества, наполнить нар. праздники христианским содержанием. С праздником П. Г. была совмещена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, не имеющая отношения к богословской и историч. основе праздника. На Руси средиземноморская традиция освящения винограда в праздник П. Г. заменена освящением яблок, в связи с чем П. Г. получило назв. «Яблочный Спас». В честь П. Г. смягчается продолжающий в этот период Успенский пост (разрешается рыбная пища).
На Западе праздник П. Г. упоминается с 9 в., в 1457 введён как общий для католич. Церкви.
Иконография
В визант. иск-ве изображения П. Г. известны с сер. 6 в. (мозаики апсиды базилики Преображения Синайского мон. Св. Екатерины, 565–566). В них наиболее важным элементом является сияющая мандорла – символ Божественной природы Христа; по сторонам располагаются фигуры пророков Моисея и Илии. П. Г. входит в систему декорации крестово-купольного храма, располагаясь в подкупольных компартиментах (мон. Дафни, ок. 1000) или на вост. стене над конхой (ц. Иоанна Крестителя, Чавушин; Тавшанлы-килисе, Каппадокия, сер. 10 в.). Сцена становится более динамичной в кон. 12 в.: ученики изображаются отброшенными на землю Божественным светом (икона 2-й пол. 12 в., Эрмитаж, С.-Петербург). Под влиянием исихазма Фаворский свет становится важным элементом сцены П. Г. в иск-ве Палеологовской эпохи (миниатюра из рукописи Гомилий Иоанна VI, ок. 1347, Нац. б-ка, Париж), унаследованным др.-рус. иск-вом (фрески новгородских церквей Спаса Преображения на Ильине улице, 1378; Спаса на Ковалёве, 1380).
На Западе первое монументальное изображение сцены П. Г. – в мозаике апсиды ц. Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (до 549), где Христос представлен в виде золотого инкрустированного креста с портретным медальоном в центре, заключённого в круглую мандорлу, ученики – в виде 3 агнцев, Моисей и Илия – в виде полуфигур; на голос Бога Отца указывает Десница. В мозаиках Рима 7–9 вв. (люнет капеллы Сан-Дзено в ц. Санта-Прасседе, 1-я четв. 9 в.) изображены только Христос и пророки, стоящие на горе, или же ещё и коленопреклонённые апостолы по сторонам от них (триумфальная арка ц. Санти-Нерео-э-Акиллео, 795–816). Этот тип будет использоваться в евангельских циклах 11 в. (Евангелиарий Оттона III, ок. 1000, Гор. б-ка, Бамберг; Салернский антепендий, Гор. музей, Салерно, сер. 11 в.) и перейдёт в живопись Проторенессанса (клеймо на оборотной стороне «Маэстá» Дуччо ди Буонинсенья, 1308–1311, Музей собора, Сиена) и Раннего Возрождения. В ряде памятников сохраняется и традиц. визант. тип с мандорлой (тимпан ц. Ла-Шарите-сюр-Луар, 1-я пол. 12 в). В 14–15 вв. появляется изображение Христа на горе с раскинутыми руками и полуфигурами пророков по сторонам, иногда в композицию вводятся созерцающие святые. В 16 в. в итал. иск-ве возникает новый мотив, связывающий П. Г. с Вознесением, – Христос и пророки изображаются парящими в воздухе над горой Фавор, а в картине Рафаэля (при участии Дж. Романо, 1519–20, Ватиканская пинакотека) сцена П. Г. соединяется с «Исцелением бесноватого отрока» (апостолы, бессильные исцелить отрока, указывают его отцу на Фавор).