ЛАВРА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́ВРА (от греч. λαύρα – улица, переулок), первоначально особый тип организации христианского монашества, средний между общежительным (киновийным) и отшельническим (анахоретство) – объединение отдельных келий монахов-отшельников вокруг одного храма и общих хозяйств. служб (трапезная, пекарня, склад, скотный двор и т. п.); ныне – большой (как правило, мужской) православный монастырь.
Л. возникли в ранневизантийскую эпоху в Палестине. Позднее этот тип монастырей распространился в Сирии, Египте, Аравийской пустыне. Монахи Л. жили порознь в строгом аскетизме. Так, согласно уставу св. Герасима, 5 дней монахи должны были проводить в молитве и занятиях ручным трудом в своих кельях, питаясь сухими фруктами и хлебом, и лишь в субботу и воскресенье, а также в праздничные дни им предписывалось собираться на общую литургию и трапезу, состоящую из горячей пищи и вина. Во главе Л. стоял избираемый монахами и утверждаемый местным епископом игумен (архимандрит). Как правило, это был основатель Л. или наиболее уважаемый и опытный старец-монах. Известны Л.: Св. Харитона в Фаране под Иерусалимом (между 328 и 335), Св. Герасима (5 в.), Св. Евфимия Великого (5 в.), Св. Саввы Освященного под Иерусалимом (ок. 484) (см. Мар-Саба) и мн. другие. Приблизительно к 8 в. различие между терминами «Л.» и «общежительный монастырь» утратилось, и Л. стали называть большие монастыри (напр., Великая Лавра на Афоне). В РПЦ существует 5 мужских монастырей, которые именуются Л.: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра (именование Л. – со 2-й пол. 12 в., по др. сведениям – с 1598; подтверждено царским указом в 1688), Троице-Сергиева лавра (Л. с 1744), Свято-Троицкая Александро-Невская лавра (Л. с 1797), Свято-Успенская Почаевская лавра (Л. с 1833), Свято-Успенская Святогорская лавра (Л. с 2004).
Для Римско-католич. церкви Л. как тип организации монашества нехарактерна.