Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИЦЕВО́Й СВОД

Авторы: В. В. Морозов

ЛИЦЕВО́Й СВОД (Ли­це­вой ле­то­пис­ный свод; от др.-рус. «ли­ца» – изо­бра­же­ния, ри­сун­ки), рус. ис­то­рич. ил­лю­ст­ри­ро­ван­ное про­из­ве­де­ние 16 в. Во­прос о вре­мени соз­да­ния Л. с. вы­звал боль­шую по­ле­ми­ку в ис­то­рио­гра­фии. От­но­ся соз­дание па­мят­ни­ка к пе­рио­ду прав­ле­ния ца­ря Ива­на IV Ва­силь­е­ви­ча Гроз­но­го, ис­сле­до­ва­те­ли да­ти­ро­ва­ли со­став­ле­ние Л. с. 1550-ми гг. (О. И. По­до­бе­до­ва), нач. 1560-х гг. (Д. Н. Аль­шиц, Р. Г. Скрын­ни­ков), кон. 1570-х гг. (Н. П. Ли­ха­чёв, С. О. Шмидт, А. А. Амо­сов). Ком­плекс­ный ана­лиз Л. с. по­зво­лил за­клю­чить, что ра­бо­та над ним на­ча­лась ок. 1569 (Амо­сов), а пре­рва­лась ок. 1586 (В. В. Мо­ро­зов). Нет един­ст­ва и по во­про­су о мес­те соз­да­ния ру­ко­пи­си: по­ми­мо Мо­ск­вы ис­сле­до­ва­те­ли на­зы­ва­ли за­го­род­ную ре­зи­ден­цию Ива­на IV – Алек­сан­д­ро­ву сло­бо­ду (Б. М. Клосс) и др.

Лицевой свод. Фрагмент текста и миниатюра. 2-я пол. 16 в. Российская национальная библиотека (С.-Петербург).

Со­хра­ни­лось 10 то­мов Л. с., ко­то­рые ох­ва­ты­ва­ют со­бы­тия «от Со­тво­ре­ния ми­ра» до 1567 (10 тыс. лис­тов боль­шо­го фор­ма­та с 17 тыс. ми­ниа­тюр). В су­ще­ст­вую­щем ны­не ви­де то­ма Л. с. сло­жи­лись в 17–18 вв., ко­гда отд. лис­ты бы­ли пе­ре­пле­те­ны в то­ма, при этом часть лис­тов бы­ла ут­ра­че­на, часть пе­ре­пу­та­на (напр., час­ти еди­но­го тек­ста чер­но­во­го ва­ри­ан­та ис­то­рии Ива­на IV ока­за­лись в со­ста­ве Си­но­даль­но­го то­ма и Цар­ст­вен­ной кни­ги). Ут­ра­че­ны на­чаль­ная часть тек­ста по рус. ис­то­рии, со­дер­жав­шая «По­весть вре­мен­ных лет»; часть из­вес­тий 1560-х гг.; за­клю­чит. часть па­мят­ни­ка с из­вес­тия­ми до 1586; разл. не­боль­шие фраг­мен­ты (ут­ра­чен­ный текст Л. с. вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся по тек­сту Алек­сан­д­ро-Нев­ской и Ле­бе­дев­ской ле­то­пи­сей). В пер­вых трёх то­мах Л. с. (т. н. Хро­но­гра­фич. часть) изла­га­ет­ся все­мир­ная ис­то­рия: Му­зей­ский сб. со­дер­жит из­ло­же­ние свя­щен­ной и древ­не­ев­рей­ской ис­то­рии от Со­тво­рения ми­ра до раз­ру­ше­ния Трои в 13 в. до н. э.; Хро­но­гра­фи­че­ский сб. – ис­то­рии древ­не­го и эл­ли­ни­стич. Вос­то­ка и Древ­не­го Ри­ма; Ли­це­вой хро­но­граф – ис­то­рии Древ­не­го Ри­ма с 70-х гг. 1 в. н. э. до 337 и ви­зант. ис­то­рии с 337 до 10 в. Ос­таль­ные 7 то­мов (т. н. Ле­то­пис­ная часть) по­сле­до­ва­тель­но из­ла­га­ют со­бы­тия рус. ис­то­рии: Го­ли­цын­ский том ох­ва­ты­ва­ет пе­ри­оды 1114–1247 и 1425–72 (со зна­чит. про­пус­ка­ми, вос­ста­нав­ли­вае­мы­ми по др. то­мам); Лап­тев­ский том – 1116–1252 (с вос­ста­нав­ли­вае­мы­ми про­пус­ка­ми); Ос­тер­ма­нов­ский I том – 1254–1378; Ос­тер­ма­нов­ский II том – 1378–1425 (ны­не фраг­мент то­ма с По­ве­стью о Ку­ли­ков­ской бит­ве на­хо­дит­ся в отд. пе­ре­плё­те); Шу­ми­лов­ский том – 1425, 1472–1533; Си­но­даль­ный том – 1535–42, 1553–67 (со зна­чит. про­пус­ка­ми, вос­ста­нав­ли­вае­мы­ми по Алек­сан­д­ро-Нев­ской и Ле­бе­дев­ской ле­то­пи­сям); Цар­ст­вен­ная кни­га – 1533–53. В на­стоя­щее вре­мя Л. с. раз­роз­нен: Му­зей­ский сб., Си­но­даль­ный том и Цар­ст­вен­ная кни­га хра­нят­ся в ГИМ; Хро­но­гра­фи­че­ский сб., Ос­тер­ма­нов­ские I и II то­ма – в Б-ке АН; Ли­це­вой хро­но­граф, Го­ли­цын­ский, Лап­тев­ский и Шу­ми­лов­ский то­ма – в РНБ. Отд. ис­сле­до­ва­те­ли (О. И. По­до­бе­до­ва, Б. М. Клосс, Ю. А. Не­во­лин, А. А. Амо­сов) до­пол­ня­ют этот ком­плекс ру­ко­пи­сей: т. н. Его­ров­ским сб. (РГБ), со­дер­жа­щим Апо­ка­лип­сис, Сло­во Ио­ан­на Бо­го­сло­ва на Ус­пе­ние Бо­го­ро­ди­цы, Сло­во по­хваль­ное на За­ча­тие Ио­ан­на Пред­те­чи, Ска­за­ние о чу­де­сах ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла; Жи­ти­ем Ни­ко­лы (РГБ), со­дер­жа­щим Жи­тие Ни­ко­лая ар­хи­епи­ско­па Мир Ли­кий­ских и фраг­мент Кн. Бы­тия с по­ве­ст­во­ва­ни­ем о по­то­пе и стол­по­тво­ре­нии.

Лицевой свод. Фрагмент листа с приписками. 2-я пол. 16 в. Исторический музей (Москва).

Текст Л. с. пред­став­ля­ет со­бой доб­ро­со­ве­ст­ную ком­пи­ля­цию по­ло­жен­ных в его ос­но­ву ис­точ­ни­ков. При со­став­ле­нии Хро­но­гра­фич. час­ти ис­точ­ни­ки (кни­ги Вет­хо­го за­ве­та, Тро­ян­ская ис­то­рия Гви­до де Ко­лум­ны, «Алек­сан­д­рия», «Ис­то­рия Иу­дей­ской вой­ны» Ио­си­фа Фла­вия, Ел­лин­ский ле­то­пи­сец, Тол­ко­вая па­лея, Хро­ни­ка Ге­ор­гия Амар­то­ла, Хро­но­граф 1512) ис­поль­зо­ва­лись пол­но­стью, без про­пус­ков или от­бо­ра фраг­мен­тов. Для рас­ска­за о со­бы­ти­ях рус. ис­то­рии бы­ло ис­поль­зо­ва­но неск. ле­то­пи­сей (Ни­ко­нов­ская, Вос­кре­сен­ская), Свод 1560, Ле­то­пи­сец на­ча­ла цар­ст­ва, Ле­то­пи­сец 1568, Нов­го­род­ский свод 1539, По­ст­ни­ков­ский ле­то­пи­сец и «Сте­пен­ная кни­га». В со­став Л. с. во­шло бо­лее 30 про­из­ве­де­ний, бы­то­вав­ших вне ле­то­пис­ных па­мят­ни­ков (жи­тия, по­вес­ти и др.), что по­зво­ля­ет на­звать его свое­об­раз­ной лит. ан­то­ло­ги­ей. Л. с. был при­зван обос­но­вать идею воз­вы­ше­ния бо­го­из­бран­но­го Рус. гос-ва. Этой за­да­че под­чи­не­но из­ло­же­ние все­мир­ной ис­то­рии как че­ре­ды по­сле­до­ват. воз­вы­ше­ний и па­де­ний разл. царств. Ито­гом и ко­неч­ной це­лью это­го про­цес­са яв­ля­ет­ся Рус. гос-во во гла­ве с ро­дом его «са­мо­держ­цев», наи­бо­лее при­бли­жен­ное к ут­ра­чен­но­му идеа­лу Рай­ско­го са­да. Рус. «са­мо­держ­цы» – пер­во­на­чаль­но ки­ев­ские, за­тем вла­ди­мир­ские и, на­ко­нец, мо­с­ков­ские – на­чи­ная с кн. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча бо­го­из­бран­ны и на­де­ле­ны муд­ро­стью.

Ми­ниа­тю­ра­ми про­ил­лю­ст­ри­ро­ва­на б. ч. со­об­ще­ний Л. с., они тес­но свя­за­ны с тек­стом. Ил­лю­ст­ри­руя совр. или не­дав­ние со­бы­тия, ху­дож­ник ис­поль­зо­вал на­блю­де­ния над ок­ру­жаю­щей дей­ст­ви­тель­но­стью, при об­ра­ще­нии к бо­лее древ­ним эпо­хам он брал за ос­но­ву ми­ниа­тю­ры ру­ко­пи­сей 14–15 вв., мо­дер­ни­зи­руя их (А. В. Ар­ци­хов­ский). Кро­ме то­го, ис­точ­ни­ком ми­ниа­тюр Л. с. по­слу­жи­ли «ико­но­пис­ные под­лин­ни­ки», зап.-ев­роп. пе­чат­ные кни­ги (хро­ни­ка Г. Ше­де­ля) и гра­вю­ры, в т. ч. А. Дю­ре­ра, Х. Холь­бей­на Млад­ше­го (см. в ст. Холь­бейн) и др. Как по­ка­зы­ва­ет ана­лиз ху­дож. осо­бен­но­стей ми­ниа­тюр, над ни­ми ра­бо­та­ли не ме­нее 6 мас­те­ров, ко­то­рым бы­ла при­су­ща ма­не­ра мо­с­ков­ской шко­лы жи­во­пи­си 16 в. с нов­го­род­ски­ми и твер­ски­ми эле­мен­та­ми.

На эта­пе ра­бо­ты над ис­то­ри­ей Ива­на IV Л. с. под­верг­нут пе­ре­ра­бот­ке: дан­ная часть Л. с., пе­ре­пи­сан­ная на­бе­ло, бы­ла снаб­же­на при­пис­ка­ми, ко­то­рые су­ще­ст­вен­но ме­ня­ли со­дер­жа­ние тек­ста и ми­ниа­тюр. Ис­сле­до­ва­те­ли свя­зы­ва­ли их воз­ник­но­ве­ние с ре­дак­тор­ским вме­ша­тель­ст­вом Ива­на IV (С. Ф. Пла­то­нов, Д. Н. Аль­шиц), И. М. Вис­ко­ва­то­го (Б. А. Ро­ма­нов, Н. М. Ро­го­жин), Б. Ф. Го­ду­но­ва (В. В. Мо­ро­зов).

В 2004–06 про­ве­де­ны под­го­тов­ка и вы­пуск фак­си­миль­но­го из­да­ния Ли­це­во­го сво­да.

Изд.: По­весть о Ку­ли­ков­ской бит­ве: Текст и ми­ниа­тю­ры Ли­це­во­го сво­да XVI в. Л., 1984; Жи­тие Алек­сан­д­ра Нев­ско­го. Текст и ми­ниа­тю­ры Ли­це­во­го ле­то­пис­но­го сво­да XVI в. Л., 1990; Ли­це­вой ле­то­пис­ный свод XVI в. [На­уч­ное фак­си­миль­ное из­да­ние]. М., 2006. Кн. 1–10.

Лит.: Пре­сня­ков А. Е. Мо­с­ков­ская ис­то­ри­ческая эн­цик­ло­пе­дия XVI в. // Из­вес­тия От­де­ле­ния рус­ско­го язы­ка и сло­вес­но­сти. СПб., 1900. Т. 5. Кн. 3; По­до­бе­до­ва О. И. Ми­ниа­тю­ры рус­ских ис­то­ри­че­ских ру­ко­пи­сей: к ис­то­рии рус­ско­го ли­це­во­го ле­то­пи­са­ния. М., 1965; Амо­сов А. А. Ли­це­вой ле­то­пис­ный свод Ива­на Гроз­но­го: ком­плекс­ное ко­ди­ко­ло­ги­че­ское ис­сле­до­ва­ние. М., 1998; Ли­це­вой ле­то­пис­ный свод XVI в.: ме­то­ди­ка опи­са­ния и изу­че­ния раз­роз­нен­но­го ле­то­пис­но­го ком­плек­са. М., 2003; Ар­ци­хов­ский А. В. Древ­не­рус­ские ми­ниа­тю­ры как ис­то­ри­че­ский ис­точ­ник. М.; Томск, 2004; Мо­ро­зов В. В. Ли­це­вой свод в кон­тек­сте оте­че­ст­вен­но­го ле­то­пи­са­ния XVI в. М., 2005.

Вернуться к началу