ПЕТРО́ВСКОЕ БАРО́ККО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕТРО́ВСКОЕ БАРО́ККО, условное наименование совокупности явлений в рос. архитектуре кон. 17 – 1-й трети 18 вв. (преим. в период правления Петра I). Развитие архитектуры в это время отличает ускоренный, скачкообразный и полистилистич. характер, что было следствием ускоренного перехода от ср.-век. традиции к Новому времени. На практике это выразилось в стремлении как можно быстрее перенять совр. худож. и архит. язык Зап. Европы (преим. Голландии, Италии, Франции, Германии). Два осн. направления П. б. связаны с гл. политич. центрами – Москвой и С.-Петербургом. В Москве к ключевым гражд. постройкам этого периода относятся Лефортовский дворец с чертами нарышкинского барокко (1697–98, арх. Д. В. Аксамитов), усадьба Ф. Головина в русле голл. классицизма (1701–03, не сохр.), Главная аптека с колоссальным римским дорическим ордером, выполненным из поливных изразцов (1700-е гг., не сохр.), перестройка Аверкия Кириллова палат в русле голл. архитектуры 17 в. (образец трансформации традиц. типа жилища в новый – гор. особняк; 1703–11) и Лефортовского дворца в духе палладианства 17 в. (1706–08, арх. Ф. Фонтана). Наиболее репрезентативной сферой моск. зодчества П. б. стало церковное строительство. Храмы этого времени в Москве и подмосковных усадьбах можно разделить на 3 группы: эволюционную, развивающую тенденции предыдущих эпох [ц. Ивана Воина на Якиманке (1704–1713), сочетающая традиц. построение плана «кораблём» и новаторское использование купольного перекрытия с люкарнами], «протестантскую», для которой характерны стремление к центрич. объёмно-пространственной композиции, скупой декор, использование пилястрового ордера и плоских обрамлений (увенчанная звонницей со шпилем вместо традиц. главы ц. Святых Петра и Павла на Новой Басманной ул., 1705–28; квадратная в плане ц. Спаса Заиконоспасского мон., 1702–19, и др.) и тяготеющую к католич. барочным образцам (церковь в Дубровицах, Архангела Гавриила церковь в Москве). Развитие моск. варианта П. б. резко прервалось в 1714, когда Петром I был издан беспрецедентный указ, запретивший строительство из камня по всей России, за исключением С.-Петербурга.
В отличие от Москвы, петерб. вариант петровской архитектуры был намного сильнее оторван от традиции и программно ориентирован на утверждение в рос. архитектуре совр. зап. образцов. Домик Петра I «Красные хоромы» на Городовом о. (1703) и Летний дворец [1710–1714, арх. Д. Трезини (?)] решены в духе рядовой бюргерской застройки Сев. Европы. Дворец А. Д. Меншикова на Васильевском о. (1710–20-е гг., архитекторы Ф. Фонтана, Трезини, Г. Шедель) и Зимний дворец [1711–12, Трезини (?)] отличают, как и моск. памятники, использование пилястрового ордера и минимализм декора, характерные для итал. и голл. классицизма 17 в. Петропавловский собор (1712–33, Трезини) выдержан в русле протестантской традиции церковного строительства, но также воспроизводит характерный тип гл. гор. собора Балтийского региона (как и ц. Исаакия Далматского, 1717–27, архитекторы Г. И. Маттарнови, Н. Ф. Гербель, Г. Киавери, М. Г. Земцов). Для архитектуры Кунсткамеры (1718–34, архитекторы Маттарнови, Гербель, Г. Киавери, Земцов) характерно сочетание барочно активной, динамичной композиции центр. башни и плоского непластичного декора фасадов. Аналогичными чертами обладает здание Двенадцати коллегий с динамичной протяжённой композицией и плоским фасадным рисунком (1722–1742, Трезини). Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры (1719–31, Т. Швертфегер; позднее перестроен) с 2 башнями-колокольнями на зап. фасаде и мощным куполом получил развитое барочное оформление.
В загородных ансамблях использовались франц. образцы, в частности Версаль (ансамбль Стрельны, 1717–25, архитекторы А. Леблон, Н. Микетти). В Петергофе, гл. резиденции периода П. б., были возведены дворец Монплезир с садом в голл. духе [1714–23, архитекторы А. Шлютер (?), И. Ф. Браунштейн], дворец с флигелями-павильонами и галереями на верхней террасе и обширный регулярный парк с павильонами на нижней террасе (1714–23, Браунштейн, Леблон, Микетти, М. Г. Земцов), а также устроенные на итал. манер каскады и фонтаны в Нижнем парке (арх. Микетти), выполненные в духе франц. Регентства стиля дворец Марли и павильон Эрмитаж (оба – 1721–23, Браунштейн).
Петровское время заложило основы развития рос. архитектуры 18 в., переведя её из системы ср.-век. приёмов в сферу совр. зап.-европ. архит. практики (так, в процессе проектирования впервые начали использовать чертежи). Для этого понадобилось воспитать новое поколение рус. зодчих: отеч. архитекторы получали образование за границей в рамках пенсионерских поездок или работая под началом иностр. зодчих в России.