АВРАА́МИЙ ПА́ЛИЦЫН
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВРАА́МИЙ ПА́ЛИЦЫН (в миру Аверкий Иванович) (ок. 1550, с. Протасьево близ Ростова – 13.9.1626, Соловецкий мон.), рус. церковно-политич. деятель, писатель. Из боярского рода. Служил воеводой в Коле и Холмогорах, «государевым посланником» на Рус. Севере. При Фёдоре Ивановиче в 1587 или 1588 сослан в Соловецкий мон., где ок. 1597 принял постриг, был келарем и монастырским старцем. В 1607/1608 келарь Троице-Сергиева мон. Во время Троицкой осады 1608–10 был в Москве, оказывая помощь осаждённым. Состоял в посольстве к польск. королю Сигизмунду III, которому присягнул под Смоленском в 1610. Изменил свою позицию и вместе с прп. Дионисием (Зобниновским) принял участие в составлении патриотич. грамот о спасении Москвы, поддержке ополчения К. Минина и кн. Д. М. Пожарского. На Земском соборе 1613 подал голос за Михаила Фёдоровича Романова. Был в числе инициаторов правки богослужебных книг, за которую в 1618 были осуждены прп. Дионисий (Зобниновский), Иван Наседка и Арсений Глухой. В 1618 управлял Троице-Сергиевым мон. и руководил его обороной от польско-литов. войск королевича Владислава. Вернувшийся из плена Филарет (Романов) в 1619 восстановил Дионисия и побудил А. П. уехать в Соловецкий мон., где он ок. 1620 окончил «Историю в память предьидущим родом» (известную как «Сказание Авраамия Палицына»), запечатлевшую драматич. события 1584–1618. Фрагмент сказания прп. Дионисия об осаде Троицы в 1608–10 помещён А. П. в широкий политич. контекст Смутного времени. Признавая Высшую волю и Божественную сущность самодержавия, он ищет причины гражд. войны в «слезах и гневе» угнетённых «простых» людей и «безумном всего мира молчании» при «похищении» царской власти Борисом Годуновым. Вера и нар. патриотизм вернули Русь к благоденствию при Михаиле Романове. Прекрасно зная летописи, жития, документы и публицистику Смуты, А. П. писал реалистично и динамично, с огромным вниманием к личности. Эпический текст ясен и эмоционален, ряду эпизодов А. П. придал былинную форму ритмического сказа, широко использовал эпитеты, метафоры и рифмованную прозу. Составившее новое слово в историч. рус. лит-ре произведение было весьма популярно в 17–18 вв.