«МОСКВА́ – ТРЕ́ТИЙ РИМ»
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«МОСКВА́ – ТРЕ́ТИЙ РИМ» («Третий Рим»), теория, обосновывавшая закономерность перемещения политич. и религ. центра православного мира в Рус. гос-во. Осн. положения сформулированы Филофеем, монахом Спасо-Елеазаровского мон., в его послании (ок. 1523 – не позднее 1524) дьяку вел. кн. московского Василия III Ивановича в Пскове М. Г. Мунехину. Послание содержало, в частности, опровержение предсказаний нового Всемирного потопа в февр. 1524. Ряд исследователей видят истоки теории «М. – т. Р.» в «Изложении пасхалии» (1492) митр. Московского и всея Руси Зосимы, однако в нём автор не выходит за рамки утверждения преемственности Москвы по отношению к Константинополю.
Теория Филофея возникла в условиях оживления дипломатич. контактов Рус. гос-ва со Священной Рим. империей, Святым Престолом в Риме, Константинопольским патриархатом, на фоне обширной полемики православных церковных деятелей против латинства и предсказаний европ. астрологов о скором конце света, продолжения борьбы Рус. церкви за полную автокефалию и дискуссии о царском титуле рус. монарха, который был призван засвидетельствовать его независимость от правителей государств – наследников Золотой Орды и особую роль в православном мире. Последняя была связана с тем, что после падения Византии (1453) Рус. гос-во к нач. 16 в. являлось единственным независимым православным государством. В это время возник ряд крупных лит. произведений, близких по идейному содержанию (Русский хронограф, «Повесть о белом клобуке»).
В соответствии с теорией «Третьего Рима» Рус. гос-во и его столица стали последним («четвёртому не быти») земным воплощением «неразрушимого» Ромейского царства (существовало со времени пришествия Иисуса Христа и появления его последователей), т. е., по мысли Филофея, воплощением духовного христианского «царства», под которым понималась функция, не имеющая пространственно-временной локализации и переходящая от одного своего носителя к другому в соответствии с теорией «переноса империи» («translatio imperii»; восходит, в частности, к Книге пророка Даниила).
Филофей наметил этапы и вехи мировой истории, определил в ней место Рус. гос-ва и Рус. церкви. По его мысли, 1-й этап завершился падением Древнего Рима из-за «аполлинариевой ереси» (аполлинарианства) и отпадением латинян от правой веры, которое Филофей связывал с эпохой Карла I Великого (император в 800–814) и папы Римского Формоза (891–896). 2-й этап завершился Ферраро-Флорентийским собором (1439), решения которого Филофей считал изменой православию, приведшей к падению «Второго Рима» – Константинополя (1453), не устоявшего под ударами агарян (османов). 3-й, текущий, этап («Третий Рим») характеризуется перемещением «Ромейского царства» в Рус. гос-во (со столицей в Москве и гл. престолом – Успенским собором Московского Кремля), которое воспринимается как гарант «стояния», последнее воплощение христианского царства и оплот истинной веры, а вел. князь московский – как «всем христианам царь». После потери политич. независимости Визант. империей и всеми ранее существовавшими православными царствами их судьбы на метаисторич. уровне соединились («снидошася») в «Третьем Риме» (Рус. гос-ве). На этом основании Рус. церковь предстаёт как наследница единой христианской Церкви первых 8 веков её существования, подчёркивается её особый статус в соответствии с визант. концепцией «симфонии» властей. Филофей декларировал верность вселенскому православию в том виде, в каком оно существовало до разделения церквей, и в том виде, какой оно приняло в вост. христианстве.
С Посланием Филофея перекликались ещё 2 анонимных сочинения. Первое сочинение «Послание царю и великому князю Василию Ивановичу» («Послание о крестном знамении») (не позднее 1526) было написано с целью побудить церковную и светскую власть (прежде всего вел. князя) к назначению новгородского архиепископа (состоялось в 1526), однако вскоре память о практич. цели сочинения была утрачена. Вместе с тем вышла на первый план идея его автора о гибели мировых монархий как следствии отхода от истинной веры (восходит к Слову еп. Ипполита Римского кон. 2 – нач. 3 вв. об антихристе). Автор второго сочинения «Об обидах церкви» (1530–40-е гг.) подверг сомнению прочность «стояния Третьего Рима» из-за умножившихся в Рус. гос-ве беззакония и неправды; опустил вывод Филофея о том, что «четвёртому Риму не быти».
После учреждения патриаршества (1589) и окончат. закрепления автокефалии Рус. церкви была ослаблена антигреческая направленность идеи «Третьего Рима». Официально она нашла отражение в Уложенной грамоте 1589, в которой была представлена гл. обр. по «Посланию царю…», однако в грамоте отсутствовали утверждения о «падении» Константинопольской церкви и о том, что Рус. церковь существует вместо Римской и Константинопольской. Закреплялась мысль о перемещении в Рус. гос-во метаисторич. центра для всех потерявших независимость православных государств, утверждалось единство Русского и Греческого царств, воплотившееся в совместном соборном деянии.
В сер. – 2-й пол. 17 в. положения теории «М. – т. Р.» (в т. ч. идея «translatio imperii») развиты Арсением Сухановым, разделявшим идею о том, что в Россию от греков пришло «всё доброе», и дополнившим теорию «М. – т. Р.» утверждением о том, что Русь приняла Крещение от св. ап. Андрея Первозванного. В то же время Игнатий (Корсаков) воспринял понятия «Ромейское царство» и «Греческое царство» как синонимы, и смысл, первоначально вкладывавшийся в теорию, был утрачен. Идеи «М. – т. Р.» нашли широкое распространение в старообрядч. эсхатологии.
Наряду с теорией «М. – т. Р.» в 17 в. появились идеи, внешне её напоминавшие, но отличавшиеся по существу. Они носили гл. обр. внешнеполитич. характер: обоснование усилившейся роли Рус. гос-ва и Москвы в православном мире, утверждение значения духовного наследия христианского Востока и переносимых в Москву христианских святынь, сохранение чистоты греч. православия.
Теория «М. – т. Р.» нашла осмысление в трудах рус. философов кон. 19 – нач. 20 вв., в особенности у В. С. Соловьёва и Н. А. Бердяева.