Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОПУХИН АЛЕКСАНДР ПАВЛОВИЧ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Богданова

ЛОПУХИ́Н Алек­сандр Пав­ло­вич [1(13).10.1852, с. Ми­тя­ки­но Ка­мы­шин­ско­го у. Са­ра­тов­ской губ. – 22.8(4.9).1904, дер. Тюр­зе­во, близ С.-Пе­тер­бур­га; по­хо­ро­нен на Ни­коль­ском клад­би­ще Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры в С.-Пе­тер­бур­ге], рос. биб­ле­ист, цер­ков­ный ис­то­рик, пуб­ли­цист. Из ро­да Ло­пу­хи­ных. Окон­чил С.-Пе­терб. ду­хов­ную ака­де­мию (СПбДА, 1878). Ма­гистр бо­го­сло­вия (1881). Слу­жил пса­лом­щи­ком при по­соль­ской церк­ви в Нью-Йор­ке (1879–1882). Пре­по­да­вал в СПбДА срав­ни­тель­ное бо­го­сло­вие (1883–85), древ­нюю об­щую гражд. ис­то­рию (1885–1904); экс­т­ра­ор­ди­нар­ный проф. (1890).

В на­пи­сан­ных Л. на ос­но­ве зап.-ев­роп. ис­сле­до­ва­ний со­чи­не­ни­ях «Биб­лей­ская ис­то­рия при све­те но­вей­ших ис­сле­до­ва­ний и от­кры­тий. Вет­хий За­вет» (т. 1–2, 1889–90) и «Биб­лей­ская ис­то­рия при све­те но­вей­ших ис­сле­до­ва­ний и от­кры­тий. Но­вый За­вет» (1895) (пе­ре­из­да­ны в 1998 под назв. «Биб­лей­ская ис­то­рия», т. 1–3), а так­же в «Ру­ко­вод­стве к биб­лей­ской ис­то­рии Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та» (т. 1–2, 1888–89), ад­ре­со­ван­ных ши­ро­ко­му чи­та­те­лю, Л. пред­ло­жил опыт апо­ло­ге­тич. пре­одо­ле­ния ря­да ис­то­ри­ко-кри­тич. ги­по­тез воз­ник­но­ве­ния биб­лей­ских книг. Со­чи­не­ния Л. вы­зва­ли кри­ти­ку со сто­ро­ны не­ко­то­рых цер­ков­ных учё­ных, как сто­рон­ни­ков, так и про­тив­ни­ков зап. биб­лей­ской кри­ти­ки.

Бла­го­да­ря Л. бы­ла на­ча­та ра­бо­та над дву­мя круп­ней­ши­ми на­уч. про­ек­та­ми: «Тол­ко­вая Биб­лия, или Ком­мен­та­рий на все кни­ги Свя­щен­но­го Пи­са­ния Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та» (т. 1–12, 1904–13; пе­ре­из­да­на к 1000-ле­тию Кре­ще­ния Ру­си в Сток­голь­ме в 1997, т. 1–3) и «Тво­ре­ния св. от­ца Ио­ан­на Зла­то­ус­та, ар­хи­епи­ско­па Кон­стан­ти­но­поль­ско­го» (т. 1–12, 1895–1906). По ини­циа­ти­ве и на сред­ст­ва Л. на­ча­то из­да­ние Пра­во­слав­ной бо­го­слов­ской эн­цик­ло­пе­дии (не за­вер­ше­но, в 1900–11 вы­шло 12 то­мов) – пер­вый в ми­ре опыт пра­во­слав­но­го эн­цик­ло­пе­дич. из­да­ния. В Эн­цик­ло­пе­ди­че­ском сло­ва­ре, вы­пус­кав­шем­ся Брок­гау­за и Еф­ро­на из­да­тель­ст­вом, Л. вёл биб­лей­ский и цер­ков­но-ис­то­рич. раз­де­лы.

Ак­тив­но за­ни­мал­ся по­пу­ля­ри­за­ци­ей бо­го­слов­ской нау­ки и пе­ре­во­да­ми со­чине­ний зап. бо­го­сло­вов (Ф. У. Фар­ра­ра, К. Э. Лу­тар­дта, Фо­мы Кем­пий­ско­го и др.). Ин­те­ре­со­вал­ся про­бле­ма­ми меж­цер­ков­но­го диа­ло­га, в свя­зи с чем под­го­то­вил «Ис­то­рию хри­сти­ан­ской церк­ви в XIX ве­ке» (т. 1: Ино­слав­ный хри­сти­ан­ский За­пад, 1900; т. 2: Пра­во­слав­ный Вос­ток, 1901).

Опуб­ли­ко­вал мно­жест­во на­уч. ста­тей в жур­на­лах: «Цер­ков­ный вест­ник», «Пра­во­слав­ное обо­зре­ние», «Стран­ник», «Бе­рег», «The Ori­en­tal Church Magazine» (изд. РПЦ в Нью-Йор­ке). Редактор журналов «Хри­сти­ан­ское чте­ние» (1892–1902), «Цер­ков­ный вест­ник» (1893–1902), с 1899 из­да­тель ж. «Стран­ник». Ос­но­вал «Об­ще­дос­туп­ную бо­го­слов­скую биб­лио­те­ку» (1900), ко­то­рую вы­пус­кал в ка­че­ст­ве бес­плат­но­го еже­год­но­го при­ло­же­ния к «Стран­ни­ку», из­да­вал се­рию бо­го­слов­ско-апо­ло­ге­тич. трак­та­тов под об­щим назв. «Хри­сти­ан­ст­во, нау­ка и не­ве­рие на за­ре ХХ в.» (с 1902).

Соч.: Пу­те­вые за­мет­ки рус­ско­го пса­лом­щи­ка. СПб., 1880; Жизнь за океа­ном. Очер­ки ре­ли­ги­оз­ной, об­ще­ст­вен­но-эко­но­ми­че­ской и по­ли­ти­че­ской жиз­ни в Со­еди­нен­ных Шта­тах Аме­ри­ки. СПб., 1882; За­ко­но­да­тель­ст­во Мои­сея. Ис­сле­до­ва­ние о се­мей­ных, со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских и го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нах Мои­сея. С при­ло­же­ни­ем трак­та­та: Суд над Ии­су­сом Хри­стом, рас­смат­ри­вае­мый с юри­ди­че­ской точ­ки зре­ния. СПб., 1882; Про­мы­сел Бо­жий в ис­то­рии че­ло­ве­че­ст­ва. Опыт фи­ло­соф­ско-ис­то­ри­че­ско­го обос­но­ва­ния воз­зре­ний бла­жен­но­го Ав­гу­сти­на и Бос­сю­эта. СПб., 1892; Воль­тер как гла­ва и тип фран­цуз­ско­го не­ве­рия. СПб., 1895; На­стоя­щее и бу­ду­щее пра­во­сла­вия в С[е­вер­ной] Аме­ри­ке. СПб., 1897; Ва­ви­лон­ский царь прав­ды Ам­му­ра­би и его но­во­от­кры­тое за­ко­но­да­тель­ст­во в со­пос­тав­ле­нии с за­ко­но­да­тель­ст­вом Мои­сее­вым. СПб., 1904.

Лит.: [По­те­хин П.]. Па­мя­ти проф. А. П. Ло­пу­хи­на (22 ав­гу­ста 1904 г.). СПб., 1904; Ис­то­ри­ки Церк­ви. Ис­сле­до­ва­те­ли и тол­ко­ва­те­ли Свя­щен­но­го Пи­са­ния. Био­биб­лио­гра­фи­че­ский ука­за­тель. 2-е изд. М., 2001. С. 327–336; Юре­вич Д., свящ. А. П. Ло­пу­хин: Жиз­нен­ный под­виг «ас­ке­та уче­но­го тру­да» // Цер­ков­ный вест­ник. 2002. № 10.

Вернуться к началу