Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЧМИАДЗИ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 524-525

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Казарян

ЭЧМИАДЗИ́Н, Сурб-Эч­ми­ад­зин, Сурб-Ка­то­ли­ке (от арм. – со­ше­ст­вие Еди­но­род­но­го), со­бор, ре­зи­ден­ция Вер­хов­но­го пат­ри­ар­ха и ка­то­ли­ко­са Ар­мян­ской апо­столь­ской церк­ви. На­хо­дит­ся в г. Ва­гар­ша­пат (в 1945–95 – Эч­ми­ад­зин).

Со­глас­но «Ис­то­рии Ар­ме­нии» Ага­фан­ге­ла (4–5 вв.), Ан­гел (в позд­них вер­си­ях – Спа­си­тель) ука­зал св. Гри­го­рию Про­све­ти­те­лю ме­сто для хра­ма воз­ле цар­ско­го двор­ца, где тот по­ста­вил увен­чан­ную кре­стом ко­лон­ну, а позд­нее при по­мо­щи кре­стив­ше­го­ся арм. ца­ря Трда­та III Ар­ша­ку­ни (273–330) ме­ж­ду 302 и 320 воз­вёл ка­мен­ный со­бор. Храм стал цен­тром Арм. церк­ви, при нём воз­ник мо­на­стырь. По­сле втор­же­ния пер­сов (360-е гг.) со­бор вос­ста­нав­ли­ва­ли ка­то­ли­кос Нер­сес Ве­ли­кий (353–373) и Са­ак Пар­тев (387–436). Не­смот­ря на пе­ре­нос в 461 ка­то­ли­ко­са­та в Двин, в 480-е гг. зо­ра­вар (вое­во­да) Ва­ан Ма­ми­ко­нян (из ро­да Ма­ми­ко­ня­нов) вос­ста­но­вил Э. и пре­вра­тил его в круп­ный мо­на­стыр­ский центр с бо­га­той б-кой; при ка­то­ли­ко­се Ко­ми­та­се Ах­це­ци (615–628) храм был от­ре­мон­ти­ро­ван. По­сле за­вое­ва­ния Ара­рат­ской до­ли­ны му­суль­ма­на­ми (7 в.) Э. на­хо­дил­ся в за­пус­те­нии.

С 1441 Э. сно­ва ста­но­вит­ся цен­тром Арм. церк­ви. В 1604 перс. шах Аб­бас I без­ус­пеш­но пы­тал­ся его ра­зо­брать, что­бы пе­ре­не­сти в Ис­фа­хан. Ка­то­ли­кос Мов­сес III Та­те­ва­ци (1629–32) вос­ста­но­вил Э.; в 1640 вос­соз­да­на шко­ла Вар­да­пе­та­ран. В хо­де рус.-перс. вой­ны 1804–1813 Э. был раз­граб­лен; вско­ре от­ре­мон­ти­ро­ван и ос­во­бо­ж­дён от по­да­тей перс. вла­стям. По­сле при­сое­ди­не­ния Вост. Ар­ме­нии к Рос­сии в Ва­гар­ша­па­те по­ста­ви­ли па­мят­ник рус. вои­нам (1833), пав­шим в Оша­кан­ской бит­ве (1827). Ка­то­ли­кос Ге­ворг IV в 1869–74 про­вёл в Э. круп­ные стро­ит. ра­бо­ты. Зна­чи­мое иму­ще­ст­во Э. бы­ло кон­фи­ско­ва­но в 1903 (воз­вра­ще­но в 1905); на­цио­на­ли­зи­ро­ва­но сов. вла­стью в 1920; на ба­зе биб­лио­те­ки Э. был соз­дан Ин-т Ма­те­на­да­ран. В 1965 в г. Эч­миад­зин воз­ве­дён па­мят­ник жерт­вам ге­но­ци­да ар­мян 1915–22. В 1990–2000-е гг. часть зе­мель­ных уча­ст­ков бы­ла воз­вра­ще­на Э., ны­не на его тер­ри­то­рии, кро­ме ре­зи­ден­ции ка­то­ли­ко­са, дей­ст­ву­ют ду­хов­ная се­ми­на­рия и 4 му­зея.

Древ­ней­шие рель­е­фы на сев. сте­не, а так­же, ве­ро­ят­но, ос­но­ва­ния стен по пе­ри­мет­ру со­бо­ра и ниж­ние ба­зы под­ку­поль­ных стол­бов от­но­сят­ся к пе­рио­ду ок. 400. Рас­коп­ки 1950-х гг. и фраг­мен­ты 5 в. сви­де­тель­ст­ву­ют о во­пло­ще­нии в 480-е гг. цен­траль­но­ку­поль­ной ком­по­зи­ции с 4-столп­ным бал­да­хи­ном сре­ди поч­ти квад­рат­но­го за­ла с 4 гра­нён­ны­ми сна­ру­жи вы­дви­ну­ты­ми эк­сед­ра­ми, а так­же вы­тя­ну­ты­ми в по­пе­реч­ном на­прав­ле­нии пас­то­фо­рия­ми. По Се­бе­о­су (арм. ис­то­рик 7 в.), ок. 620 бы­ли от­ре­мон­ти­ро­ва­ны сте­ны, де­рев. пе­ре­кры­тия за­ме­не­ны ка­мен­ны­ми пе­ре­кры­тия­ми кре­сто­во-ку­поль­ной сис­те­мы. Как по­ка­за­ла рес­тав­ра­ция 2010-х гг., ку­пол был со­ору­жён на со­хра­нив­шем­ся до­ны­не вы­со­ком ба­ра­ба­не с 12 боль­ши­ми ок­на­ми, оформ­лен­ном сна­ру­жи ни­ша­ми и ви­ты­ми ко­лон­на­ми (ва­риа­ция рим. ор­дер­ной ар­ка­ды). Над окон­ны­ми ни­ша­ми по­ме­ще­ны об­ра­зы апо­сто­лов – луч­шие из из­вест­ных арм. позд­не­ан­тич­ных рель­е­фов. Ба­ра­бан, со­глас­но ре­кон­ст­рук­ции, за­вер­шал­ся зиг­за­го­об­раз­ным кар­ни­зом, ос­но­вой пер­во­на­чаль­но­го склад­ча­то­го по­кры­тия ку­по­ла. В 1653–58 воз­ве­де­на 3-ярус­ная ко­ло­коль­ня, в 1664 над зап. эк­сед­рой ос­вя­ще­на ча­сов­ня Ар­хан­ге­лов, в 1682 над 3 ос­таль­ны­ми эк­сед­ра­ми ус­та­нов­ле­ны ро­тон­ды на ко­лон­нах. Ве­ро­ят­но, по­сле по­яв­ле­ния ко­ло­коль­ни ба­ра­бан был над­стро­ен и увен­чан ост­ро­ко­неч­ным шат­ром. В кон. 1710-х гг. Э. рас­пи­сал худ. На­гаш Ов­на­тан. В 1868–69 с вос­то­ка при­строе­но зда­ние риз­ни­цы (ны­не цер­ков­но-исто­рич. му­зей). Э. об­нов­лял­ся в 1914, 1923, 1954–59 [то­гда под ал­та­рём об­на­ру­же­на крип­та с ке­ра­мич. оча­гом (ог­не­по­клон­ни­ков?), а так­же сим­во­ли­че­ски за­ло­жен­ны­ми при ос­но­ва­нии хра­ма урар­тий­ской сте­лой и фраг­мен­том ан­тич­ной по­строй­ки], 2000-е гг. Мас­штаб­ные ра­бо­ты по ук­ре­п­ле­нию зда­ния идут с 2013. Ком­по­зи­ция Э. ока­за­ла вли­я­ние на раз­ви­тие цер­ков­ной арм. ар­хи­тек­ту­ры в сред­ние ве­ка и Но­вое вре­мя.

Струк­ту­ра дво­ра во­круг со­бо­ра вос­хо­дит к 17–18 вв., в нём так­же воз­ве­дены ке­льи Ере­мян (1895), кор­пус ду­хов­ной се­ми­на­рии (1911–14), об­сер­ва­то­рия (1911–14), зда­ние ка­то­ли­ко­са­та (1950–70-е гг.).

В му­зе­ях Э. хра­нят­ся уни­каль­ные ру­ко­пи­си и ре­ли­к­вии, в т. ч. час­ти­цы Ное­ва ков­че­га и Св. Кре­ста, крест ца­ря Ашо­та II Же­лез­но­го, дла­ни ап. Фад­дея, Гри­го­рия Про­све­ти­те­ля, Иа­ко­ва Мцбин­ско­го. На тер­ри­то­рии мо­на­сты­ря по­ме­ще­ны хач­ка­ры из раз­ных об­лас­тей Ар­ме­нии. Э. вклю­чён в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия.

Лит.: Саи­нян А. А. Пер­во­на­чаль­ный вид Эч­ми­ад­зин­ско­го со­бо­ра // Ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ский жур­нал АН Ар­мян­ской ССР. Ер., 1966. № 3; Ару­тю­нян В. М. Эч­ми­ад­зин. Ер., 1978; Хал­пах­чь­ян О. Х. Ка­фед­раль­ный со­бор Эч­ми­ад­зин в ис­то­рии ар­хи­тек­ту­ры Вос­то­ка и За­па­да // Ар­хи­тек­тур­ное на­след­ст­во. М., 1996. Вып. 40; Ка­за­рян А. Ю. Ка­фед­раль­ный со­бор Сурб Эч­ми­ад­зин и вос­точ­но­хри­сти­ан­ское зод­че­ст­во IV–VII вв. М., 2007; он же. Цер­ков­ная ар­хи­тек­ту­ра стран За­кав­ка­зья VII в. М., 2013. Т. 1.

Вернуться к началу