ПОСО́ХИН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОСО́ХИН Михаил Васильевич [30.11 (13.12).1910, Томск – 22.1.1989, Москва], рос. архитектор, нар. арх. СССР (1970), д. чл. АХ СССР (1979). Участвовал в сооружении Кузнецкого металлургич. комбината, спроектированного амер. фирмой «Фрейн» («Freyn»), одновременно учился в учебном комбинате при строительстве (в 1931 получил диплом гражд. инженера), затем работал в проектном отделе Кузнецкстроя, что дало ему возможность на практике освоить принципы архитектуры модернизма и совр. методы строительства. На примере возводившегося в те же годы «соцгорода» Новокузнецка по проекту арх. Э. Мая познакомился с принципами передового урбанизма. Переехав в 1935 в Москву, работал под рук. Д. Н. Чечулина в проектно-планировочной мастерской Моссовета во главе с А. В. Щусевым (в 1938 передана А. Г. Мордвинову). В 1938 экстерном окончил Моск. архит. ин-т (учился у градостроителя Б. А. Коршунова и др.). В эти годы складывается творч. содружество П. с А. А. Мндоянцем (до 1966). В кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. они приняли участие в нескольких архит. конкурсах, в т. ч. на проект театра в Комсомольске-на-Амуре и аэровокзала в Москве; в 1943–45 привлечены Чечулиным к реконструкции здания Моссовета, получившего новое оформление фасадов в укрупнённых неоклассицистич. формах, а также к формированию Советской пл. перед ним. Первая их крупная самостоят. работа – перестройка здания быв. Александровского уч-ща на ул. Фрунзе для размещения там Генштаба РККА (1943–46); оба проекта стали вехами в формировании т. н. сталинского ампира. В 1946 П. возглавил одну из проектных мастерских Моссовета, в 1948 выиграл конкурс на проект высотного здания на пл. Восстания (1948–54), где удачно совмещались функции жилого дома и объектов социальной инфраструктуры; параллельно разработал новую планировку пл. Восстания и возвёл неск. зданий на прилегающем участке Садового кольца. Совм. с Мндоянцем и инж. В. Лагутенко разрабатывал метод строительства каркасно-панельных жилых домов для массового расселения. В 1950-х гг. были возведены квартал 4-этажных жилых домов такого типа на Хорошёвском шоссе и 6–10-этажные дома на ул. Куусинена. Лидерство в освоении методов индустриального домостроения спасло П. в сер. 1950-х гг. от обвинений в «украшательстве» и выдвинуло на передовые позиции среди зодчих его поколения. В 1959 П. возглавил работу по сооружению Кремлёвского Дворца съездов (1959–61; ныне Гос. Кремлёвский дворец). Архитекторам удалось сдержать высоту сооружения, сохранив, насколько возможно, историч. силуэт кремлёвского ансамбля. Лаконичная, торжественная архитектура Дворца съездов, функциональная планировка, качество строительства и отделки позволяют причислить его к числу выдающихся произведений послевоенного модернизма.
В 1960–82 гл. архитектор Москвы, отвечающий за разработку нового генплана в границах Кольцевой автодороги. Эта сложнейшая работа, завершившаяся в 1971, предусматривала трансформацию сравнительно компактного, сохранявшего свою радиально-кольцевую структуру города в совр. полицентричный мегаполис, пронизанный системой автомагистралей, в т. ч. хордовых. План был осуществлён лишь частично, что привело к консервации мн. проблем, решать которые приходится ныне. Частью трансформации столицы была пробивка заложенной ещё в генплане 1935 магистрали (просп. Калинина, 1964–69). Уничтожение значит. части историч. застройки и несоразмерный окружению масштаб спроектированного под рук. П. ансамбля вызвали справедливую критику. Ансамбль СЭВ (1970), завершавший просп. Калинина, включал в себя, кроме высотного здания, отдельно стоящий конференц-зал в форме низкого цилиндра, подиум с ведущим на него эффектным спиралевидным пандусом (ныне застроен) и параллелепипед гостиницы «Мир»; он также принадлежит к лучшим образцам отеч. послевоенного модернизма.
В 1960–70-х гг. под рук. П. были спроектированы такие конструктивно смелые сооружения, как павильоны СССР на Всемирных выставках [Экспо-1967 в Монреале (смонтирован заново на территории ВДНХ) и Экспо-1970 в Осаке]. Среди реализованных крупных проектов за пределами Москвы – гостинично-курортный комплекс в Пицунде (1959–67). Продолжалась и работа над типологией массового жилья, планировкой жилых районов в Москве (юж. часть р-на Тропарёво, Сев. Чертаново). В период подготовки к Олимпиаде 1980 в Москве под рук. П. построен спорткомплекс «Олимпийский», который относится к числу менее удачных его произведений, как и здание МО СССР на Арбатской пл. (1979–87). В качестве директора ин-та «Моспроект-2» П. инициировал в нач. 1970-х гг. поквартальное обследование историч. застройки Москвы и публикацию на его основе многотомного издания «Памятники архитектуры Москвы». В том же русле поворота от модернистского пренебрежения наследием к его сохранению находится корректная по отношению к памятникам старины реконструкция Суздаля (начата в 1966).
Председатель К-та по гражд. строительству и архитектуре при Госстрое СССР и зам. пред. Госстроя СССР в ранге министра СССР (1963–67). Гос. пр. СССР (1949, 1980), Ленинская пр. (1962).
Его сын – Михаил Михайлович Посохин (р. 10.7.1948, Москва), нар. арх. РФ (2003), д. чл. (1997) и вице-президент (2006) РАХ, чл.-корр. Рос. академии архитектуры и строит. наук (2001). Окончил МАРХИ в 1972, работал в ин-те «Моспроект-1» в мастерской Я. Б. Белопольского, с 1982 в мастерской № 18 управления «Моспроект-2» (с 1993 руководитель этой организации; ныне ГУП Управление по проектированию обществ. зданий и сооружений «Моспроект-2» им. М. В. Посохина), с 2001 руководитель мастерской № 1 «Моспроект-2». Под его руководством осуществлено св. 100 проектов, в т. ч. воссоздание Христа Спасителя храма, здание Центра оперного пения Г. П. Вишневской и жилой комплекс «Опера хаус» (1994–2001), деловой центр на Новинском бульваре (2002; все в Москве). Гос. пр. РФ (1998).