ОСТРО́ЖСКИЙ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСТРО́ЖСКИЙ Константин Константинович (первоначально крещён как Василий, с сер. 1540-х гг. упоминается также под именем Константин) [2.2.1526, Дубно, Волынское воеводство Вел. кн-ва Литовского (ВКЛ), ныне Ровненская обл., Украина, по др. данным, Туров, Брестское воеводство ВКЛ, ныне Гомельская обл., Белоруссия – 23.2.1608, Острог, Речь Посполита, ныне Ровненская обл., Украина], князь, военный, гос. и политич. деятель ВКЛ и Речи Посполитой. Сын К. И. Острожского от 2-го брака. С 1543 О. регулярно выступал со своими слугами на воен. сборы, принимал участие в воен. действиях в составе литов. войска. Будучи крупнейшим магнатом Волыни, поддерживал протестные настроения по отношению к унификации земель при помощи люстрации королевских замков (лето 1545). Организовал (совм. с др. магнатами Волыни, шляхтой и казаками) нападение на тур. крепость Очаков (1545), укреплял замки (Брацлав в 1552, Киев в 1555, 1579), основал г. Константинов (ныне Староконстантинов в Хмельницкой обл., Украина) на стыке границ Волыни, Брацлавщины и Киевского воеводства (1561), многократно выезжал со своими отрядами на борьбу против крымских татар (1550, 1551, 1552, 1556, 1574, 1575, 1577, 1578, 1583). Укреплению политич. влияния О. способствовал его союз с партией князей Радзивиллов, занявшей господствующее положение в ВКЛ после 1547 (закончившиеся в пользу О. конфликты с кн. Н. Ю. Радзивиллом Рыжим в 1550–55 за доминирование на Волыни не подорвали взаимной поддержки О. и литов. канцлера кн. Н. Я. Радзивилла Чёрного). Волынский маршалок (1550–1608) и староста владимирский (1550–79, 1588–1603), староста луцкий (по «экспектативе», т. е. по праву на передачу должности только после смерти предшественника, 1556–59), воевода киевский (по «экспектативе» 1558, фактически в дек. 1559 – 1608 с частичной утратой полномочий в 1572–75). С 1558 участвовал в подготовке антитурецкой и антитатарской лиги, планы которой обсуждались с рус. послом Р. В. Олферьевым-Безниным (февраль – март 1558), агентом Священной Рим. империи аббатом И. Циром (кон. 1569 – нач. 1570). С 1562 участвовал со своими войсками в Ливонской войне 1558–83.
На Люблинском сейме (1569) О. тайно поддерживал литов. магнатов, выступавших против заключения унии ВКЛ с Польшей и включения Волынского и Киевского воеводств в состав Речи Посполитой, придерживался выжидат. тактики, однако после неоднократных требований короля Сигизмунда II Августа принёс ему присягу [личную 24 мая (закреплена универсалом от 26 мая), а 6 июня в качестве воеводы киевского]. Вошёл в состав польского сената (занял в нём 9-е место и 1-е место – среди сенаторов от коронных рус. земель). Как коронный сенатор подписал Люблинскую унию 1569. На Луцком съезде (27.7.1572) поддержал постановление о необходимости сохранить Речь Посполиту и закрепить шляхетские права и привилегии присягой будущего короля. Предположительно в 1572–73 поддерживал кандидатуры Габсбургов (имп. Максимилиана II Габсбурга или его сына Эрнста) на престол Речи Посполитой. Вместе с тем после сближения с кн. Ю. Ю. Слуцким-Олельковичем (с весны 1572) начал формировать партию сторонников возведения на польско-литов. или отдельно только на литов. трон православного кандидата. На переговорах О. с Г. А. Ходкевичем в конце сент. – начале окт. 1572 было достигнуто соглашение о том, что О. не будет препятствовать борьбе шляхты ВКЛ против Люблинской унии 1569, однако при этом он дал понять, что не собирается жертвовать своими коронными имениями. В 1573 и 1574–75 рассматривался частью рус. шляхты в качестве кандидата на литов. трон. В апр. 1573 О. поддерживал инициативы литов. сенаторов по пересмотру положений Люблинской унии; в то же время сообщал польским сенаторам о переговорах литов. шляхты с рус. властями о кандидатуре царя Ивана IV Васильевича Грозного или царевича Ивана Ивановича на престол ВКЛ. В мае того же года О. поддержал Гроховскую сецессию противников кандидатуры Генриха Валуа. В 1574 окончательно порвал с идеей пересмотра условий Люблинской унии, о чём объявил 27 марта, поддержав волынскую шляхту на коронационном Сейме в Кракове. После победы на выборах нового короля Стефана Батория О. вёл заочные переговоры и к кон. июня 1576 достиг соглашения с ним.
В 1574–78 активно вмешивался в дела Молдавского кн-ва, поддержал господаря Иоана Водэ Грозного, затем Ивана Подкову. Действия О. вызвали дипломатич. разногласия между Османской империей и Речью Посполитой. Неудачи «молдавского проекта» обернулись походами крымских татар на Волынь в 1577 (разгромили св. 200 сёл О., св. 5 тыс. чел. попали в плен или были убиты), сам О. в февр. 1578 был осаждён в Остроге (О. выплатил крымскому хану контрибуцию в размере 2 тыс. злотых и обязался уговорить короля выплатить дань).
В нач. 1580-х гг. сблизился с коронным канцлером Я. Замойским, которого поддержал в судебном процессе против К. и А. Зборовских, приведя в янв. 1585 в Варшаву 1,5-тысячный вооруж. отряд. В 1592–93 О. подавлял в своих имениях казацкое восстание К. Косинского, в 1594–96 – движения казаков, переросшие в восстание под рук. С. Наливайко. В 1602–03 принимал в Остроге бежавшего из Москвы Григория (Отрепьева) (см. Лжедмитрий I). После его перехода к кн. А. Вишневецкому О. пересмотрел своё изначально положительное отношение к авантюристу и совм. с сыном Янушем выступил против поддержки его претензий на рус. трон. В 1606 оказался втянут в Сандомирский рокош (рокош Н. Зебжидовского), отправил в Сандомир архимандрита Киево-Печерского мон. Елисея (Плетенецкого) с наказом включить в список требований рокошан пункты об улучшении правового положения православных противников унии.
В 1530–80-х гг. вёл (в т. ч. и совм. с матерью кн. Александрой Семёновной) постоянную борьбу за земельные владения своих ближайших и дальних родственников. В ходе противостояния с вдовой своего единокровного брата Ильи (1510–19.8.1539), Б. Костелецкой (в 1547–74), и племянницей Эльжбетой (Гальшкой) Ильиничной (до 1579, когда она завещала все свои наследств. владения сыновьям О.) О. сумел получить родовые имения князей Острожских и расширить свои владения, сделавшись крупнейшим землевладельцем Речи Посполитой. В 1567–1570 добился передачи своей жене Зофье значит. владений её отца Я. А. Тарновского, которые она в мае 1570 подарила О. Кроме этого, участвовал в многочисл. имуществ. конфликтах с польск. и литов. магнатами.
В своих владениях осуществлял патрональную политику по отношению к православным церковным властям. В конфликте (1549–57) с турово-пинскими епископами Вассианом и Макарием О. и его мать стремились подчинить местную иерархию своей светской власти. Своими пожалованиями О. расширил владения киевских Михайловского Златоверхого (1560) и Выдубицкого (1568) монастырей, основал, по крайней мере, 2 церкви в Константинове. В 1572 защитил братию Пустынского Николаевского мон., заставив архимандрита Киево-Печерского мон. Илариона (Песочинского) признать избранного там нового игумена. В том же году защитил Михайловский Златоверхий мон. в земельном конфликте с местным шляхтичем М. Панковичем. В борьбе за Киево-Печерскую архимандритию (1573–76) принял сторону избранника киевской шляхты Сильвестра Иерусалимца, однако Стефан Баторий признал избранника братии – Мелетия (Хребтовича-Богуринского). Благодаря личному вмешательству О. православные Львова добились в 1592 от короля Сигизмунда III подтверждения статута Львовского братства (1586) и привилеев монастыря Св. Онуфрия (1592).
Вместе с тем О. неоднократно показывал, что придерживается принципов внутрихристианской веротерпимости (закреплённых в акте Варшавской конфедерации, подписанном на Варшавском сейме 1573) и широких, близких к экуменическим, религ. взглядов: выступал в защиту кальвинистов и поддерживал близкие отношения со своим зятем – кальвинистом кн. К. Н. Радзивиллом Перуном, соблюдал веротерпимость в своих имениях, не препятствовал переходу собств. детей в иные конфессии и их бракам с иноверцами. В 1580–90-е гг. постепенно склонялся к проекту унии между католиками и православными, подтверждая надежды иезуита П. Скарги, видевшего в О. лидера движения за унию в Речи Посполитой. В 1582 поддержал распространение проведённой папой Римским Григорием XIII реформы календаря на рус. земли, разрабатывал совместно с папским престолом проект переноса Константинопольского патриархата в Речь Посполиту и его унии с Рим. престолом (1584). Протеже О. являлись и оба церковных лидера движения за унию – еп. Турово-Пинский (1576–85), Луцкий (с 1585) Кирилл (Терлецкий) и еп. Владимирско-Брестский (1593–99) Потей Ипатий. В тайных переговорах о заключении унии между Римско-католич. церковью и польско-литов. православными в 1593 О. выступил в пользу полной унии с Рим. престолом всех православных стран, включая Рус. гос-во, но с соблюдением обрядовой обособленности православных и равенства иерархов обеих конфессий. Однако уже к июлю 1594 перешёл на позиции противодействия унии. Окружным посланием от 24.6(4.7).1595 он призвал православных бойкотировать унию, требовал решать этот вопрос на церковном соборе, обратился за помощью к королю, однако не встретил поддержки, и в сент. 1595 вопрос о заключении унии был решён в Кракове без его участия. Тогда О. начал формировать блок из противников унии с католиками, призвал православных и кальвинистов к объединению и в письме к Сигизмунду III объявил о готовности защищаться с оружием в руках, если католики начнут религ. войну. Участвовал в церковном соборе в Бресте в 1596, выступая лидером противников унии. Попал под подозрение в заговоре против короля. В мае 1599 по инициативе О. в Вильно прошёл съезд православных «дезунитов» и протестантов, положивший начало их совместной борьбе против Брестской унии 1596 и за возвращение к нормам Варшавской конфедерации 1573. Патриарх Александрийский Мелетий Пигас поддержал деятельность О. и возвёл его в достоинство экзарха (без перехода в духовное звание). О. добился определённых успехов: на Сейме 1603 король вывел Киево-Печерскую архимандритию и право на избрание архимандрита из юрисдикции митрополита Киевского и в конституции «Греческая религия» определил, что под властью униатской Церкви должны оставаться только те монастыри и церкви, которые были им переданы на момент принятия данной конституции.
О. был высокообразованным человеком, учил латынь и пр., собирал книги. Испытал влияние своего тестя Я. А. Тарновского – католика, спорившего с папой Римским и вступившего в переписку с Ж. Кальвином. О. поддерживал переписку с рядом европ. монархов, а также с кн. легницким и бжеским Ежи II и герцогом Пруссии Альбрехтом. Сыновья О., Януш и Константин, получили образование при дворе имп. Священной Рим. империи Максимилиана II Габсбурга в Вене. Сам О. многократно выступал опекуном и покровителем юных шляхтичей (дети князей Р. Ф. Сангушко, Л. А. Сангушко-Коширского, А. М. Курбского). Спорил на духовные темы в переписке с кн. А. М. Курбским. Организовал «Острожскую академию», ставшую первым высшим учебным заведением для православных на территории Вост. Европы. При дворе О. и в «Острожской академии» велась полемика между представителями разл. христианских конфессий и монашеских конгрегаций – проповедь вели иезуиты (П. Скарга), доминиканцы (Мальхер), антитринитарии (И. Мотовило, Э. Отвиновский; Феодосий Косой, Игнатий). Скарга посвятил О. свою кн. «О единстве церкви Божией» (Вильно, 1577), ответом на которую стали учебные и библейские издания созданной Иваном Фёдоровым ок. 1578 на средства О. Острожской типографии (действовала до 1612) – «Азбука» (1578), Псалтирь и Новый Завет (1580) и Острожская Библия (1581). В Острожской типографии напечатаны также «Ключ царства небесного» Г. Д. Смотрицкого (1587), «О единой истинной православной вере» В. А. Малюшицкого (1588).
Был женат (с 1553) на Зофье, урождённой Тарновской (? – 1.7.1570). Известны дети О.: Януш Константинович (ок. 1554 – 12 или 13.9.1620), воевода волынский (1584–93), староста богуславский (1591–1620), белоцерковский (1592–1620), черкасский и каневский (1594–1620), переяславский (1604–1618); Эльжбета Константиновна (? – 1599), в 1-м браке замужем (с 1570) за Яном Станиславичем Кишкой (? – 26.7.1592), кравчим (1569–79) и подчашим (1579–88) ВКЛ, старостой генеральным жмойтским (1579–92), каштеляном виленским (1588–92), публицистом и просветителем, во 2-м браке (с 1593) – за кн. К. Н. Радзивиллом Перуном; Катерина (Катаржина) Константиновна (1560–3.8.1579), замужем (с 1578) за кн. К. Н. Радзивиллом Перуном; Константин Константинович (ок. 1560 – до 10.5.1588), кравчий (1580–88), подчаший (1588) ВКЛ, староста владимирский (1580–1588); Александр Константинович (1570–12.12.1603), воевода волынский (1593–1603), староста переяславский (1594–1603).
Фигура О. помещена в скульптурных композициях памятников «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862; по проекту М. О. Микешина) и князьям Острожским в г. Острог (2000; по проекту худ. С. Чумакова). В 1991 установлен памятник-ротонда О. в г. Староконстантинов. К 400-летию со дня смерти О. на территории Брестской крепости установлен памятный знак (2008; по проекту арх. Г. Лаврецкого; скульпторы А. Гурщенкова, П. Герасименко). К 300-летию со дня смерти О. принято решение о строительстве храма-памятника Святых Константина и Михаила в Вильне (ныне Вильнюс) (построен в 1911–13; по проекту арх. В. Д. Адамовича; арх. А. А. Шпаковский, инж. П. И. Соколов).