МОСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОСКО́ВСКАЯ ШКО́ЛА, одна из школ др.-рус. иск-ва в 14–16 вв. Сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Моск. кн-ва. Роль Москвы как центра объединения рус. земель уже в 1320–1330-х гг. обусловила широкий размах церковного зодчества (соборы – Успенский, 1326–27, и Архангельский, 1333; ц. Спаса на Бору, 1330; все в Московском Кремле, не сохр.), а затем и крепостного строительства (белокаменные стены и башни Московского Кремля, 1366–68; не сохр.). На основе переработки архит. традиций владимиро-суздальской школы в кон. 14 – нач. 15 вв. возникает моск. тип белокаменного храма: компактный, 4-столпный, с повышенными подпружными арками, ярусами кокошников, резными декоративными поясами на фасадах (ц. Рождества Богородицы на Сенях в Московском Кремле, 1393–94; Успенский собор на Городке, ок. 1400; Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря, 1404–05, оба в Звенигороде; Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры, 1422–23). В динамичной, с пониженными угловыми частями композиции Спасского собора Андроникова монастыря заметно влияние юж.-слав. зодчества. Широкое распространение в кон. 14 в. получил новый тип небольшого, скромно декориров. храма с пристенными опорами (церковь в с. Каменское Моск. обл., 2-я пол. 14 в.). Каменное строительство также велось в Чудовом и Вознесенском монастырях в Московском Кремле, в Симоновом монастыре, в Коломне, Серпухове, Можайске.
Живопись М. ш. в 14 в. развивалась на основе синтеза местных традиций и течений визант. и юж.-слав. иск-ва (икона «Спас Ярое Око», 1340-е гг., Успенский собор Московского Кремля). Возможно, княжескими мастерами сер. 14 в. созданы миниатюры т. н. Сийского Евангелия (1339, БАН), иконы «Борис и Глеб с житием» (ГТГ) и «Троица Ветхозаветная» (записана Тихоном Филатьевым в 1700; Успенский собор Московского Кремля). С сер. 14 в. появляются 2 стилистич. линии: связанная гл. обр. с монастырским иск-вом (иконы «Никола в житии» из Николо-Угрешского мон., ГТГ) и линия монументальных и масштабных образов (иконы «Борис и Глеб на конях», ГТГ; «Страшный суд», Успенский собор; «Архангел Михаил с деяниями», Архангельский собор Московского Кремля). Расцвет М. ш. в кон. 14 – нач. 15 вв. связан с деятельностью Феофана Грека, Андрея Рублёва, Даниила Чёрного, в творчестве которых глубокая религиозность сочеталась с проникновенным лиризмом, непосредственностью чувства.
Формирование в кон. 15 в. Рус. гос-ва во главе с Москвой определило новый расцвет М. ш. При перестройке Московского Кремля сотрудничество местных мастеров с приглашёнными в Москву псковскими (Благовещенский собор, 1484–89) и итал. (Успенский собор, 1475–79, арх. А. Фиораванти; Архангельский собор, 1505–08, арх. Алевиз Фрязин Новый, и др.) зодчими дало возможность усовершенствовать технику строительства, обогатить арсенал форм и выразит. возможностей др.-рус. архитектуры. В 1-й пол. 16 в. сохранялись традиция белокаменной архитектуры и т. н. раннемосковский тип церковного зодчества с повышенными подпружными арками и ярусами кокошников (собор Рождества Богородицы Рождественского мон. в Москве).
Традиции иск-ва Андрея Рублёва и мастеров его круга во 2-й пол. 15 – нач. 16 вв. получили развитие в иконах и росписях Дионисия, привлекающих изысканностью пропорций, декоративной праздничностью колорита, гармоничной уравновешенностью композиций. Влияние икон Андрея Рублёва сказалось и в произведениях прикладного иск-ва М. ш. (мастер Амвросий). Худож. достижения М. ш. являются одной из вершин др.-рус. иск-ва, они оказали решающее влияние на развитие в 16 в. общерусского стиля.