ПОТЕ́Й ИПА́ТИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОТЕ́Й ИПА́ТИЙ, Потий, Поцей (в миру Адам Львович) (12.8.1541, усадьба Рожанка Каменецкого повета Вел. кн-ва Литовского – 18.7.1613, Владимир-Волынский), гос. и церковный деятель Вел. кн-ва Литовского и Речи Посполитой, писатель-полемист, один из организаторов Брестской церковной унии.
Из православной семьи Льва Потеевича Пацея (Тышковича), подскарбия и писаря Вел. кн-ва Литовского (ВКЛ), придворного польск. короля Сигизмунда I. После смерти отца (1550) пользовался покровительством канцлера ВКЛ кальвиниста кн. Николая Радзивилла Чёрного (1515–65), за его счёт окончил Краковскую академию (ныне Ягеллонский университет). Став секретарём своего покровителя, перешёл в кальвинизм. С 1566 земский писарь в Бресте; как представитель Брестского воеводства подписал акт Люблинской унии 1569, в 1573 – акт Варшавской конфедерации, гарантировавший свободу вероисповедания для шляхты, и вернулся в православие. В 1578–79 участвовал в Ливонской войне 1558–83 с Россией, затем – в мирных переговорах. За успешное выполнение дипломатич. миссии в Москве получил должность брестского каштеляна (1588), войдя в число высших сановников Речи Посполитой.
Овдовев в 1592, под влиянием кн. К. К. Острожского еп. Луцким Кириллом (Терлецким) в 1593 пострижен в монахи с именем Ипатий. В том же году получил от короля привилей, рукоположен в епископы и поставлен на Владимирско-Брестскую кафедру. П. И. присутствовал на Брестском соборе 1594, искавшем выход из глубокого кризиса, в котором оказалась православная Церковь на зап.-рус. землях по причине нравственного упадка высшего духовенства, притеснений со стороны католич. властей Речи Посполитой, массового перехода православных в кальвинизм. В ходе собора выявились острые противоречия между епископатом и православными братствами. Вероятно, в идее заключения унии с Римско-католич. церковью П. И. видел преодоление этого кризиса. В необходимости унии ещё в 1588–89 он пытался убедить пребывавшего в то время в Речи Посполитой патриарха Константинопольского Иеремию II (1572–95, с перерывами). После собора 1594 П. И. вместе с еп. Кириллом (Терлецким) собирал среди зап.-рус. епископов подписи под «артикулами унии» (см. Брестская уния 1596), которые осенью 1595 ими были доставлены в Рим папе Клименту VIII (1592–1605). П. И. присутствовал на Брестском унионном соборе 1596. Лишён епископского сана проходившим одновременно Брестским православным собором.
П. И. 26.9.1599 был поставлен униатским митр. Киевским с сохранением за ним Владимиро-Волынской епархии, а также архимандритом Киево-Печерского мон. (будущая Киево-Печерская лавра). Продолжил борьбу с православными, в т. ч. судебно преследовал мирян Бреста, Новогрудка, Владимира-Волынского, Вильно; кроме репрессий, пытался воздействовать многочисл. проповедями. В 1601 вытеснил из виленского Свято-Троицкого мон. православное братство, затем подчинил униатам сам монастырь. В 1601 в Вильно им основана униатская духовная семинария. В дальнейшем П. И. подчинил себе также ряд крупных монастырей: Супрасльский мон., слуцкий Свято-Троицкий мон., киевские Выдубецкий (Выдубицкий) мон. и Софийский собор. Похоронен в Успенском соборе в г. Владимир-Волынский (ныне кафедральный православный собор).