МОСКО́ВСКИЙ КРЕМЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОСКО́ВСКИЙ КРЕМЛЬ, древнейшая часть Москвы, главный общественно-политич., духовно-религ. и историко-худож. комплекс центра столицы, местопребывание Президента РФ. Расположен на Боровицком (Кремлёвском) холме (выс. до 30 м), на крутом повороте Москвы-реки, при впадении в неё р. Неглинной (Неглинка). Назв. «кремль» упоминается в летописях с 1331. В плане М. К. – неправильный треугольник пл. 27,5 га; его юж. стена обращена к Москве-реке, северо-западная – к Александровскому саду, восточная – к Красной площади.
Археологич. изучение территории М. К. ведётся с сер. 19 в.; наиболее крупные раскопки проводились при строительстве Кремлёвского Дворца съездов (в 1959–1960) и в 2007 на подоле. Толщина культурного слоя колеблется от 4 до 12 м. Древнейший культурный слой, относящийся к железному веку (ок. сер. 1-го тыс. до н. э.), был обнаружен между фундаментами в Архангельском соборе. Почти на всей площади М. К. выявлены напластования домонгольского времени. В науч. лит-ре существуют 2 осн. точки зрения на время возникновения ср.-век. поселения: 11 в. либо не ранее 12 в. (скорее, его середины). Важнейшими археологич. находками на территории М. К. являются остатки оборонит. сооружений 12 в. (валы и рвы), некрополь в районе Соборной пл., клады украшений 12–13 вв., 2 берестяные грамоты 14 в.
Само местоположение исторически определило доминирующую роль М. К. среди соседних поселений. Крепость, основанная кн. Юрием Владимировичем Долгоруким в 1156, занимала площадь в неск. гектаров; наиболее активно были освоены центр. часть верхней террасы холма и участок второй надпойменной террасы в его мысовой части. Раскопками обнаружены жилые и хозяйств. срубы, огороженные частоколами дворы, мостовая из дерев. плах, а также богатый феод. некрополь, на котором, возможно, существовала дерев. церковь, предопределившая местоположение будущего каменного Успенского собора – на маковице береговой гряды, откуда начинается линия водораздела между реками Москва и Неглинная. Ко времени нашествия Батыя и разрушения им М. К. он был окружён посадами и сёлами.
В летописях нет сведений о перестройках М. К. вплоть до времени правления кн. Ивана I Даниловича Калиты, когда Москва стала постоянной резиденцией не только великих князей, но и митрополитов всея Руси. В 1326 митр. Пётр заложил первый каменный Успенский собор; рядом с ним расположился и митрополичий двор. Следом развернулось строительство целого ряда каменных храмов, которые стали основой формирования кремлёвского ансамбля: церковь «под колоколы» Иоанна Лествичника (1329); Петроверигский придел к Успенскому собору; собор княжеского мон. Спаса на Бору (1330), куда была перенесена архимандрития из Данилова монастыря; собор Архангела Михаила (1333; на бровке Боровицкого холма, возможно, на месте более древней дерев. церкви). В 1339–40 сооружены гор. стены и новые укрепления из дуба. Кремль Ивана Калиты вскоре пострадал от пожара. При моск. кн. Дмитрии Ивановиче Донском зимой 1366/67 началось строительство белокаменных укреплений Москвы. М. К. превратился в самую мощную крепость Сев.-Вост. Руси. Летописи подчёркивают неприступность и величие М. К., который был «камен твёрд» и имел многие «врата железна».
Во 2-й пол. 14 – нач. 15 вв. М. К. дополнили комплексы митрополичьего Чудова монастыря (1365, на месте находившегося здесь Ханского двора) и княгинина Вознесенского мон. (1407). В кремлёвской застройке выделялся великокняжеский дворец с его златоверхим теремом, упомянутым в «Задонщине». В 1393–94 во дворце, в покоях княгини, была выстроена каменная ц. Рождества Богородицы на Сенях с приделом Св. Лазаря; примерно тогда же возведена белокаменная ц. Благовещения (перестроена в 1416, разобрана в 1482–83) на бровке москворецкого берега, напротив собора Архангела Михаила, возле неё – башня с гор. часами («часозвоня», 1404, мастер Лазарь Сербин).
Вел. кн. Иван III Васильевич озаботился в первую очередь восстановлением и укреплением М. К., который, судя по впечатлению итал. дипломата А. Контарини, посетившего Москву в 1476–77, был в большей степени деревянным, чем каменным (вероятно, в результате многочисл. ремонтов). Под рук. В. Д. Ермолина в 1462 были поновлены его белокаменные стены, а в 1464–66 выполнены резные белокаменные скульптуры св. Георгия Победоносца и св. Дмитрия Солунского: установленные в киотах над Фроловскими воротами (с внешней и внутр. сторон), они играли роль охранительных знаков и гос. эмблем. В 1460-е гг. слева от этих ворот им же была возведена ц. Св. Афанасия Александрийского, укреплён и достроен собор Вознесенского мон. В 1472 был заложен новый Успенский собор (мастера Кривцов и Мышкин), который должен был превосходить своими размерами Успенский собор во Владимире; однако в 1474 недостроенный собор пострадал от землетрясения. Приехавший в Москву из Италии (1475) по приглашению Ивана III Аристотель Фиораванти, сочтя невозможным подправление пострадавшей постройки, заложил новое основание Успенского собора (строительство закончено в 1479), ставшего впоследствии образцом для гл. гор. соборов Моск. гос-ва. В 1485 начались работы по перестройке стен и башен М. К. Первой была заложена Чешкова (Тайницкая) башня на берегу Москвы-реки, затем возведена юж. стена, фланкированная круглыми Свибловой (Водовзводной) и Беклемишевской (Москворецкой) башнями (зодчие Антон Фрязин и Марк Фрязин). В нач. 1490-х гг. сооружены укрепления с вост. стороны (арх. П. А. Солари), территория М. К. расширена к северо-западу от Фроловских ворот; в 1494–95 возведена стена на арочных субструкциях вдоль русла Неглинки (арх. Алевиз Фрязин Старый).
Сложенный из кирпича с добавлением белокаменных деталей, М. К. стал мощной крепостью, отвечавшей требованиям воен. иск-ва того времени. Его ворота были усилены отводными стрельницами, внутри стен сделаны боевые ходы. Со всех трёх сторон М. К. был окружён водой: с юга Москвой-рекой, с северо-запада – Неглинкой, запруженной и превращённой в широкий водный массив, с востока – т. н. Алевизовым рвом (35 м в ширину). От проездных башен через ров и р. Неглинка были перекинуты мосты; самый большой из них (каменный мост перед Ризоположенскими, или Троицкими, воротами) был дополнительно защищён Кутафьей башней. По повелению Ивана III была расчищена от застройки широкая (ок. 240 м) полоса вокруг всего М. К. – крепостной гласис. Архит. формы стен и башен М. К., в т. ч. зубцы в форме ласточкина хвоста, повторяли формы сев.-итал. крепостей. М. К. стал зримым воплощением идеи превращения Москвы в «Новый Константинополь» или «Третий Рим». Этому способствовала и треугольная схема его плана, отвечавшая ср.-век. представлениям о «треугольности» Константинополя.
Вслед за строительством стен и башен М. К. развернулись работы по возведению нового великокняжеского дворца. Объединяющим началом в его композиции послужил П-образный в плане подклет, обрамлённый аркадой. В центре двора была оставлена ц. Спаса на Бору, с зап. стороны двор был ограничен стеной с Золотыми (Гербовыми) воротами. Гл. тронным залом стала Грановитая палата (архитекторы Марк Фрязин и П. А. Солари); среди дворцовых построек она выделялась размерами, белокаменной рустовкой гл. фасада и расположением на площади возле гл. собора. К её юж. стене примкнуло Красное крыльцо. В композиции нового дворца сохранялся традиц. принцип сложения его из разновеликих палат, соединённых переходами.
В 1480-е гг. в центре М. К. псковскими мастерами возведены в кирпиче Благовещенский собор (1484–89, на старом основании ц. Благовещения), включённый в дворцовый комплекс, митрополичья домовая ц. Ризоположения, вставшая на затеснённом участке у зап. входа в Успенский собор. В 1505–08 развернулось строительство нового Архангельского собора (арх. Алевиз Фрязин Новый), который приобрёл крупные размеры и белый ордерный декор. Трактованный как богатое придворное сооружение, этот собор (бывший с 1333 великокняжеской усыпальницей) контрастировал с геометрически строгим Успенским собором (усыпальницей моск. митрополитов): в этом сочетании проявляла себя программная идея сосредоточения в центре М. К. символов светской и церковной власти. В эти же годы в центре кремлёвского ансамбля возведена Колокольня Ивана Великого (церковь-звонница Иоанна Лествичника, арх. Бон Фрязин; др. названия – «Иван Великий», «Иванов столп») – могучая архит. вертикаль, собравшая вокруг себя все ведущие сооружения и подчёркивающая идею центричности, закладывавшуюся в образ М. К. В 1532–43 к сев. грани Колокольни Ивана Великого пристроена церковь-звонница Воскресения (позднее – Рождества Христова, арх. Петрок Малый; завершена в 1543–1552 моск. мастерами). В нач. 16 в. возведена ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (Алевиз Фрязин Новый); в сер. 16 в. лишь частично перестраивались дворцовые палаты, построен Сретенский собор для царевичей на Взрубе, Благовещенский собор обстроен приделами и стал 9-главым. Гл. памятник этого времени – Василия Блаженного храм – был возведён не в М. К., а на посаде, под стенами города.
В кон. 16 в. реконструкцию М. К. предпринял царь Борис Фёдорович Годунов. Был вычищен и укреплён каменными стенками Алевизов ров, построена дополнит. стена по берегу Москвы-реки, обновлён дворцовый комплекс, получивший мощное каменное основание в виде корпуса Запасного дворца на Взрубе. В центре М. К. Борис Годунов намеревался построить подобие Храма Соломона: была сделана модель, заготовлены сваи и известь, но смерть помешала царю осуществить этот замысел. Успели лишь надстроить Колокольню Ивана Великого, которая достигла выс. 81 м.
По окончании Смутного времени новой крупной постройкой в М. К. стало высокое шатровое венчание Фроловских (с 1658 Спасских) ворот, где были установлены часы (1624–25, англ. мастер Х. Галовей, англ. зодчий В. Граф). Надстройка Спасской башни, изобилующая готич. элементами, превратила её в одну из важнейших архит. доминант Москвы. В те же годы была сооружена Филаретова пристройка (по имени заказчика, патриарха Филарета) к комплексу кремлёвских звонниц (1624, архитекторы Дж. Талер, Б. Огурцов). В 1635–37 на основании палат 15–16 вв. возведён Теремной дворец (Огурцов, А. Константинов и др.). На его плоской кровле было устроено гульбище, где поставили «терем», увенчанный высокой расписной кровлей; во дворце находился зал для заседаний Боярской думы. С двух сторон дворец фланкировался домовыми церквами [с запада – ц. Рождества Богородицы на Сенях, с востока – Екатерининской ц., Верхоспасским собором и построенными позднее церквами Евдокии (Воскресения Словущего) и Воздвижения Креста]. При царе Фёдоре Алексеевиче (в 1679–81) всю эту группу теремных церквей «собрали» в единый прямоугольный объём, опоясанный по периметру изразцовым фризом, и увенчали живописным 11-главием. Ансамблю М. К. был присущ принцип ярусности; большую роль в этом отношении стала играть система береговых террас на каменных основаниях, где были устроены висячие сады с бассейнами, вода в которые поступала при помощи водовзводных механизмов (мастер Х. Галовей).
В 17 в. перестраивался и Патриарший двор, располагавшийся к северу от Успенского собора (в 1643–44 под рук. А. Константинова, затем в 1652–56, при патриархе Никоне); был сооружён каменный надвратный храм Филиппа Апостола (с 1681 – Двенадцати Апостолов). В последней четв. 17 в. возведён 2-этажный корпус Приказов, протянувшийся по бровке Кремлёвского холма более чем на 200 м и представлявший собой вереницу палат, поставленных на общий подклет в линию; в него были включены и церкви, в частности сюда перенесли престолы разобранных в 1680-е гг. храмов Александра Невского и Черниговских чудотворцев. М. К. 17 в. с его златоверхими церквами, теремами и садами представлял собой красочный архит. ансамбль. Особое значение в его окончат. сложении имела надстройка кремлёвских башен (кроме Никольской), начатая в 1620-е гг. и лишившая их сурового крепостного духа; в полной мере она осуществлена в 1680-е гг. Тогда же стены и башни М. К. были выбелены известью, что придало им более активное звучание в структуре города.
При царе Петре I в 1702 в М. К. был заложен Арсенал, или Цейхгауз (для хранения оружия, воен. трофеев, также образцов старинного вооружения), – трапециевидное в плане монументальное 2-этажное здание с внутр. двором между Троицкими и Никольскими воротами; Собакина башня (получившая назв. Угловой Арсенальной) стала оформлять его угловую часть. В 1730-е гг. Арсенал был богато украшен лепниной и многоцветной росписью; его венчала высокая кровля (обрушилась в 1737). В ходе строительства (под рук. арх. И. Я. Шумахера) были частично понижены кремлёвские стены, примыкавшие к Арсеналу. После пожара 1737 здание не восстанавливалось вплоть до 1780–90-х гг., когда была произведена его реконструкция под рук. инж. А. И. Герарда и арх. М. Ф. Казакова.
С переносом столицы в С.-Петербург М. К. пришёл в запустение. Ремонтные работы в нём производились эпизодически, гл. обр. по случаю коронационных торжеств. Вновь построен в 1730–31 лишь дворцовый корпус (Зимний Анненгоф, арх. Б. Ф. Растрелли; не сохр.) на месте палат Ивана III. В сер. 18 в. обследованием и частичным восстановлением кремлёвских памятников занимался арх. Д. В. Ухтомский; в частности, им была построена Оружейная галерея на месте Казённого двора. В 1749–53 Ухтомский (по проекту Растрелли) возвёл новый Кремлёвский дворец имп. Елизаветы Петровны, однако рос. императрицы, вслед за Петром I, во время посещений Москвы предпочитали останавливаться близ Немецкой слободы на Яузе. Имп. Екатерина II намеревалась коренным образом реконструировать М. К., построив в нём Большой имп. дворец. Для этого в 1768 была учреждена Экспедиция кремлёвского строения. Её гл. арх. В. И. Баженов разработал проект дворца, длина фасада которого должна была достигать 1200 м, а выс. 30–40 м. Из большого количества ср.-век. памятников М. К. предполагалось оставить единицы. В 1770 была сломана юж. кремлёвская стена с башнями, и на берегу Москвы-реки начались работы по закладке фундамента нового дворца. Однако в 1775 императрица отказалась от своего замысла, строит. работы были остановлены, склон кремлёвского холма выровнен и покрыт дёрном, а стены и башни под ним возведены вновь. Давший трещину Архангельский собор пришлось укреплять контрфорсами.
Дальнейшие работы в М. К. носили более локальный характер. М. Ф. Казаков занимался упорядочением его планировки и застройки, стремился максимально раскрыть центр. соборный ансамбль в сторону Замоскворечья и придать ему законченность, отвечающую идеалам классицизма. Наиболее крупной постройкой Казакова в Кремле стало здание Сената (1776–87), расположенное к северу от Чудова и Вознесенского монастырей. Конфигурация участка предопределила треугольную форму плана этого строго симметричного, но сложного по структуре здания, обращённого своим гл. фасадом на вытянутую треугольную Сенатскую пл., а одним из боковых фасадов, с возвышающимся над ним куполом гл. зала (диаметр ок. 25 м), через кремлёвскую стену – на Красную площадь. Постройки Казакова послужили обрамлением и сев. стороны Ивановской пл.: классицистич. дом моск. митрополита (позднее Малый Николаевский дворец) с его угловой ротондой и неоготич. крыльцо трапезной Чудова мон. В нач. 19 в. в М. К. появились и др. неоготич. элементы: надстройка Никольской башни (арх. И. В. Еготов), ц. Св. Екатерины Вознесенского мон. (предположительно арх. К. И. Росси) и др. Еготовым также была построена Оружейная палата (1806–12; здание не сохр.).
При отходе наполеоновской армии из Москвы в 1812 французы взорвали Успенскую звонницу и Филаретову пристройку, примыкающие к Колокольне Ивана Великого (хотя сам столп устоял), Водовзводную, Никольскую, Угловую Арсенальную башни, всю сев. часть Арсенала. Восстановит. работами занимались архитекторы О. И. Бове, Д. И. Жилярди, Ф. К. Соколов и др. В 1839–1849 взамен прежних царских и великокняжеских дворцов был возведён Большой Кремлёвский дворец в русско-византийском стиле (по проекту К. А. Тона). Применение в его оформлении декоративных элементов 17 в. сочеталось с жёсткой позднеклассицистич. структурой планового и объёмного построения. На 1-м этаже дворца были расположены жилые покои царской семьи, 2-й этаж занимали парадные залы, убранство которых посвящалось рос. орденам (отсюда наименования залов – Георгиевский, Екатерининский, Владимирский, Андреевский, Александровский). При возведении дворца применялись новые конструкции и материалы: металлич. стропила, цемент и бетон – наряду с камнем, редкими породами деревьев и уральскими самоцветами. Своим объёмом новый дворец перекрыл вид на оставшиеся в глубине терема́ и во многом подавил исторически сложившийся ансамбль М. К. В связи с его возведением был снесён храм Рождества Иоанна Предтечи и срыта мысовая часть холма. В ансамбле с ним в 1844–1851 сооружалось новое здание Оружейной палаты (одно из первых зданий музейного назначения в России), выполненное также в рус.-визант. стиле (арх. Тон) и примкнувшее к кремлёвской стене у Боровицких ворот. В 1898 на береговой бровке над Тайницким садом в юго-вост. части М. К. установлен памятник имп. Александру II, увенчанный шатровой сенью (скульптор А. М. Опекушин, худ. П. В. Жуковский, арх. Н. В. Султанов).
Окт. революция 1917 была сопряжена с арт. обстрелом и повреждением мн. памятников М. К. В связи с его превращением в резиденцию сов. правительства началось прямое уничтожение некоторых из них: сначала памятника Александру II, в 1929 – Чудова и Вознесенского монастырей, также Малого Николаевского дворца, на месте которых в 1932–34 было построено Е-образное в плане здание Школы красных командиров им. ВЦИК (арх. И. И. Рерберг). Эта холодная неоклассич. постройка должна была вторить зданию Сената и объединяться с ним при взгляде со стороны Красной пл. (позднее в ней располагался Кремлёвский театр, аппарат ВС СССР, ныне Администрация Президента РФ). В кон. 1920-х гг. и в 1930-е гг. в М. К. были снесены также Красное крыльцо, церкви Константина и Елены, Благовещения, Спаса на Бору; в Большом Кремлёвском дворце уничтожены перестройкой Андреевский (тронный) и Александровский залы. В 1935 на пяти кремлёвских башнях были установлены звёзды из меди и полудрагоценных камней (в 1937 заменены на звёзды из рубинового стекла). В 1946–53 была осуществлена реставрация кремлёвских стен, в т. ч. бойниц и парапетов, обновлены черепичные покрытия шатров, установлены флюгеры и металлич. подзоры кровель, обиты листовой медью верха́ Спасской, Никольской и Троицкой башен.
В 1959–61 велось строительство Кремлёвского Дворца съездов (ныне – Гос. Кремлёвский дворец; архитекторы М. В. Посохин, А. А. Мндоянц и др.). Для этого были снесены здания вблизи Троицких ворот: Оружейная палата (арх. И. В. Еготов); дворцовые корпуса Офицерский, Кухонный, Гренадерский, Кавалерский; быв. Синодальное управление. Новый дворец сильно заглублён в землю и не доминирует в силуэте М. К. В результате реставрац. работ в 1970-е гг. укреплены и покрыты защитным гидрофобным составом стены и башни М. К., на верхах башен установлены новые звёзды из рубинового стекла; капитальному ремонту подверглись часы на Спасской башне.
На территории М. К. располагаются Музеи Московского Кремля (Гос. историко-культурный заповедник «Московский Кремль»). С 1990-х гг. в М. К. ведутся исследоват. и реставрац. работы: восстановление Красного крыльца, реставрация с частичной реконструкцией здания Сената, обследование дворцовых подклетов кон. 15 – нач. 16 вв., воссоздание интерьеров Андреевского и Александровского залов Большого Кремлёвского дворца, реставрация Колокольни Ивана Великого, раскрытие оснований первого каменного Благовещенского собора и др. Весной 2010 обнаружены замурованные штукатуркой в 1937 надвратные иконы (фрески) «Спас с преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским» (сер. 17 в., обновлена в 1895–96) на Спасской башне и «Свт. Николай» – на Никольской башне. М. К. включён в список Всемирного наследия.