ТРО́ИЦЕ-СЕ́РГИЕВА ЛА́ВРА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРО́ИЦЕ-СЕ́РГИЕВА ЛА́ВРА, крупнейший мужской монастырь РПЦ. Находится в г. Сергиев Посад (Московская обл.). В 1342 (по др. данным, в 1337) прп. Сергий Радонежский с братом Стефаном близ р. Кончура на холме Маковец поставил ц. Св. Троицы. Когда возник монастырь, ок. 1354 Сергий стал игуменом и позднее ввёл общежительный устав. Его ученики основали более 30 обителей. Вел. кн. Дмитрий Иванович Донской (1350–89) для открытия подворья дал Троицкому мон. землю в Московском Кремле (в 1460 поставлена каменная ц. Богоявления, Богоявленский мон. действовал до сер. 18 в.). Во время Едигея набега 1408 монастырь был сожжён, затем восстановлен и к сер. 15 в. стал крупнейшим землевладельцем (в т. ч. имел ок. 35 приписных обителей), духовным и культурным центром Руси: в нём работали писатели Епифаний Премудрый, Пахомий Серб, Максим Грек, Авраамий Палицын, иконописец Дионисий, резчик Амвросий и др., велось книгописание и летописание, собрана богатая библиотека, действовали разл. ремесленные мастерские. С кон. 16 в. часто именовался «царским», в Троицком соборе моск. правители (Иван III, Василий III, Иван IV, Михаил Фёдорович) молились перед воен. походами и крестили детей; была традиция царских посещений монастыря. К сер. 17 в. представители более 100 знатных рус. родов приняли в нём монашество. С 1561 настоятели носили сан архимандрита, считались первыми из архимандритов в рус. церковной иерархии. Иногда обитель служила форпостом: в 1608–10 выдержала осаду польско-литов. отрядов Я. П. Сапеги и А. И. Лисовского, в 1618 – осаду польск. королевича Владислава (см. Владислав IV Ваза), во время Отечественной войны 1812 отбила неск. франц. нападений. Служила убежищем для царевны Софьи Алексеевны во время Стрелецкого восстания 1682, в 1689 – для Петра Алексеевича. В 1739 стала монастырём 1-й степени, 8(22).6.1744 получила статус лавры: её архимандритами были митрополиты Московские. После сильного пожара (1746) перестроена. При секуляризации 1764 потеряла почти всё имущество. Благодаря деятельности Троицкой духовной семинарии (1742) и Московской духовной академии (МДА, 1814) в 19–20 вв. лавра была центром духовного образования Рус. православной церкви. Из её братии вышло много иерархов РПЦ и настоятелей др. обителей. В нач. 20 в. в лавре жили более 400 монахов.
В 1918 Т.-С. л. обращена в трудовую артель, в 1919 закрыта, монахи выселены (богослужения прекращены в 1920), большинство зданий переданы под жильё, конторы и хозяйств. нужды. В 1918 создана «Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры», 20.4.1920 вышел декрет СНК РСФСР «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры» [с 1930 Загорский (ныне Сергиево-Посадский) гос. историко-худож. музей-заповедник]. В 1950–70-х гг. комплекс отреставрирован.
В нач. 1946 часть зданий лавры передана РПЦ, в 1949 в неё вернулись семинария и МДА. По новому уставу Т.-С. л. (1959), её настоятель – патриарх Московский. Здесь проходили Поместные соборы РПЦ (1971, 1988, 1990), междунар. конференции. Братия насчитывает ок. 300 чел. (2015).
Архит. ансамбль Т.-С. л., включённый в список Всемирного наследия, окружают крепостные стены с 11 башнями (1540–50; 3-й ярус – 17 в.; длина 1370 м, высота до 14,5 м, толщина до 6 м). В юго-зап. части Соборной площади находится белокаменный 4-столпный Троицкий собор с 3-частным резным поясом, килевидными закомарами и перспективными порталами (1422–23; паперть 16 в., её свод – 1642). В интерьере – фрески (сохр. фрагменты ок. 1425 – 1427; 1635, записаны в 18 – нач. 20 вв.), иконостас (иконы ок. 1425 – 1427, 1600, 17–20 вв., в т. ч. Андрея Рублёва, Даниила Чёрного и Симона Ушакова; царские врата – 1643) и серебряная рака с мощами прп. Сергия (1585; серебряная сень – 1737). С юж. стороны к собору примыкает ц. Прп. Никона (1548, перестроена в 1623–24, крыльцо – кон. 17 в.; фрески – 1635, сохр. фрагментарно; иконостас – 1950-е гг.), соединённая с Серапионовой палатой [1559, перестроена в 1783; росписи – 1949, монахиня Иулиания (Соколова)]. Вблизи собора стоит кирпичная 4-столпная ц. Сошествия Св. Духа на апостолов (1476–77, псковские мастера, 3-частный орнаментальный пояс; фрески – 1665, неоднократно поновлялись, иконостас – 1866) – одна из ранних сохранившихся типа «иже под колоколы».
В центре комплекса расположен кирпичный 5-купольный 6-столпный 5-апсидный Успенский собор (возведён в 1559–85 по образцу Успенского собора Московского Кремля, в 18 в. купола заменены на луковичные, надстроен барабан, расширены окна, паперть сменило крыльцо). Сохранились росписи (1684, ярославские и троицкие мастера во главе с Д. Г. Плехановым), резной золочёный 5-ярусный иконостас (кон. 17 – нач. 18 вв.). У входа в собор – усыпальница Годуновых (1708) и Надкладезная часовня (1690-е гг., фрески 19 в.). Доминантой ансамбля является 5-ярусная барочная колокольня (88 м, заложена в 1741, проект И. Я. Шумахера, мастер И. Ф. Мичурин; достроена в 1753–70, арх. Д. В. Ухтомский; набор колоколов, отлиты в 1999–2001).
В юж. части на высоком подклете стоит ц. Прп. Сергия Радонежского с бесстолпной трапезной палатой в стиле нарышкинского барокко (1686–92, с открытым гульбищем, декориров. стенами; внутри золочёная лепнина; росписи 1778–80, под рук. худ. А. Н. Янковского; иконостас – 1688). Близ трапезной – небольшая барочная ц. Явления Богородицы прп. Сергию (1734; иконостас 18 в.). За колокольней расположена барочная центрическая ц. Смоленской иконы Божией Матери (1746–48, арх. Д. В. Ухтомский, росписи – 1854, неоднократно поновлялись; иконостас – 1748). Западнее, между 2-этажными больничными палатами, – кирпичная шатровая ц. Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635–37, иконостас – 2001–02).
Административные и жилые корпуса идут вдоль крепостных стен: Митрополичьи палаты (16–17 вв., обновлены в 1778); адм. корпус (16–18 вв., 3-й этаж – 1858; ризница – 1781, арх. И. Я. Яковлев); Царские чертоги (1680-е гг.; ныне «Церковно-археологический кабинет» и МДА), келейные и др. корпуса 19 в. Над гл. воротами возвышается 5-главая ц. Рождества Иоанна Предтечи (1693–1699; в 18 в. гульбище преобразовано в крытую паперть; росписи – 1872). В храмах и на территории лавры находятся захоронения мн. иерархов, духовенства, представителей знати (Бельских, Воротынских, Глинских и др.).
Вне монастыря находятся Старая гостиница (1822–25, арх. А. Ф. Элькинский) и Странноприимный дом (1892, арх. А. А. Латков). Мастеровой корпус (или переходный, 1895–96) соединяет внешнюю зап. стену комплекса с Больничным корпусом (1893–96, арх. Латков; ныне Моск. духовная семинария).
При лавре действуют: скиты – Гефсиманский (основан в 1843, скит с 1851, 5-главый собор Черниговской иконы Божией Матери, 1886–89, арх. Н. В. Султанов; 5-ярусная колокольня – 1895–1900, арх. А. А. Латков; стена с башнями, 1894), Киновия (ц. Боголюбской иконы Божией Матери в русско-византийском стиле, 1859), Параклит в пос. Смена (основан в 1858; ц. Св. Духа, 1861, арх. П. Я. Миронов; колокольня и 2-этажный жилой корпус – 1896–98, арх. Латков); подворья – в Москве (ц. Св. Троицы, 1696; Митрополичьи палаты, 1767, арх. В. С. Яковлев), Вифания [основано как скит в 1783, монастырь с 1797, подворье с 2002; ц. Преображения Господня (1783–85, снесена в 1951, восстановлена в 2007–10); старый (1797–1800) и новый (1826–29, арх. М. И. Бове) семинарские корпуса], ц. Прп. Сергия на Куликовом поле (1913–17, арх. А. В. Щусев), ц. Св. Троицы в Антарктиде на о. Ватерлоо (2002).