ЛИЦЕВО́Й СВОД
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИЦЕВО́Й СВОД (Лицевой летописный свод; от др.-рус. «лица» – изображения, рисунки), рус. историч. иллюстрированное произведение 16 в. Вопрос о времени создания Л. с. вызвал большую полемику в историографии. Относя создание памятника к периоду правления царя Ивана IV Васильевича Грозного, исследователи датировали составление Л. с. 1550-ми гг. (О. И. Подобедова), нач. 1560-х гг. (Д. Н. Альшиц, Р. Г. Скрынников), кон. 1570-х гг. (Н. П. Лихачёв, С. О. Шмидт, А. А. Амосов). Комплексный анализ Л. с. позволил заключить, что работа над ним началась ок. 1569 (Амосов), а прервалась ок. 1586 (В. В. Морозов). Нет единства и по вопросу о месте создания рукописи: помимо Москвы исследователи называли загородную резиденцию Ивана IV – Александрову слободу (Б. М. Клосс) и др.
Сохранилось 10 томов Л. с., которые охватывают события «от Сотворения мира» до 1567 (10 тыс. листов большого формата с 17 тыс. миниатюр). В существующем ныне виде тома Л. с. сложились в 17–18 вв., когда отд. листы были переплетены в тома, при этом часть листов была утрачена, часть перепутана (напр., части единого текста чернового варианта истории Ивана IV оказались в составе Синодального тома и Царственной книги). Утрачены начальная часть текста по рус. истории, содержавшая «Повесть временных лет»; часть известий 1560-х гг.; заключит. часть памятника с известиями до 1586; разл. небольшие фрагменты (утраченный текст Л. с. восстанавливается по тексту Александро-Невской и Лебедевской летописей). В первых трёх томах Л. с. (т. н. Хронографич. часть) излагается всемирная история: Музейский сб. содержит изложение священной и древнееврейской истории от Сотворения мира до разрушения Трои в 13 в. до н. э.; Хронографический сб. – истории древнего и эллинистич. Востока и Древнего Рима; Лицевой хронограф – истории Древнего Рима с 70-х гг. 1 в. н. э. до 337 и визант. истории с 337 до 10 в. Остальные 7 томов (т. н. Летописная часть) последовательно излагают события рус. истории: Голицынский том охватывает периоды 1114–1247 и 1425–72 (со значит. пропусками, восстанавливаемыми по др. томам); Лаптевский том – 1116–1252 (с восстанавливаемыми пропусками); Остермановский I том – 1254–1378; Остермановский II том – 1378–1425 (ныне фрагмент тома с Повестью о Куликовской битве находится в отд. переплёте); Шумиловский том – 1425, 1472–1533; Синодальный том – 1535–42, 1553–67 (со значит. пропусками, восстанавливаемыми по Александро-Невской и Лебедевской летописям); Царственная книга – 1533–53. В настоящее время Л. с. разрознен: Музейский сб., Синодальный том и Царственная книга хранятся в ГИМ; Хронографический сб., Остермановские I и II тома – в Б-ке АН; Лицевой хронограф, Голицынский, Лаптевский и Шумиловский тома – в РНБ. Отд. исследователи (О. И. Подобедова, Б. М. Клосс, Ю. А. Неволин, А. А. Амосов) дополняют этот комплекс рукописей: т. н. Егоровским сб. (РГБ), содержащим Апокалипсис, Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы, Слово похвальное на Зачатие Иоанна Предтечи, Сказание о чудесах архангела Михаила; Житием Николы (РГБ), содержащим Житие Николая архиепископа Мир Ликийских и фрагмент Кн. Бытия с повествованием о потопе и столпотворении.
Текст Л. с. представляет собой добросовестную компиляцию положенных в его основу источников. При составлении Хронографич. части источники (книги Ветхого завета, Троянская история Гвидо де Колумны, «Александрия», «История Иудейской войны» Иосифа Флавия, Еллинский летописец, Толковая палея, Хроника Георгия Амартола, Хронограф 1512) использовались полностью, без пропусков или отбора фрагментов. Для рассказа о событиях рус. истории было использовано неск. летописей (Никоновская, Воскресенская), Свод 1560, Летописец начала царства, Летописец 1568, Новгородский свод 1539, Постниковский летописец и «Степенная книга». В состав Л. с. вошло более 30 произведений, бытовавших вне летописных памятников (жития, повести и др.), что позволяет назвать его своеобразной лит. антологией. Л. с. был призван обосновать идею возвышения богоизбранного Рус. гос-ва. Этой задаче подчинено изложение всемирной истории как череды последоват. возвышений и падений разл. царств. Итогом и конечной целью этого процесса является Рус. гос-во во главе с родом его «самодержцев», наиболее приближенное к утраченному идеалу Райского сада. Рус. «самодержцы» – первоначально киевские, затем владимирские и, наконец, московские – начиная с кн. Владимира Святославича богоизбранны и наделены мудростью.
Миниатюрами проиллюстрирована б. ч. сообщений Л. с., они тесно связаны с текстом. Иллюстрируя совр. или недавние события, художник использовал наблюдения над окружающей действительностью, при обращении к более древним эпохам он брал за основу миниатюры рукописей 14–15 вв., модернизируя их (А. В. Арциховский). Кроме того, источником миниатюр Л. с. послужили «иконописные подлинники», зап.-европ. печатные книги (хроника Г. Шеделя) и гравюры, в т. ч. А. Дюрера, Х. Хольбейна Младшего (см. в ст. Хольбейн) и др. Как показывает анализ худож. особенностей миниатюр, над ними работали не менее 6 мастеров, которым была присуща манера московской школы живописи 16 в. с новгородскими и тверскими элементами.
На этапе работы над историей Ивана IV Л. с. подвергнут переработке: данная часть Л. с., переписанная набело, была снабжена приписками, которые существенно меняли содержание текста и миниатюр. Исследователи связывали их возникновение с редакторским вмешательством Ивана IV (С. Ф. Платонов, Д. Н. Альшиц), И. М. Висковатого (Б. А. Романов, Н. М. Рогожин), Б. Ф. Годунова (В. В. Морозов).
В 2004–06 проведены подготовка и выпуск факсимильного издания Лицевого свода.