Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕТРО́ВСКОЕ БАРО́ККО

Авторы: А. А. Аронова
Церковь Святых Петра и Павла на Новой Басманной улице в Москве. 1705–28. Фото А. И. Нагаева

ПЕТРО́ВСКОЕ БАРО́ККО, ус­лов­ное на­име­но­ва­ние со­во­куп­но­сти яв­ле­ний в рос. ар­хи­тек­ту­ре кон. 17 – 1-й тре­ти 18 вв. (пре­им. в пе­ри­од прав­ле­ния Пет­ра I). Раз­ви­тие ар­хи­тек­ту­ры в это вре­мя от­ли­ча­ет ус­ко­рен­ный, скач­ко­об­раз­ный и по­ли­сти­ли­стич. ха­рак­тер, что бы­ло след­ст­ви­ем ус­ко­рен­но­го пе­ре­хо­да от ср.-век. тра­ди­ции к Но­во­му вре­ме­ни. На прак­ти­ке это вы­ра­зи­лось в стрем­ле­нии как мож­но бы­ст­рее пе­ре­нять совр. ху­дож. и ар­хит. язык Зап. Ев­ро­пы (пре­им. Гол­лан­дии, Ита­лии, Фран­ции, Гер­ма­нии). Два осн. на­прав­ле­ния П. б. свя­за­ны с гл. по­ли­тич. цен­тра­ми – Мо­ск­вой и С.-Пе­тер­бур­гом. В Мо­ск­ве к клю­че­вым гражд. по­строй­кам это­го пе­рио­да от­но­сят­ся Ле­фор­тов­ский дво­рец с чер­та­ми на­рыш­кин­ско­го ба­рок­ко (1697–98, арх. Д. В. Ак­са­ми­тов), усадь­ба Ф. Го­ло­ви­на в рус­ле голл. клас­си­циз­ма (1701–03, не сохр.), Глав­ная ап­те­ка с ко­лос­саль­ным рим­ским до­ри­че­ским ор­де­ром, вы­пол­нен­ным из по­лив­ных из­раз­цов (1700-е гг., не сохр.), пе­ре­строй­ка Авер­кия Ки­рил­ло­ва па­лат в рус­ле голл. ар­хи­тек­ту­ры 17 в. (об­ра­зец транс­фор­ма­ции тра­диц. ти­па жи­ли­ща в но­вый – гор. особ­няк; 1703–11) и Ле­фор­тов­ско­го двор­ца в ду­хе пал­ла­ди­ан­ст­ва 17 в. (1706–08, арх. Ф. Фон­та­на). Наи­бо­лее ре­пре­зен­та­тив­ной сфе­рой моск. зод­че­ст­ва П. б. ста­ло цер­ков­ное строи­тель­ст­во. Хра­мы это­го вре­ме­ни в Мо­ск­ве и под­мос­ков­ных усадь­бах мож­но раз­де­лить на 3 груп­пы: эво­лю­ци­он­ную, раз­ви­ваю­щую тен­ден­ции пре­ды­ду­щих эпох [ц. Ива­на Вои­на на Яки­ман­ке (1704–1713), со­че­таю­щая тра­диц. по­строе­ние пла­на «ко­раб­лём» и но­ва­тор­ское ис­поль­зо­ва­ние ку­поль­но­го пе­ре­кры­тия с лю­кар­на­ми], «про­тес­тант­скую», для ко­то­рой ха­рак­тер­ны стрем­ле­ние к цен­трич. объ­ём­но-про­стран­ст­вен­ной ком­по­зи­ции, ску­пой де­кор, ис­поль­зо­ва­ние пи­ля­ст­ро­во­го ор­де­ра и пло­ских об­рам­ле­ний (увен­чан­ная звон­ни­цей со шпи­лем вме­сто тра­диц. гла­вы ц. Свя­тых Пет­ра и Пав­ла на Но­вой Бас­ман­ной ул., 1705–28; квад­рат­ная в пла­не ц. Спа­са Заи­ко­нос­пас­ско­го мон., 1702–19, и др.) и тя­го­тею­щую к ка­то­лич. ба­роч­ным об­раз­цам (цер­ковь в Дуб­ро­ви­цах, Ар­хан­ге­ла Гав­рии­ла цер­ковь в Мо­ск­ве). Раз­ви­тие моск. ва­ри­ан­та П. б. рез­ко пре­рва­лось в 1714, ко­гда Пет­ром I был из­дан бес­пре­це­дент­ный указ, за­пре­тив­ший строи­тель­ст­во из кам­ня по всей Рос­сии, за ис­клю­че­ни­ем С.-Пе­тер­бур­га.

В от­ли­чие от Мо­ск­вы, пе­терб. ва­ри­ант пет­ров­ской ар­хи­тек­ту­ры был на­мно­го силь­нее ото­рван от тра­ди­ции и про­грамм­но ори­ен­ти­ро­ван на ут­вер­жде­ние в рос. ар­хи­тек­ту­ре совр. зап. об­раз­цов. До­мик Пет­ра I «Крас­ные хо­ро­мы» на Го­ро­до­вом о. (1703) и Лет­ний дво­рец [1710–1714, арх. Д. Тре­зи­ни (?)] ре­ше­ны в ду­хе ря­до­вой бюр­гер­ской за­строй­ки Сев. Ев­ро­пы. Дво­рец А. Д. Мен­ши­ко­ва на Ва­силь­ев­ском о. (1710–20-е гг., ар­хи­тек­то­ры Ф. Фон­та­на, Тре­зи­ни, Г. Ше­дель) и Зим­ний дво­рец [1711–12, Тре­зи­ни (?)] от­ли­ча­ют, как и моск. па­мят­ни­ки, ис­поль­зо­ва­ние пи­ля­ст­ро­во­го ор­де­ра и ми­ни­ма­лизм де­ко­ра, ха­рак­тер­ные для итал. и голл. клас­си­циз­ма 17 в. Пе­тро­пав­лов­ский со­бор (1712–33, Тре­зи­ни) вы­дер­жан в рус­ле про­тес­тант­ской тра­ди­ции цер­ков­но­го строи­тель­ст­ва, но так­же вос­про­из­во­дит ха­рак­тер­ный тип гл. гор. со­бо­ра Бал­тий­ско­го ре­гио­на (как и ц. Иса­а­кия Дал­мат­ско­го, 1717–27, ар­хи­тек­то­ры Г. И. Мат­тар­но­ви, Н. Ф. Гер­бель, Г. Киа­ве­ри, М. Г. Зем­цов). Для ар­хи­тек­ту­ры Кун­ст­ка­ме­ры (1718–34, ар­хи­тек­то­ры Мат­тар­но­ви, Гер­бель, Г. Киа­вери, Зем­цов) ха­рак­тер­но со­че­та­ние ба­роч­но ак­тив­ной, ди­на­мич­ной ком­по­зи­ции центр. баш­ни и плос­ко­го не­пла­стич­но­го де­ко­ра фа­са­дов. Ана­ло­гич­ны­ми чер­та­ми об­ла­да­ет зда­ние Две­на­дца­ти кол­ле­гий с ди­на­мич­ной про­тя­жён­ной ком­по­зи­ци­ей и пло­ским фа­сад­ным ри­сун­ком (1722–1742, Тре­зи­ни). Свя­то-Тро­иц­кий со­бор Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры (1719–31, Т. Шверт­фе­гер; позд­нее пе­ре­стро­ен) с 2 баш­ня­ми-ко­ло­коль­ня­ми на зап. фа­са­де и мощ­ным ку­по­лом по­лу­чил раз­ви­тое ба­роч­ное оформ­ле­ние.

В за­го­род­ных ан­самб­лях ис­поль­зо­ва­лись франц. об­раз­цы, в ча­ст­но­сти Вер­саль (ан­самбль Стрель­ны, 1717–25, ар­хи­тек­то­ры А. Леб­лон, Н. Ми­кет­ти). В Пе­тер­го­фе, гл. ре­зи­ден­ции пе­рио­да П. б., бы­ли воз­ве­де­ны дво­рец Мон­пле­зир с са­дом в голл. ду­хе [1714–23, ар­хи­тек­то­ры А. Шлю­тер (?), И. Ф. Бра­ун­штейн], дво­рец с фли­ге­ля­ми-па­виль­о­на­ми и га­ле­рея­ми на верх­ней тер­ра­се и об­шир­ный ре­гу­ляр­ный парк с па­виль­о­на­ми на ниж­ней тер­ра­се (1714–23, Бра­ун­штейн, Леб­лон, Ми­кет­ти, М. Г. Зем­цов), а так­же уст­ро­ен­ные на итал. ма­нер кас­ка­ды и фон­та­ны в Ниж­нем пар­ке (арх. Ми­кет­ти), вы­пол­нен­ные в ду­хе франц. Ре­гент­ст­ва сти­ля дво­рец Мар­ли и па­виль­он Эр­ми­таж (оба – 1721–23, Бра­ун­штейн).

Пет­ров­ское вре­мя за­ло­жи­ло ос­но­вы раз­ви­тия рос. ар­хи­тек­ту­ры 18 в., пе­ре­ве­дя её из сис­те­мы ср.-век. приё­мов в сфе­ру совр. зап.-ев­роп. ар­хит. прак­ти­ки (так, в про­цес­се про­ек­ти­ро­ва­ния впер­вые на­ча­ли ис­поль­зо­вать чер­те­жи). Для это­го по­на­до­би­лось вос­пи­тать но­вое по­ко­ле­ние рус. зод­чих: отеч. ар­хи­тек­то­ры по­лу­ча­ли об­ра­зо­ва­ние за гра­ни­цей в рам­ках пен­сио­нер­ских по­ез­док или ра­бо­тая под на­ча­лом иностр. зод­чих в Рос­сии.

Лит.: Рус­ская ар­хи­тек­ту­ра пер­вой по­ло­ви­ны XVIII в. / Под ред. И. Э. Гра­ба­ря. М., 1954; Вип­пер Б. Р. Ар­хи­тек­ту­ра рус­ско­го ба­рок­ко. М., 1978; Ли­сов­ский В. Г. Ар­хи­тек­ту­ра Пе­тер­бур­га: Три ве­ка ис­то­рии. СПб., 2004; Ма­ли­нов­ский К. В. Санкт-Пе­тер­бург XVIII в. СПб., 2008.

Вернуться к началу