УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УСПЕ́НСКИЙ СОБО́Р на Городке, древнейший из сохранившихся архит. памятников Московского великого княжества; расположен в Звенигороде. Возведён кн. Юрием Дмитриевичем в 1399–1400. Кубич. объём с 3 перспективными порталами завершён куполом на высоком барабане. Над порталами проходит широкий резной пояс. Поздние вмешательства исказили первоначальный силуэт У. с.: 4 диагональных свода с закомарами некогда венчал барабан, окружённый 8 кокошниками на постаменте с полуколонками. У. с. – храм крестово-купольной системы. С запада – хоры (до 2-й пол. 16 в. У. с. был дворцовым храмом).
Остатки фресок (ок. 1400) сохранились в простенках барабана (праотцы и пророки), на вост. пилонах [святые Флор и Лавр, Голгофские кресты, «Ангел вручает монашеский устав преподобному Пахомию» (см. илл. к ст. Монашеские уставы), «Преподобные Варлаам и царевич Иоасаф»] и сев. стене жертвенника (житие Иоанна Предтечи). Ряд исследователей (И. Э. Грабарь, В. Н. Лазарев и др.) приписывает их авторство Андрею Рублёву. Фрески представляют собой ранний пример московской школы, для которой характерны гибкость форм и обобщённость силуэтов, мягкий светлый колорит, тип ликов с мелкими правильными чертами, придающими образам лиризм и созерцательность.
В 1918, во время реставрации У. с., были обнаружены иконы деисусного чина: «Вседержитель», «Апостол Павел», «Архангел Михаил» (нач. 15 в., ныне – в ГТГ), также приписываемые кисти Андрея Рублёва.