НО́ВО-ИЕРУСАЛИ́МСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НО́ВО-ИЕРУСАЛИ́МСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ [Воскресенский Ново-Иерусалимский (Новоиерусалимский) ставропигиальный мужской монастырь], в г. Истра (Московская обл.). Расположен на округлой возвышенности в излучине р. Истра. Основан в 1656 патриархом Никоном при поддержке царя Алексея Михайловича.
По замыслу патриарха Никона, в Россию, остававшуюся в то время единственным православным царством – «Вторым Иерусалимом» и «Третьим Римом» (см. «Москва – третий Рим»), следовало перенести топографию и архитектуру Святой земли путём копирования её топонимов, сооружений и символики. Такой «Русской Палестиной» должен был стать Н.-И. м. и его окрестности. Холм, на котором был заложен монастырь, назвали Сионом, холм к востоку – Елеоном, холм к северу – Фавором, р. Истра – Иорданом; недалеко был основан небольшой женский монастырь – Вифания и т. д. Осн. письм. источником для обустройства «Русской Палестины» послужил «Проскинитарий» («Поклонник Святых мест»), составленный посетившим Святую землю иеромонахом Арсением Сухановым. «Проскинитарий» представляет собой подробное описание городов и храмов Святой земли с детальными обмерами гл. святынь, прежде всего иерусалимского храма Гроба Господня. В распоряжении патриарха Никона оказались также привезённые в Россию модель и гравированные чертежи храма Гроба Господня, модели Кувуклии (часовни) Гроба Господня и Рождества храма в Вифлееме, план святых мест Иерусалима. Патриарх Никон являлся зодчим монастырского комплекса и руководителем строительства.
По периметру заложенного монастыря была построена дерев. ограда «в две стены» с 8 шатровыми башнями. Дерев. тёплую ц. Воскресения Христова «с трапезою и келарнею и служнею» построили в юго-зап. части монастыря, освятив в 1657 в присутствии царя Алексея Михайловича (при этом царь впервые употребил назв. «Новый Иерусалим»). Монастырь получил вотчины с населением св. 6 тыс. душ. В 1658 в Н.-И. м. был заложен каменный собор Воскресения Христова. При патриархе Никоне собор был доведён до сводов. В 1658 рядом с монастырём, на берегу Истры, патриарх Никон возвёл «Отходную пустынь» – 4-ярусную башню с кельями и церквами Богоявления Господня и Святых апостолов Петра и Павла, где уединялся для молитвы и размышлений на время поста. В июле 1658 из-за конфликта с царём патриарх Никон покинул Москву и поселился в Н.-И. м., оставаясь там до 1666.
В строительстве монастыря принимали участие мастера Приказа каменных дел (Аверкий Макеев, Иван Белозер и др.), белорус. и зап.-европ. мастера. По инициативе патриарха Никона в Н.-И. м. была укомплектована библиотека, в которую он передавал старинные рукописные книги, в т. ч. из личной библиотеки, а также греч. рукописи из афонских монастырей. В состав библиотеки входили такие памятники письменности, как Изборник Святослава 1073, Юрьевское Евангелие (12 в.), списки Воскресенской и Никаноровской летописей, том Лицевого свода (16 в.) и др. К кон. 17 в. библиотека Н.-И. м. насчитывала ок. 600 томов. В 1907 все рукописные книги были переданы в Синодальную библиотеку, где составили Воскресенское собрание рукописей (с 1920 в составе ГИМ).
После соборного осуждения патриарха Никона (дек. 1666) строительство Н.-И. м. было прервано, царским указом 1667 мастера (31 чел.) переведены в Москву. Н.-И. м. приравняли к рядовой подмосковной обители. Однако в 1679 попечением царя Фёдора Алексеевича возобновлено строительство Воскресенского собора, монастырь поступил в ведение Мастерской палаты (отделение Большого дворца приказа). В 1681 в приделе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи Воскресенского собора был похоронен патриарх Никон. В 1685 совершено освящение Воскресенского собора. В посл. трети 17 в. был окончательно сформирован монастырский ансамбль.
В 1-й пол. 18 в. Н.-И. м. пострадал от ряда крупных пожаров. Большие ремонтно-восстановит. работы проводились с 1749 при имп. Елизавете Петровне. До кон. 19 в. в Воскресенском соборе к 14 приделам по иерусалимскому образцу добавились ещё 15 приделов, устроенных членами имп. семьи и знатных родов. Перед секуляризацией 1764 монастырю принадлежало ок. 14 тыс. (по др. данным, св. 16 тыс.) душ и 22 тыс. дес. земли. После манифеста 1764 все монастырские крестьяне были переведены в экономические, у Н.-И. м. остались только подворья в Москве и 30 дес. земли. Талантливыми строителями, церковными историками, духовными писателями, археографами, агиографами являлись мн. настоятели и насельники Н.-И. м.: архимандриты Герман (?–1682), Никанор (? – после 1704), архимандрит, впоследствии архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) (1708–71), архимандрит, впоследствии еп. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (1818–93), архим. Леонид (Кавелин) (1822–91), сщмч. Серафим (Чичагов) (1856–1937) и др. В 1874 архим. Леонидом (Кавелиным) в Н.-И. м. был создан Музей патриарха Никона. В 19 – нач. 20 вв. монастырь был одним из центров рус. паломничества.
В 1919 Н.-И. м. был закрыт, в 1920 на его территории образован краеведч. музей (с 1935 Моск. областной краеведч. музей; с 1991 Историко-архит. и худож. музей «Новый Иерусалим»). Осенью 1941 монастырь был занят нем. дивизией СС «Райх» (использовался как госпиталь); 10.12.1941 немецко-фашистские войска, отступая, взорвали Воскресенский собор с шатром ротонды и колокольней, надвратную церковь, башни и стены монастыря. Уже в янв. 1942 остатки сооружений обследовала мастерская Академпроекта под рук. А. В. Щусева (худ. Е. Е. Лансере создана серия акварелей), на основе натурных обмеров и фотоматериалов был создан 1-й эскизный проект реставрации. В 1957 началось восстановление собора (проект арх. П. Д. Барановского). В 1959 возобновил работу музей. К кон. 20 в. был восстановлен архит. облик стен, башен, братских келий, не была восстановлена только архит. доминанта – ярусная колокольня 17 в.
В 1994 Н.-И. м. был возобновлён. С 2009 в монастыре ведутся н.-и. археологические, также проектные и реставрац.-восстановительные работы.
Смысловой и архит. центр Н.-И. м. – собор Воскресения Христова (строился в 1658–85 с перерывом в 1667–79) был задуман как образ храма Гроба Господня в Иерусалиме. В плане собор повторяет иерусалимский образец. При этом объёмное решение вполне самостоятельно, сравнимо с оригиналом только в самых общих чертах и во многом следует моск. традиции церковной архитектуры. Центр. объём – крестово-купольный, 4-столпный, увенчанный золотой главой, с юга и севера имеет 2-этажные галереи. Алтарная часть охвачена обходом с 4 приделами. В сложную композицию центр. пространства собора входит обширный алтарь. К югу от центр. части располагаются придельные церкви и святыни: Камень помазания, «Жалостный путь» Христа на Голгофу, Голгофская ц. (Воздвижения Креста Господня), придел Усекновения главы св. Иоанна Предтечи («Гроб Адамов»). К северу от центр. части – церкви Рождества и Успения Пресвятой Богородицы. С востока, примыкая к обходу алтарной части, расположена подземная 4-столпная ц. Святых Константина и Елены, углублённая в землю на 6 м (в 17 в. её стены возвышались на выс. 1,5 м). Ротонда Гроба Господня расположена к западу от центр. части и объединена с ней 2-этажной галереей. В центре ротонды помещена Кувуклия, включающая, как и в иерусалимском храме, пещеру Гроба Господня и придел Ангела. Изначальный кирпичный шатёр ротонды (выс. 18 м, диаметр 23 м) был самым большим в др.-рус. зодчестве. К юж. фасаду собора примыкала 7-ярусная колокольня, в нижней части схожая с иерусалимским прототипом, а в верхней – с Колокольней Ивана Великого. Новаторским стало технико-худож. решение Воскресенского собора: недоступные в России 17 в. мрамор и цветной камень, использованные в иерусалимском храме, заменила полихромная глазуров. керамика (мастера П. Заборский, С. Полубес, И. Максимов и др.), применённая в уникальных масштабах – изразцами облицованы иконостасы, наличники, порталы, консоли и карнизы, изразцами выложены многочисл. духовно-просветительные надписи. Церковную топографию иерусалимского храма объясняли 48 плит «камен- ного путеводителя» (17 в.), вмурованные в стены собора, цитирующие «Проскинитарий». Мн. черты Воскресенского собора 17 в. (в частности, его Кувуклия и гл. алтарь) отражают утраченные особенности иерусалимского прототипа, что ставит собор в число ценнейших памятников мировой культуры.
Воскресенский собор сильно пострадал от обрушения кирпичного шатра ротонды в 1723 и большого пожара 1726. В 1730–40-х гг. восстановит. работы велись под рук. арх. И. Ф. Мичурина, в реконструкции участвовали архитекторы А. П. Евлашев и Д. В. Ухтомский. В 1754 спроектирован шатёр ротонды из дерева (арх. Б. Ф. Растрелли, инж. В. Бернардацци), сооружение которого завершил в 1759 К. И. Бланк. Фасады и интерьеры собора заново оформили в стиле барокко (включая Кувуклию по проекту Растрелли). Воссозданный собор освятили в 1759. Дерев. шатёр ротонды полностью утрачен при взрыве собора в 1941. В 1983–93 смонтирован металлич. шатёр ротонды; с 2012 сооружается новый шатёр.
Ансамбль Н.-И. м. включал также деревянные на каменном погребе палаты патриарха Никона (южнее собора) с 6 жилыми кельями, парадными и хозяйств. помещениями и домовой дерев. Трёхсвятительской ц.; дерев. хоромы (на юж. половине, напротив колокольни) для отдыха государей во время посещения ими Н.-И. м. (обе постройки не сохр.). В 1686–92 по решению царевен Татьяны Михайловны и Софьи Алексеевны к западу от Воскресенского собора на «старых каменных службах» (на месте каменной хлебни, поварни, квасоварни и погребов) были построены трапезные палаты с тёплым соборным храмом в честь Рождества Христова. К ним примыкают больничные палаты с храмом во имя Трёх Святителей (1698) и настоятельские покои (1698). К северу от Воскресенского собора расположены одноэтажные палаты царевны Татьяны Михайловны (кон. 17 в.) и братские корпуса (19 в.). В 1690 под рук. Я. Г. Бухвостова начали возведение каменной (вместо деревянной) ограды со Святыми воротами с примыкающими караульными и наместничьими палатами и надвратной 5-ярусной ц. Входа Господня в Иерусалим в стиле нарышкинского барокко (1694–97; восстановлена в 1971–76 после разрушения 1941); вероятно, к этому же времени относится строительство солодовой и кузнечной палаты (одно здание). В плане ограда образовала неправильный шестиугольник с периметром более 1 км, с 8 башнями, некоторые из них получили названия по воротам Иерусалима (Дамасская, Гефсиманская, Сионская). Башни разделены перекрытиями на этажи: нижние использовались для хозяйств. нужд, верхние – как кельи. За исключением Иноплеменничьей, все башни увенчаны каменными завершениями. Башни Давидов дом и Сионская были проездными, Ефремова – проходной (ныне ворота заложены). Стены с боевым ходом с парапетом имеют толщину 3 м при высоте 9 м и 3 ряда бойниц.
Западнее собора, внутри него и под колокольней, находится древнейшая часть монастырского некрополя.