РУ́ССКО-ВИЗАНТИ́ЙСКИЙ СТИЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РУ́ССКО-ВИЗАНТИ́ЙСКИЙ СТИЛЬ, один из исторических стилей в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 1-й пол. 19 в.; основан на интерпретации форм визант. и др.-рус. зодчества. Основоположником Р.-в. с. принято считать арх. К. А. Тона. Ранние попытки идеологически мотивированного внедрения в обиход церковной архитектуры форм др.-рус. зодчества видны в неосуществлённом проекте храма Христа Спасителя в Москве А. Н. Воронихина (1813). Эти тенденции получили развитие в творчестве В. П. Стасова (ц. Св. Александра Невского в Потсдаме, 1826–1829; Десятинная ц. в Киеве, 1828–42, не сохр.), где проявилось характерное для Р.-в. с. сочетание классицистич. монументальности объёмов с деталями, «сочинёнными по мотивам» соборов Московского Кремля и памятников владимиро-суздальской школы. Оформившийся в нач. 1830-х гг. как целостное направление, Р.-в. с. был неразрывно связан с понятием народности, выражая идеи культурной самодостаточности России, а также её политич. и конфессиональной преемственности по отношению к Византии. Из-за этого деятели отеч. культуры (А. И. Герцен и др.) долгое время оценивали Р.-в. с. резко критически, вплоть до непризнания его худож.-историч. ценности. Однако именно в ходе развития Р.-в. с. начался сбор материалов о др.-рус. иск-ве и формирование отеч. архит.-реставрац. школы (Ф. Г. Солнцев, Ф. Ф. Рихтер, К. А. Тон, Н. А. Артлебен). Тон выработал в рамках Р.-в. с. новый формальный язык рус. церковной архитектуры, самый яркий пример которого – осуществлённый проект Христа Спасителя храма в Москве; выдвинутая Тоном композиц. формула включала в себя компактный симметрич. план, «лексикон» фасадных декоративных форм (килевидные кокошники, аркатура и т. п.) и 5-главое завершение с маковками или шатрами. Распространению Р.-в. с. способствовало издание Тоном нескольких альбомов образцовых проектов церквей, одобренных Николаем I для осуществления в провинции (собор Рождества Богородицы в Ростове-на-Дону, 1854–60, и др.). В сфере гражд. архитектуры крупнейшей постройкой Р.-в. с. стал Большой Кремлёвский дворец в Московском Кремле (1839–49, арх. Тон), а ключевым замыслом – неосуществлённый проект Коломенского дворца (1836, арх. А. И. Штакеншнейдер).