Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕРМО́ЛИН ВАСИЛИЙ ДМИТРИЕВИЧ

Авторы: П. С. Павлинов
В. Д. Ермолин и артель. Фрагмент рельефа с изображением святого Георгия Победоносца. 1464. Третьяковская галерея (Москва).

ЕРМО́ЛИН Ва­си­лий Дмит­рие­вич (ок. 1420-х гг. – ме­ж­ду 1481 и 1485), рус. под­ряд­чик («пред­ста­тель»), зод­чий. Был ор­га­ни­за­то­ром рес­тав­рац., скульп­тур­ных ра­бот. Про­ис­хо­дил из бо­га­то­го ку­печ. ро­да. Дед мас­те­ра – Ер­мо­ла Вас­кин (в мо­на­ше­ст­ве Еф­рем), был на­стоя­те­лем Ан­д­ро­ни­ко­ва мон. в Мо­ск­ве; отец – Дмит­рий, при­нял по­стриг в Трои­це-Сер­гие­вой лав­ре с име­нем Дио­ни­сий. Е. воз­глав­лял стро­ит. ар­тель. В 1460-е гг. ра­бо­тал в Мо­с­ков­ском Крем­ле: по­стро­ил ка­мен­ную цер­ковь Св. Афа­на­сия Алек­сан­д­рий­ско­го у Фро­лов­ских во­рот (ос­вя­ще­на в 1462; не сохр.), об­но­вил бе­ло­ка­мен­ные сте­ны от Свиб­ло­вой баш­ни до Бо­ро­виц­ких во­рот (1462); пе­ре­стро­ил Фро­лов­ские во­ро­та (1462–64; на мес­те ны­неш­них Спас­ских), ук­ра­сив их бе­ло­ка­мен­ны­ми рель­е­фа­ми с изо­бра­же­ния­ми св. Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца на внеш­ней сто­ро­не (1464; фраг­мен­ты – в ГТГ, Му­зе­ях Мо­с­ков­ско­го Крем­ля; один из луч­ших об­раз­цов рус. скульп­ту­ры 15 в., вос­при­ни­мав­шей влия­ния зап.-ев­роп. пла­сти­ки) и св. Дмит­рия Со­лун­ско­го на внут­рен­ней сто­ро­не (1466; не сохр.); об­но­вил со­бор Воз­не­сен­ско­го мон. (1467–68; не сохр.). Сре­ди др. ра­бот Е.: воз­ве­де­ние од­но­столп­ной тра­пез­ной па­ла­ты и по­вар­ни в Трои­це-Сер­гие­вом мон. (1469; не сохр.), об­нов­ле­ние церк­вей во Вла­ди­ми­ре (1469–1470) – ц. Воз­дви­же­ния на тор­гу (1218; сне­се­на в нач. 18 в.) и над­врат­ной ц. Ри­зо­по­ло­же­ния на Зо­ло­тых во­ро­тах (1164, пе­ре­строе­на в нач. 19 в.); вос­ста­нов­ле­ние рух­нув­ше­го в сер. 1460-х гг. Ге­ор­ги­ев­ско­го со­бо­ра в Юрь­е­ве-Поль­ском с по­пыт­кой вос­соз­да­ния це­ло­ст­но­сти рель­еф­ных ком­по­зи­ций (1471; «со­брал из­но­ва», но бы­ли из­ме­не­ны про­пор­ции верх­ней час­ти). В 1472 по­сле ссо­ры с под­ряд­чи­ком Ива­ном Го­ло­вой от­ка­зал­ся от уча­стия в со­ору­же­нии Ус­пен­ско­го со­бо­ра в Мо­с­ков­ском Крем­ле. По за­ка­зу мас­те­ра со­став­ле­на Ер­мо­лин­ская ле­то­пись с опи­са­ни­ем моск. со­бы­тий до 1488 (вме­сте с пись­мом Е. к сек­ре­та­рю Ка­зи­ми­ра IV Яку­бу и «Хо­же­ни­ем за три мо­ря» Афа­на­сия Ни­ки­ти­на во­шла в Тро­иц­кий сбор­ник нач. 16 в., РГБ); в ней во­про­сы ар­хи­тек­ту­ры до 1481 из­ло­жил, ве­ро­ят­но, сам Е. Воз­мож­но, при­нял по­стриг в Трои­це-Сер­гие­вой лав­ре.

Соч.: Пол­ное со­б­ра­ние рус­ских ле­то­пи­сей. М., 2004. Т. 23: Ер­мо­лин­ская ле­то­пись.

Лит.: Ваг­нер ГК. От сим­во­ла к ре­аль­но­сти. Раз­ви­тие пла­сти­че­ско­го об­раза в рус­ском ис­кус­ст­ве XIV–XV вв. М., 1980; Вы­го­лов ВП. Скульп­ту­ра Ге­ор­гия на баш­не Мо­с­ков­ско­го Крем­ля // Па­мят­ни­ки рус­ской ар­хи­тек­ту­ры и мо­ну­мен­таль­но­го ис­кус­ст­ва. М., 1985; Пер­хав­ко ВБ. Зод­чий и книж­ник В. Ер­мо­лин. М., 1997.

Вернуться к началу