КОЛОКО́ЛЬНЯ ИВА́НА ВЕЛИ́КОГО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛОКО́ЛЬНЯ ИВА́НА ВЕЛИ́КОГО, комплекс сооружений на Соборной пл. Московского Кремля. Включает в себя столпообразный храм-колокольню Иоанна Лествичника, звонницы (Большую, или Успенскую, и Филаретову). Древние названия («Иван Великий», «Иванов столп»), утвердившиеся, очевидно, с 16 в., связаны с именем прп. Иоанна Лествичника и с необычной высотой сооружения (81 м): столп колокольни долгое время оставался самой высокой постройкой на Руси.
Старейшим звеном комплекса была каменная ц. Иоанна Лествичника «иже под колоколы», построенная при вел. кн. владимирском Иване I Даниловиче Калите (1329), – одна из первых колоколен в рус. архитектуре; никаких сведений о её облике не сохранилось. В 1505–1508 сооружена новая 2-ярусная колокольня с храмом в нижнем ярусе (руководил строительством Бон Фрязин); ок. 1600 надстроен ещё один ярус. Столп колокольни сложен из большемерного кирпича, цоколь и фундамент – из белого камня. Нижний ярус представляет собой в плане 8-гранник с полукруглыми нишами (три для алтаря, дьяконника и жертвенника, а также ещё две – в сев. и юж. гранях). В верхних частях 1-го и 2-го ярусов, а также в нижней части 3-го размещены площадки для колоколов с открытыми арками звона. Фасадный декор первых двух ярусов лаконичен и содержит характерные для построек времени вел. кн. московского Ивана III Васильевича «итальянизмы»: ренессансные профили, лопатки и карнизы, романские аркатурные и зубчатые пояски. 3-й ярус декорирован богаче – килевидными и треугольными наличниками; окна имеют наличники с треугольными очельями. Под куполом находится расположенная в 3 яруса золочёная надпись о завершении храма в 1600.
В 1532–43 Петрок Малый пристроил с севера к столпу храма-колокольни большой прямоугольный объём звонницы (предполагалось, что это будет Воскресенская ц.), в нижней части которой был устроен храм Рождества Христова (позднее упразднён), а в верхней находились площадки для колоколов. Декоративное оформление фасадов звонницы также приобрело ренессансные черты. Прямоугольный объём нижней части, несущий главу на высоком барабане, первоначально имел над арками звона ярусы кокошников. Со стороны Соборной пл. к звоннице примыкало крыльцо, заменённое в кон. 18 в. колонным портиком по проекту М. Ф. Казакова. С севера к петроковской церкви в 1624 присоединена прямоугольная в плане Филаретова пристройка (звонница; архитекторы Джон Талер, Бажен Огурцов), получившая назв. по имени заказчика – патриарха Филарета; она завершается небольшим 8-гранным шатром с башенками по углам.
Во время Отеч. войны 1812 Успенская звонница и Филаретова пристройка были взорваны французами. Воссоздание в 1814–19 (архитекторы Д. И. Жилярди, О. И. Бове по проекту И. В. Еготова и Л. Руска) носило приблизительный характер. В декор ввели классицистич. и неоготич. детали. Во 2-й ярус Успенской звонницы в 1817 перенесли престол разрушенного собора Николы Гостунского, стоявшего на Ивановской пл. В центральном её проёме поместили Успенский колокол (масса ок. 62,5 т), отлитый в 1817 мастером Я. Завьяловым. В 1849–52 комплекс К. И. В. реставрировался по проекту К. А. Тона, со стороны Соборной пл. взамен портика была воссоздана галерея с крыльцом, ведущим ко 2-му ярусу звонницы. После 1917 храмы Иоанна Лествичника и Николы Гостунского закрыты, а мн. колокола сняты. Помещения использовались как фонды Московского Кремля музеев. В 2006 в звоннице открыт выставочный зал; с кон. 2008 в помещении колокольни экспонируются архит. детали и элементы декора снесённых и перестроенных храмов Московского Кремля. Комплекс колокольни является важнейшей доминантой ансамбля Московского Кремля и вместе с другими его памятниками включён в список Всемирного наследия.