Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТРО́ИЦЕ-СЕ́РГИЕВА ЛА́ВРА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 420-421

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Архим. Макарий (Веретенников)
Троице-Сергиева лавра. Фото 2012. Фото А.И. Нагаева

ТРО́ИЦЕ-СЕ́РГИЕВА ЛА́ВРА, круп­ней­ший муж­ской мо­на­стырь РПЦ. На­хо­дит­ся в г. Сер­ги­ев По­сад (Мо­с­ков­ская обл.). В 1342 (по др. дан­ным, в 1337) прп. Сер­гий Ра­до­неж­ский с бра­том Сте­фа­ном близ р. Кон­чу­ра на хол­ме Ма­ко­вец по­ста­вил ц. Св. Трои­цы. Ко­гда воз­ник мо­на­стырь, ок. 1354 Сер­гий стал игу­ме­ном и позд­нее ввёл об­ще­жи­тель­ный ус­тав. Его уче­ни­ки ос­но­ва­ли бо­лее 30 оби­те­лей. Вел. кн. Дмит­рий Ива­но­вич Дон­ской (1350–89) для от­кры­тия под­во­рья дал Тро­иц­ко­му мон. зем­лю в Мо­с­ков­ском Крем­ле (в 1460 по­став­ле­на ка­мен­ная ц. Бо­го­яв­ле­ния, Бо­го­яв­лен­ский мон. дей­ст­во­вал до сер. 18 в.). Во вре­мя Еди­гея на­бе­га 1408 мо­на­стырь был со­жжён, за­тем вос­ста­нов­лен и к сер. 15 в. стал круп­ней­шим зем­ле­вла­дель­цем (в т. ч. имел ок. 35 при­пис­ных оби­те­лей), ду­хов­ным и куль­тур­ным цен­тром Ру­си: в нём ра­бо­та­ли пи­са­те­ли Епи­фа­ний Пре­муд­рый, Па­хо­мий Серб, Мак­сим Грек, Ав­раа­мий Па­ли­цын, ико­но­пи­сец Дио­ни­сий, рез­чик Ам­вро­сий и др., ве­лось кни­го­пи­са­ние и ле­то­пи­са­ние, со­б­ра­на бо­га­тая биб­лио­те­ка, дей­ст­во­ва­ли разл. ре­мес­лен­ные мас­тер­ские. С кон. 16 в. час­то име­но­вал­ся «цар­ским», в Тро­иц­ком со­бо­ре моск. пра­ви­те­ли (Иван III, Ва­си­лий III, Иван IV, Ми­ха­ил Фё­до­ро­вич) мо­ли­лись пе­ред во­ен. по­хо­да­ми и кре­сти­ли де­тей; бы­ла тра­ди­ция цар­ских по­се­ще­ний мо­на­сты­ря. К сер. 17 в. пред­ста­ви­те­ли бо­лее 100 знат­ных рус. ро­дов при­ня­ли в нём мо­на­ше­ст­во. С 1561 на­стоя­те­ли но­си­ли сан ар­хи­ман­д­ри­та, счи­та­лись пер­вы­ми из ар­хи­ман­д­ри­тов в рус. цер­ков­ной ие­рар­хии. Ино­гда оби­тель слу­жи­ла фор­по­стом: в 1608–10 вы­дер­жа­ла оса­ду поль­ско-ли­тов. от­ря­дов Я. П. Са­пе­ги и А. И. Ли­сов­ско­го, в 1618 – оса­ду польск. ко­ро­ле­ви­ча Вла­ди­сла­ва (см. Вла­ди­слав IV Ва­за), во вре­мя Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 1812 от­би­ла неск. франц. на­па­де­ний. Слу­жи­ла убе­жи­щем для ца­рев­ны Со­фьи Алек­се­ев­ны во вре­мя Стре­лец­ко­го вос­ста­ния 1682, в 1689 – для Пет­ра Алек­сее­ви­ча. В 1739 ста­ла мо­на­сты­рём 1-й сте­пе­ни, 8(22).6.1744 по­лу­чи­ла ста­тус лав­ры: её ар­хи­ман­д­ри­та­ми бы­ли ми­тро­по­ли­ты Мо­с­ков­ские. По­сле силь­но­го по­жа­ра (1746) пе­ре­строе­на. При се­ку­ля­ри­за­ции 1764 по­те­ря­ла поч­ти всё иму­ще­ст­во. Бла­го­да­ря дея­тель­но­сти Тро­иц­кой ду­хов­ной се­ми­на­рии (1742) и Мо­с­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии (МДА, 1814) в 19–20 вв. лав­ра бы­ла цен­тром ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния Рус. пра­во­слав­ной церк­ви. Из её бра­тии вы­шло мно­го ие­рар­хов РПЦ и на­стоя­те­лей др. оби­те­лей. В нач. 20 в. в лав­ре жи­ли бо­лее 400 мо­на­хов.

В 1918 Т.-С. л. об­ра­ще­на в тру­до­вую ар­тель, в 1919 за­кры­та, мо­на­хи вы­се­ле­ны (бо­го­слу­же­ния пре­кра­ще­ны в 1920), боль­шин­ст­во зда­ний пе­ре­да­ны под жи­льё, кон­то­ры и хо­зяйств. ну­ж­ды. В 1918 соз­да­на «Ко­мис­сия по ох­ра­не па­мят­ни­ков ис­кус­ст­ва и ста­ри­ны Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры», 20.4.1920 вы­шел дек­рет СНК РСФСР «Об об­ра­ще­нии в му­зей ис­то­ри­ко-ху­до­же­ст­вен­ных ценностей Тро­и­це-Сер­гие­вой лав­ры» [с 1930 Загор­ский (ны­не Сер­гие­во-По­сад­ский) гос. ис­то­ри­ко-ху­дож. му­зей-за­по­вед­ник]. В 1950–70-х гг. ком­плекс от­рес­тав­ри­рован.

В нач. 1946 часть зда­ний лав­ры пе­ре­да­на РПЦ, в 1949 в неё вер­ну­лись се­мина­рия и МДА. По но­во­му ус­та­ву Т.-С. л. (1959), её на­стоя­тель – пат­ри­арх Мо­с­ков­ский. Здесь про­хо­ди­ли По­ме­ст­ные со­бо­ры РПЦ (1971, 1988, 1990), ме­ж­ду­нар. кон­фе­рен­ции. Бра­тия на­счи­ты­ва­ет ок. 300 чел. (2015).

Фото П.С. Павлинова Троицкий собор. 1422–23.

Ар­хит. ан­самбль Т.-С. л., вклю­чён­ный в спи­сок Все­мир­но­го на­сле­дия, ок­ру­жа­ют кре­по­ст­ные сте­ны с 11 баш­ня­ми (1540–50; 3-й ярус – 17 в.; дли­на 1370 м, вы­со­та до 14,5 м, тол­щи­на до 6 м). В юго-зап. час­ти Со­бор­ной пло­ща­ди на­хо­дит­ся бе­ло­ка­мен­ный 4-столп­ный Тро­иц­кий со­бор с 3-ча­ст­ным рез­ным поя­сом, ки­ле­вид­ны­ми за­ко­ма­ра­ми и пер­спек­тив­ны­ми пор­та­ла­ми (1422–23; па­перть 16 в., её свод – 1642). В ин­терь­е­ре – фре­ски (сохр. фраг­мен­ты ок. 1425 – 1427; 1635, за­пи­са­ны в 18 – нач. 20 вв.), ико­но­стас (ико­ны ок. 1425 – 1427, 1600, 17–20 вв., в т. ч. Ан­д­рея Руб­лё­ва, Да­нии­ла Чёр­ного и Си­мо­на Уша­ко­ва; цар­ские вра­та – 1643) и се­реб­ря­ная ра­ка с мо­ща­ми прп. Сер­гия (1585; се­реб­ря­ная сень – 1737). С юж. сто­ро­ны к со­бо­ру при­мы­ка­ет ц. Прп. Ни­ко­на (1548, пе­ре­строе­на в 1623–24, крыль­цо – кон. 17 в.; фре­ски – 1635, сохр. фраг­мен­тар­но; ико­ностас – 1950-е гг.), со­еди­нён­ная с Се­рапио­но­вой па­ла­той [1559, пе­ре­строе­на в 1783; рос­пи­си – 1949, мо­на­хи­ня Иу­лиа­ния (Со­ко­ло­ва)]. Вбли­зи со­бо­ра сто­ит кир­пич­ная 4-столп­ная ц. Со­ше­ст­вия Св. Ду­ха на апо­сто­лов (1476–77, псков­ские мас­те­ра, 3-ча­ст­ный ор­на­мен­таль­ный по­яс; фре­ски – 1665, не­од­но­крат­но по­нов­ля­лись, ико­но­стас – 1866) – од­на из ран­них со­хра­нив­ших­ся ти­па «иже под ко­ло­ко­лы».

В цен­тре ком­плек­са рас­по­ло­жен кир­пич­ный 5-ку­поль­ный 6-столп­ный 5-ап­сид­ный Ус­пен­ский со­бор (воз­ве­дён в 1559–85 по об­раз­цу Ус­пен­ско­го со­бо­ра Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, в 18 в. ку­по­ла за­ме­не­ны на лу­ко­вич­ные, над­стро­ен ба­ра­бан, рас­ши­ре­ны ок­на, па­перть сме­ни­ло крыль­цо). Со­хра­ни­лись рос­пи­си (1684, яро­слав­ские и тро­иц­кие мас­те­ра во гла­ве с Д. Г. Пле­ха­но­вым), рез­ной зо­ло­чё­ный 5-ярус­ный ико­но­стас (кон. 17 – нач. 18 вв.). У вхо­да в со­бор – усы­паль­ни­ца Го­ду­но­вых (1708) и Над­кла­дез­ная ча­сов­ня (1690-е гг., фре­ски 19 в.). До­ми­нан­той ан­самб­ля яв­ля­ет­ся 5-ярус­ная ба­роч­ная ко­ло­коль­ня (88 м, за­ло­же­на в 1741, про­ект И. Я. Шу­махе­ра, мас­тер И. Ф. Ми­чу­рин; до­строе­на в 1753–70, арх. Д. В. Ух­том­ский; на­бор ко­ло­ко­лов, от­ли­ты в 1999–2001).

В юж. час­ти на вы­со­ком под­кле­те сто­ит ц. Прп. Сер­гия Ра­до­неж­ско­го с бес­столп­ной тра­пез­ной па­ла­той в сти­ле нарыш­кин­ско­го ба­рок­ко (1686–92, с от­кры­тым гуль­би­щем, де­ко­ри­ров. сте­на­ми; внут­ри зо­ло­чё­ная леп­ни­на; рос­пи­си 1778–80, под рук. худ. А. Н. Ян­ков­ско­го; ико­но­стас – 1688). Близ тра­пез­ной – не­боль­шая ба­роч­ная ц. Яв­ле­ния Бо­го­ро­ди­цы прп. Сер­гию (1734; ико­но­стас 18 в.). За ко­ло­коль­ней рас­по­ло­же­на ба­роч­ная цен­три­че­ская ц. Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри (1746–48, арх. Д. В. Ух­том­ский, рос­пи­си – 1854, не­од­но­крат­но по­нов­ля­лись; ико­но­стас – 1748). За­пад­нее, ме­ж­ду 2-этаж­ны­ми боль­нич­ны­ми па­ла­та­ми, – кир­пич­ная шат­ро­вая ц. Пре­по­доб­ных Зо­си­мы и Сав­ва­тия Со­ло­вец­ких (1635–37, ико­но­стас – 2001–02).

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные и жи­лые кор­пу­са идут вдоль кре­по­ст­ных стен: Ми­тро­по­ли­чьи па­ла­ты (16–17 вв., об­нов­ле­ны в 1778); адм. кор­пус (16–18 вв., 3-й этаж – 1858; риз­ни­ца – 1781, арх. И. Я. Яков­лев); Цар­ские чер­то­ги (1680-е гг.; ны­не «Цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ский ка­би­нет» и МДА), ке­лей­ные и др. кор­пу­са 19 в. Над гл. во­ро­та­ми воз­вы­ша­ет­ся 5-гла­вая ц. Ро­ж­де­ст­ва Ио­ан­на Пред­те­чи (1693–1699; в 18 в. гуль­би­ще пре­об­ра­зо­ва­но в кры­тую па­перть; рос­пи­си – 1872). В хра­мах и на тер­рито­рии лав­ры на­хо­дят­ся за­хо­ро­не­ния мн. ие­рар­хов, ду­хо­вен­ст­ва, пред­ста­ви­те­лей зна­ти (Бель­ских, Во­ро­тын­ских, Глин­ских и др.).

Вне мо­на­сты­ря на­хо­дят­ся Ста­рая гос­ти­ни­ца (1822–25, арх. А. Ф. Эль­кин­ский) и Стран­но­при­им­ный дом (1892, арх. А. А. Лат­ков). Мас­те­ро­вой кор­пус (или пе­ре­ход­ный, 1895–96) со­еди­ня­ет внеш­нюю зап. сте­ну ком­плек­са с Боль­нич­ным кор­пу­сом (1893–96, арх. Лат­ков; ны­не Моск. ду­хов­ная се­ми­на­рия).

При лавре дей­ст­ву­ют: ски­ты – Геф­си­ман­ский (ос­но­ван в 1843, скит с 1851, 5-гла­вый со­бор Чер­ни­гов­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, 1886–89, арх. Н. В. Сул­та­нов; 5-ярус­ная ко­ло­коль­ня – 1895–1900, арх. А. А. Лат­ков; сте­на с баш­ня­ми, 1894), Ки­но­вия (ц. Бо­го­люб­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в рус­ско-ви­зан­тий­ском сти­ле, 1859), Па­ра­клит в пос. Сме­на (ос­но­ван в 1858; ц. Св. Ду­ха, 1861, арх. П. Я. Ми­ро­нов; ко­ло­коль­ня и 2-этаж­ный жи­лой кор­пус – 1896–98, арх. Лат­ков); под­во­рья – в Мо­ск­ве (ц. Св. Трои­цы, 1696; Ми­тро­по­ли­чьи па­ла­ты, 1767, арх. В. С. Яков­лев), Ви­фа­ния [ос­но­ва­но как скит в 1783, мо­на­стырь с 1797, под­во­рье с 2002; ц. Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня (1783–85, сне­се­на в 1951, вос­ста­нов­ле­на в 2007–10); ста­рый (1797–1800) и но­вый (1826–29, арх. М. И. Бо­ве) се­ми­нар­ские кор­пу­са], ц. Прп. Сер­гия на Ку­лико­вом по­ле (1913–17, арх. А. В. Щу­сев), ц. Св. Трои­цы в Ан­тарк­ти­де на о. Ва­тер­лоо (2002).

Лит.: Бал­дин В. И., Ма­ну­ши­на Т. Н. Трои­це-Сер­гие­ва лав­ра. М., 1996; Чер­ка­со­ва М. С. Зем­ле­вла­де­ние Трои­це-Сер­гие­ва мо­на­сты­ря в XVI–XVII вв. М., 1996; Ер­ма­ко­ва С. О. Трои­це-Сер­гие­ва лав­ра. М., 2004; Ки­ри­чен­ко Л. А. Ак­то­вый ма­те­ри­ал Трои­це-Сер­гие­ва мо­на­сты­ря 1584–1641 гг. как ис­точ­ник по ис­то­рии зем­ле­вла­де­ния и хо­зяй­ст­ва. М., 2006; Пе­ре­чень ак­тов Ар­хи­ва Трои­це-Сер­гие­ва мо­на­сты­ря, 1505–1537. М., 2007; Ла­за­рев А., прот. Трои­це-Сер­гие­ва оби­тель в ис­то­рии Рус­ской Церк­ви и го­су­дар­ст­ва. М., 2015; Тро­иц­кий Па­те­рик. [Сер­ги­ев По­сад], 2015.

Вернуться к началу