ГРИГО́РИЙ ПРОСВЕТИ́ТЕЛЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИГО́РИЙ ПРОСВЕТИ́ТЕЛЬ, Григорий Аштишатский (арм. – Григор Лусаворич) (ок. 240–325 или 326; др. даты: ок. 250 или 252 – 325 или 326, 257 – после 335), первый епископ Армении, с деятельностью которого связано принятие христианства как офиц. религии арм. гос-ва, а также начало организационного оформления Армянской апостольской церкви.
Значит. часть сведений о жизни и проповеди Г. П. имеет полулегендарный характер. По большей части, эти сведения представлены в цикле «Житие св. Григория Просветителя», арм. текст которого сохранился в составе «Истории Армении» Агафангела.
Традиционно считается, что Г. П. происходил из знатного рода вельможи Анака, родственного или непосредственно восходящего к парфяно-арм. царской династии Аршакидов. Согласно арм. историографу Мовсесу Хоренаци (5 – нач. 6 вв.), юность Г. П. прошла в Кесарии Каппадокийской, где он получил начатки христианской веры и принял крещение. Григорий вступил в брак (у него родились сыновья Вардан и Аристакес), однако был вынужден расстаться со своей супругой Марией из-за её желания уйти в монастырь. Покинув Кесарию, он перебрался в Рим и поступил на службу к Трдату [будущему царю Трдату III Великому (287–330; др. даты: 274–330, 298–330)], которому, благодаря поддержке рим. имп. Диоклетиана, удалось вернуть престол в Армении, утраченный его отцом Хосровом в борьбе с основателем иран. династии Сасанидов Арташиром.
Вначале Григорий снискал уважение царя Трдата за верную службу, позднее более чем на 10 лет он был заточён в ров с ядовитыми насекомыми за исповедание христианства (по др. версиям, претерпел разл. мучения). Освобождён после чудесного исцеления царя Трдата, принявшего впоследствии христианство, провозглашённое офиц. религией арм. гос-ва (традиционно – ок. 301). Ок. 301–302 (по др. данным, ок. 314) Григорий, направленный Трдатом в Каппадокию, принимает епископское поставление в Кесарии от Леонтия Каппадокийского (что легло в основу традиции епископского рукоположения каждого вновь избираемого предстоятеля Арм. церкви от архиепископа Кесарийского). По возвращении в Армению Григорий вёл проповедь христианства в Таронской и Араратской областях; у горы Небат от Григория приняли крещение царь Трдат, члены его семьи и представители знати. В Тароне Г. П. основал ц. Св. Иоанна Крестителя (позднее – центр Глакского мон.). По преданию, кафедрой епископского служения Г. П. избрал Аштишат, один из своих родовых центров в Таронской области (ныне пос. Дерик на территории Турции).
С проповедью Г. П. связано основание в арм. землях первых школ для подготовки духовенства, способного совершать богослужение на греч. и сир. языках. Просветительская деятельность Г. П. способствовала созданию в Армении первых храмовых центров, становившихся также центрами новой христианской культуры (напр., Эчмиадзин), а также культурной и религ. самоидентификации Армении ввиду постоянной угрозы сасанидского зороастрийского Ирана.
Г. П. ок. 325 передал Аштишатскую кафедру сыну Аристакесу [будущий католикос Аристакес I (325–333)]. По преданию, Г. П. умер в пу́стыни Манэ вскоре после открытия Никейского собора (325). Ему приписывают авторство «Многовещательных речей», «Учения Григора» (входит в «Историю Армении» Агафангела), канонич. правил (включены в арм. «Книгу канонов» и др.). По мнению большинства учёных, эти сочинения были написаны на греч. языке. Начало общего почитания Г. П. в христианских областях Закавказья относится к кон. 5–6 вв. О равном почитании Г. П. в Армении и Грузии свидетельствует переписка груз. католикосов нач. 7 в. с арм. духовными и светскими владетелями. Исключит. важность для Арм. церкви приобретает деятельность Г. П. после её окончат. раскола с Груз. церковью на Маназкертском соборе (726), при этом подчёркивается гл. роль Г. П. как основателя института Арм. церкви. В Византии об истории христианизации Армении стало известно не позднее 5 в., в 8 в. празднование в честь Г. П. было включено в визант. церковный календарь. Распространение почитания Г. П. в слав. землях относится к периоду не позднее 12 в., после появления первых переводов «Жития» Г. П. на слав. языки.
Мощи Г. П. переданы в нояб. 2000 папой Римским Иоанном Павлом II (1978–2005) католикосу Гарегину II (избран на кафедру в окт. 1999) и хранятся ныне в ереванском соборе Св. Григория Просветителя (открыт в 2001). Десница Г. П. пребывает в Эчмиадзине как символ преемства духовной власти первоиерарха Арм. апостольской церкви. День памяти в восточной и западной церквах – 30 сент. (13 окт.).