НАРЫ́ШКИНСКОЕ БАРО́ККО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НАРЫ́ШКИНСКОЕ БАРО́ККО (нарышкинский стиль, московское барокко), условное название стилевого направления в развитии рус. архитектуры кон. 17 – нач. 18 вв. Его предпосылки появились в 1670–80-е гг. с возникновением новых центрич. типов церквей (4-лепестковая в плане Успенская ц. в усадьбе Прозоровских Петрово-Дальнее, 1684–88, не сохр.) и проникновением «украинизмов» и «голландизмов» (фронтон трапезной Симонова мон., 1683, не сохр.). Некоторые характерные сооружения Н. б. были построены по заказам семьи Нарышкиных, от фамилии которых это стилевое направление получило наименование. Условность назв. «Н. б.» подчёркивает и то обстоятельство, что в кон. 19 – нач. 20 вв. для обозначения сходных стилевых направлений этой эпохи использовались также «авторские» термины (не закрепившиеся в совр. науч. лит-ре, за исключением петровского барокко) – такие, как «строгановский стиль» (напр., ц. Никола Большой Крест на Ильинке, обновлена к 1697, не сохр.), «украинский стиль» (напр., Казанская ц. в усадьбе Узкое, ныне в черте Москвы, 1697–1704), «голицынское барокко», более близкое зап.-европ. барокко [церкви Знамения в пос. Дубровицы (1690–97) и в Перово (ныне в черте Москвы; 1690–1705)], «казанское барокко» и др.; некоторые исследователи (Б. Р. Виппер) соотносят Н. б. с архитектурой зап.-европ. маньеризма.
Н. б. первоначально развивалось преим. в Москве и Подмосковье. Главные примеры: нарядные многоярусные церкви Знамения на Нарышкинском (Шереметевом) дворе (кон. 1680-х гг. – не позднее 1691), Покрова в Филях (ок. 1690–1694; 4-лепестковая в плане), Успения на Покровке (1696–99, при участии Петра Потапова; не сохр.), Троицы в Троице-Лыкове (1698–1704) – все в Москве; Смоленская ц. в пос. Софрино (1691 – ок. 1694); Спасская ц. в с. Уборы (1690–1697); Успенский собор в Рязани (1693–1699). В строительстве ряда церковных сооружений Н. б. в качестве подрядчика участвовал Я. Г. Бухвостов. Им свойственны симметричность композиции, логичность соотношения масс и размещения пышного белокаменного декора, в котором свободно истолкованный ордер, заимствованный из зап.-европ. зодчества, зрительно связывает все части постройки.
Сложное взаимодействие ср.-век. архит. системы и нового европ. архитектурно-декоративного мышления, проникавшего на Русь через Украину, Белоруссию, Польшу, создало своеобразный сплав традиционных и непривычных форм. При этом традиц. чёткие стереометрические объёмы составляют необычные для каменного зодчества ср.-век. Руси и не свойственные зап.-европ. барокко композиционные формы: пирамидальные структуры (восьмерики на четверике) или вертикальный параллелепипед (собор в Рязани). Богатое рельефное убранство, пластичность декора, многообразие орнамента, двухцветность (кирпич и белый камень) и широкое введение ордерных элементов использованы для акцентировки декоративного обрамления плоскостей, обособленных архит. объёмов. В нарастании рационального начала ярко сказались тенденции перехода от ср.-век. безордерной к последовательно ордерной архитектуре. Контрасты большого и малого, целого и детали, стены и пятен декора, устремление построек ступенями вверх, многообразие фантастич. и реальных мотивов в декоре (картуши, раковины, виноградные лозы и гроздья, головки подсолнухов, цветы, «петушьи гребешки») создают сложное впечатление праздничности и драматизма, внешней статики и внутр. динамики. В некоторых церквах Н. б. сохранились высокие ступенчатые иконостасы. Черты Н. б. присущи также некоторым моcк. светским постройкам (Сухарева башня, 1692–95, арх. М. И. Чоглоков, не сохр.). Декоративными формами Н. б. украшались жилые дома (палаты боярина И. Б. Троекурова в Охотном ряду, надстроены к 1696), церкви более традиц. типов (ц. Воскресения в Кадашах, декорирована к 1695), монастырские трапезные, надвратные церкви [Сошествия Св. Духа (1688–89) и Св. Иоанна Предтечи (1695–98) Рождество-Богородицкого мон. в Солотче] и башни (Утичья башня Троице-Сергиева мон., надстроена в кон. 17 в.). Одновременно развивался более строгий вариант Н. б. (храмы типа «восьмерик на четверике» без богатого рельефного убранства). Типология ярусных храмов Н. б. повторялась в провинциальных дерев. и каменных церквах.