ЭЧМИАДЗИ́Н
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭЧМИАДЗИ́Н, Сурб-Эчмиадзин, Сурб-Католике (от арм. – сошествие Единородного), собор, резиденция Верховного патриарха и католикоса Армянской апостольской церкви. Находится в г. Вагаршапат (в 1945–95 – Эчмиадзин).
Согласно «Истории Армении» Агафангела (4–5 вв.), Ангел (в поздних версиях – Спаситель) указал св. Григорию Просветителю место для храма возле царского дворца, где тот поставил увенчанную крестом колонну, а позднее при помощи крестившегося арм. царя Трдата III Аршакуни (273–330) между 302 и 320 возвёл каменный собор. Храм стал центром Арм. церкви, при нём возник монастырь. После вторжения персов (360-е гг.) собор восстанавливали католикос Нерсес Великий (353–373) и Саак Партев (387–436). Несмотря на перенос в 461 католикосата в Двин, в 480-е гг. зоравар (воевода) Ваан Мамиконян (из рода Мамиконянов) восстановил Э. и превратил его в крупный монастырский центр с богатой б-кой; при католикосе Комитасе Ахцеци (615–628) храм был отремонтирован. После завоевания Араратской долины мусульманами (7 в.) Э. находился в запустении.
С 1441 Э. снова становится центром Арм. церкви. В 1604 перс. шах Аббас I безуспешно пытался его разобрать, чтобы перенести в Исфахан. Католикос Мовсес III Татеваци (1629–32) восстановил Э.; в 1640 воссоздана школа Вардапетаран. В ходе рус.-перс. войны 1804–1813 Э. был разграблен; вскоре отремонтирован и освобождён от податей перс. властям. После присоединения Вост. Армении к России в Вагаршапате поставили памятник рус. воинам (1833), павшим в Ошаканской битве (1827). Католикос Геворг IV в 1869–74 провёл в Э. крупные строит. работы. Значимое имущество Э. было конфисковано в 1903 (возвращено в 1905); национализировано сов. властью в 1920; на базе библиотеки Э. был создан Ин-т Матенадаран. В 1965 в г. Эчмиадзин возведён памятник жертвам геноцида армян 1915–22. В 1990–2000-е гг. часть земельных участков была возвращена Э., ныне на его территории, кроме резиденции католикоса, действуют духовная семинария и 4 музея.
Древнейшие рельефы на сев. стене, а также, вероятно, основания стен по периметру собора и нижние базы подкупольных столбов относятся к периоду ок. 400. Раскопки 1950-х гг. и фрагменты 5 в. свидетельствуют о воплощении в 480-е гг. центральнокупольной композиции с 4-столпным балдахином среди почти квадратного зала с 4 гранёнными снаружи выдвинутыми экседрами, а также вытянутыми в поперечном направлении пастофориями. По Себеосу (арм. историк 7 в.), ок. 620 были отремонтированы стены, дерев. перекрытия заменены каменными перекрытиями крестово-купольной системы. Как показала реставрация 2010-х гг., купол был сооружён на сохранившемся доныне высоком барабане с 12 большими окнами, оформленном снаружи нишами и витыми колоннами (вариация рим. ордерной аркады). Над оконными нишами помещены образы апостолов – лучшие из известных арм. позднеантичных рельефов. Барабан, согласно реконструкции, завершался зигзагообразным карнизом, основой первоначального складчатого покрытия купола. В 1653–58 возведена 3-ярусная колокольня, в 1664 над зап. экседрой освящена часовня Архангелов, в 1682 над 3 остальными экседрами установлены ротонды на колоннах. Вероятно, после появления колокольни барабан был надстроен и увенчан остроконечным шатром. В кон. 1710-х гг. Э. расписал худ. Нагаш Овнатан. В 1868–69 с востока пристроено здание ризницы (ныне церковно-историч. музей). Э. обновлялся в 1914, 1923, 1954–59 [тогда под алтарём обнаружена крипта с керамич. очагом (огнепоклонников?), а также символически заложенными при основании храма урартийской стелой и фрагментом античной постройки], 2000-е гг. Масштабные работы по укреплению здания идут с 2013. Композиция Э. оказала влияние на развитие церковной арм. архитектуры в средние века и Новое время.
Структура двора вокруг собора восходит к 17–18 вв., в нём также возведены кельи Еремян (1895), корпус духовной семинарии (1911–14), обсерватория (1911–14), здание католикосата (1950–70-е гг.).
В музеях Э. хранятся уникальные рукописи и реликвии, в т. ч. частицы Ноева ковчега и Св. Креста, крест царя Ашота II Железного, длани ап. Фаддея, Григория Просветителя, Иакова Мцбинского. На территории монастыря помещены хачкары из разных областей Армении. Э. включён в список Всемирного наследия.