Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

И́ОВ ПОЧА́ЕВСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 538

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. И. Петрушко

И́ОВ ПОЧА́ЕВСКИЙ (в ми­ру Иван Же­ле­зо) [ок. 1551, По­ку­тье, Га­ли­ция – 28.10 (7.11).1651, По­ча­ев­ский мон., Во­лынь], хри­сти­ан­ский под­виж­ник, свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви.

Из се­мьи пра­во­слав­но­го шлях­ти­ча-ру­си­на. Со­глас­но жи­тию, в воз­рас­те 10 лет при­шёл в Угор­ниц­кий Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мон. в Кар­па­тах, где че­рез два го­да был по­стри­жен в мо­на­хи с име­нем Иов. В воз­ра­сте ок. 30 лет ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и вско­ре по­стри­жен в схи­му с име­нем Ио­анн. Ок. 1582–83, по при­гла­ше­нию князя К. К. Ост­рож­ско­го, стал игу­ме­ном Ду­бен­ско­го Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го мон. (г. Дуб­но, Во­лынь), рас­по­ло­жен­но­го во вла­де­ни­ях кня­зя. Ок. 1604, тя­го­тясь игу­мен­ст­вом и стре­мясь к уе­ди­не­нию, ос­та­вил Ду­бен­скую оби­тель и пе­ре­се­лил­ся на По­ча­ев­скую го­ру (юг Во­лы­ни). Ве­ро­ят­но, на ре­ше­ние И. П. пе­ре­се­лить­ся в По­ча­ев по­влия­ло и то, что князь Ост­рож­ский к это­му вре­ме­ни фак­ти­че­ски ото­шёл от ак­тив­ной дея­тель­но­сти, а его по­том­ки, пе­ре­шед­шие в ка­то­ли­цизм по­сле за­клю­чения Брест­ской унии 1596, ста­ли со­дей­ст­во­вать рас­про­стра­не­нию уни­ат­ст­ва на ро­до­вых зем­лях. Ко вре­ме­ни при­хо­да И. П. на По­ча­ев­скую го­ру там, по су­ти, не бы­ло мо­на­сты­ря. Про­цесс фор­ми­ро­ва­ния об­ще­жи­тель­ной По­ча­ев­ской оби­те­ли в нач. 17 в. толь­ко на­чи­нал­ся. Бла­го­да­ря ду­хов­ным под­ви­гам и вы­со­ко­му ав­то­ри­те­ту И. П. сре­ди пра­во­слав­ных Ре­чи По­спо­ли­той, бра­тия По­ча­ев­ско­го Ус­пен­ско­го мон. зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лась, а са­ма оби­тель вско­ре по­лу­чи­ла ши­ро­кую из­вест­ность, ей ста­ли ока­зы­вать по­кро­ви­тель­ст­во и де­лать в неё бо­га­тые зе­мель­ные и де­неж­ные вкла­ды пред­ста­вите­ли пра­во­слав­ной шлях­ты. Тру­да­ми прп. Ио­ва в мо­на­сты­ре на мес­те де­рев. Ус­пен­ской церк­ви был по­стро­ен ка­мен­ный Тро­иц­кий со­бор (ос­вя­щён в 1649), от­кры­ты шко­ла и ти­по­гра­фия. Не­за­дол­го до кон­чи­ны прп. Ио­ва мо­на­стырь был об­не­сён ка­мен­ной сте­ной. В ка­че­ст­ве игу­ме­на Иов уча­ст­во­вал в Ки­ев­ском со­бо­ре 1628, где бы­ли осу­ж­де­ны уни­ат­ские на­строе­ния Ме­ле­тия (Смот­риц­ко­го).

Пре­по­доб­ный скон­чал­ся в воз­рас­те 100 лет. По­чи­та­ние И. П. в зап.-рус. зем­лях бы­ло очень ве­ли­ко и про­дол­жа­лось да­же по­сле то­го, как в 1720 По­ча­ев­ский мон. был за­нят уни­ат­ски­ми мо­на­ха­ми-ба­зи­лиа­на­ми. Из­вест­но, что по­след­ние, вви­ду все­об­ще­го бла­го­го­ве­ния пе­ред па­мя­тью И. П., пред­при­ни­ма­ли по­пыт­ку его ка­но­ни­за­ции, но по­лу­чи­ли в Ва­ти­ка­не от­каз. В 1831 По­ча­ев­ский мон. вновь стал пра­во­слав­ным, и в 1833, с раз­ре­ше­ния имп. Ни­ко­лая I и бла­го­сло­ве­ния Свя­тей­ше­го Си­но­да, со­стоя­лось тор­же­ст­вен­ное от­кры­тие мо­щей прп. Ио­ва для все­об­ще­го по­кло­не­ния.

Дни па­мя­ти прп. Ио­ва 6(19) мая, 28 ав­гу­ста (10 сен­тяб­ря) и 28 ок­тяб­ря (10 но­яб­ря).

Соч.: Бе­се­ды и по­уче­ния… По­ча­ев, 1884; Пче­ла По­ча­ев­ская. Из­бор­ник на­зи­да­тель­ных по­уче­ний и ста­тей. По­ча­ев, 1884.

Лит.: Му­равь­ев А. Н. Жи­тия свя­тых Рос­сий­ской Церк­ви, так­же Ивер­ских и Сла­вян­ских и ме­ст­ноч­ти­мых под­виж­ни­ков бла­го­чес­тия. СПб., 1858. Ав­густ; Пет­ров Н. И. Пре­по­доб­ный Иов Же­ле­зо, игу­мен По­ча­ев­ский, как ду­хов­ный пи­са­тель // Стран­ник. 1883. № 9; Хой­нац­кий А., прот. Жизнь и под­ви­ги пре­по­доб­но­го и бо­го­нос­но­го от­ца на­ше­го Ио­ва... 8-е изд. По­ча­ев, 1907; он же. Пра­во­сла­вие на За­па­де Рос­сии в сво­их бли­жай­ших пред­ста­ви­те­лях, или Па­те­рик Во­лы­но-По­ча­ев­ский. Жи­то­мир, 1997; Жи­тия рус­ских свя­тых. Вве­ден­ская Оп­ти­на пус­тынь, 1993. Сен­тябрь – Де­кабрь.

Вернуться к началу