ПОЧА́ЕВСКАЯ ЛА́ВРА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОЧА́ЕВСКАЯ ЛА́ВРА (Свято-Успенская Почаевская лавра), православный монастырь, имеющий статус ставропигии предстоятеля Украинской православной церкви (с 1997), расположенный в г. Почаев (Тернопольская обл., Украина), на юге Волыни.
По преданию, первые монахи на Почаевской горе появились после разгрома Киева ханом Батыем в 1240. Первые сведения о монастыре приведены в книге православного архим. Иоанникия (Галятовского) (ок. 1620–88) «Небо новое, з новыми звездами сотворенное» (1665), в которой сообщается, что в 1261 близ Почаева произошло явление Божией Матери, из отпечатка Её стопы на скале забил чудотворный источник (позднее известный как «цельбоносная стопа Богородицы»), при этом отмечается, что в пещере у скалы жил некий монах-пустынник. Предание о явлении Божией Матери пастуху и двум монахам близ Почаева, относимое к 1240, упоминается в униатском (см. Униатство) литературно-агиографич. сб. «Гора Почаевская» (1742). К 1527 относится первое упоминание о храме Успения Богоматери в Почаеве (грамота 1557 польск. короля Сигизмунда II), но по документам 1570 можно сделать вывод, что эта церковь тогда была не монастырской, а приходской.
Впервые общежительный монастырь на Почаевской горе документально упоминается в 1597. Тогда же в монастырь была принесена чудотворная икона Богоматери, впоследствии ставшая гл. святыней обители, получившая именование Почаевской иконы Божией Матери. Согласно сб. «Гора Почаевская», эта икона в 1559 была доставлена в Почаев местной помещице А. Т. Ерофеевой Гойской из Болгарии. Среди первых настоятелей монастыря – митр. Софийский Неофит (1607 – ок. 1616), находившийся на Волыни в изгнании, архим. Петроний (Гулевич-Воютинский) (1616–17), прп. Иов Почаевский (до 1651), при котором обитель стала обширным общежительным монастырём с каменными строениями и типографией. В 1649 над «цельбоносной стопой Богородицы» построен каменный храм Св. Троицы.
В 1712–14 в Почаевской обители среди братии шла борьба между сторонниками и противниками церковной унии, в 1714 монастырь официально присоединён к униатской церкви. Тем не менее даже в униатский период в обители было много монахов, противившихся латинизации. В 1773 по благословению папы Римского Климента XIV по католич. традиции была коронована Почаевская икона Божией Матери (офиц. католич. признание иконы чудотворной).
В православие монастырь вернулся 10(22).10.1831 (это было реакцией рос. властей на поддержку части униатских монахов Польского восстания 1830–31), в нояб. 1833 получил статус лавры. В 1833 имя прп. Иова Почаевского было внесено в Собор волынских святых, благодаря чему П. л. стала крупным центром паломничества.
В 1921–39 П. л. в составе Зап. Украины находилась на территории Польши, входила в Польскую православную церковь, автокефалию которой РПЦ тогда не признавала; с 1939 – на территории Украины и в составе РПЦ. В 1941–44 (в период нем. оккупации Украины) П. л. была в составе Укр. автономной православной церкви (в канонич. единстве с РПЦ). С 1944 в составе РПЦ. В период гонения на Церковь при Н. С. Хрущёве братия П. л. и верующие предпринимали героич. усилия против попыток закрыть обитель. В кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. П. л. пытались захватить униаты и раскольники из т. н. Киевского патриархата.
Гл. храмом П. л. является ориентированный по условиям рельефа на север преим. барочный Успенский собор, построенный над «цельбоносной стопой Богородицы» в 1771–91 (архитекторы Г. Гофман и П. Полиевский). Стоявшая на этом месте ц. Св. Троицы почти полностью вошла в здание собора как поперечный трансепт (сохранился её вост. фасад). В Успенском соборе пребывает чудотворная Почаевская икона Божией Матери. Под собором находится крипта (древнейшее сооружение П. л.) с усыпальницей ктитора монастыря Н. Б. Потоцкого, где в 1858 обустроена пещерная ц. Преподобных Антония и Феодосия Печерских, рядом – пещерная ц. Прп. Иова Почаевского (перестроена в 1774 и 1862) с мощами преподобных Иова и Амфилохия (в миру Яков Варнавович Головатюк; 1894–1971). С Успенским собором связаны прямоугольные келейные корпуса (кон. 18 в.), образующие замкнутую композицию с внутр. двором. В вост. крыле корпусов – ц. Похвалы Пресвятой Богородицы (1862), в зап. крыле – трапезная ц. Святых Варвары и кн. Ольги (1888). В ансамбле П. л. также архиерейский дом (1825), классицистич. надвратный корпус с ц. Рождества Богородицы (1834–35), 4-ярусная колокольня (1861–69; самый крупный из 13 колоколов отлит в Москве в 1886), Троицкий собор в неорусском стиле (1906–11, арх. А. В. Щусев; мозаичное панно юж. портала выполнено по рис. Н. К. Рериха), колодец прп. Иова.
Старый некрополь П. л. (не сохранился) находился у юж. подножия лаврской горы, на месте позднейшего лаврского сада, где до сер. 19 в. стояла кладбищенская ц. Св. Варвары (1774). Новый некрополь обустроен в 1859 при т. н. напольной ц. Рождества Христова, построенной в поле, где в 1773 совершалась коронация Почаевской иконы Богоматери. В 1872 при этом кладбище обустроены 2 каменных келейных помещения и основан Рождество-Богородичный кладбищенский скит (существовал до 1944). С рубежа 19–20 вв. монастырские погребения совершаются на кладбище при приходской ц. Свт. Николая г. Почаева.
Близ П. л., согласно документам 1706–1760, существовал Свято-Духовский скит (возможно, основан в 1219 афонским монахом Мефодием), к кон. 18 в. полуразрушен, возрождён в 1900–01 как приписной, закрыт в 1960, возрождён в 1990 (ц. Сошествия Св. Духа, 1902, арх. Л. И. Альбертус). До 1917 П. л. имела также неск. др. приписных пустыней и подворий.