Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИГНА́ТИЙ

Авторы: А. П. Богданов

ИГНА́ТИЙ (Илья Алек­сан­д­ро­вич Кор­са­ков) [не позд­нее 1623 – 13(24).5.1701, Мо­ск­ва], рус. цер­ков­ный дея­тель, ис­то­рик и пуб­ли­цист. Из ро­да Кор­са­ко­вых. При­нял по­стриг в Кре­сто­ма­ров­ской пус­ты­ни в Ни­же­го­род­ском у. (в 1675–76 воз­глав­лял её). В на­пи­сан­ных там на греч. яз. ру­ко­пи­сях И. от­ка­зы­вал­ся при­зна­вать раз­ли­чие лю­дей по со­слов­ной при­над­леж­но­сти, бед­но­сти и бо­гат­ст­ву. В 1673 на­прав­лен пра­ви­тель­ст­вом в За­по­ро­жье со «Сло­вом к пра­во­слав­но­му и хри­стои­ме­ни­то­му за­по­рож­ско­му во­ин­ст­ву» (долж­но бы­ло вдох­но­вить ка­за­ков на под­ви­ги в сра­же­ни­ях про­тив ту­рок). С 1676 цер­ков­ный ус­тав­щик в Со­ло­вец­ком мон., раз­гром­лен­ном в хо­де по­дав­ле­ния Со­ло­вец­ко­го вос­ста­ния 1667–76. Со­ста­вил Ир­мо­ло­гий (за­кон­чен к 1679) на крю­ках – свод хо­ро­вых про­из­ве­де­ний на все круп­ные цер­ков­ные празд­ни­ки. Про­явил глу­бо­кое зна­ние ста­рин­но­го (4–5 вв.) и со­вре­мен­но­го ему греч. пе­ния, пев­че­ских тра­ди­ций рус­ских, бол­гар, сер­бов и бе­ло­ру­сов. В 1680 всту­пил в уп­рав­ле­ние Мор­гу­лов­ской пус­ты­нью Со­ло­вец­ко­го мон. и пе­ре­ехал на Со­ло­вец­кое под­во­рье в Мо­ск­ве (в 1682 совм. с Ти­хо­ном Ма­карь­ев­ским со­ста­вил опи­са­ние од­ной из моск. церк­вей). Ар­хи­ман­д­рит Спас­ско­го мон. в Яро­слав­ле (1683–84), Но­во­спас­ско­го мон. в Мо­ск­ве (1685–92). Сбли­зил­ся с пат­ри­ар­хом Ио­а­ки­мом, по его по­ру­че­нию со­ста­вил свод­ный чи­нов­ник (свод) пат­ри­ар­ших вы­хо­дов и служб за 1667–79, ко­ди­фи­ци­ро­вав­ший ряд важ­ных об­ря­дов (ме­ж­ду 1684 и 1686), а так­же вёл след­ст­вие по де­лу смо­лен­ско­го митр. Си­ме­о­на (1685; совм. с Ка­рио­ном Ис­то­ми­ным), до­прос диа­ко­на Иа­ко­ва и «уве­ща­ние» Силь­ве­ст­ра (Мед­ве­де­ва) (1689), рас­сле­до­ва­ние «ере­си» псков­ско­го митр. Мар­кел­ла (1690) и др. Ми­тро­по­лит То­боль­ский и Си­бир­ский (1692–1700).

Пы­тал­ся до­ка­зать про­ис­хо­ж­де­ние сво­его ро­да от рим. кон­су­лов. Его труд «Ге­неа­ло­гия яв­лен­ной от Со­тво­ре­ния ми­ра фа­ми­лии... Кор­са­ков-Рим­ских» (нач. 1680-х гг.) явил­ся про­об­ра­зом жан­ра на­уч. мо­но­гра­фии. В пре­ди­сло­вии, вслед за биб­лио­гра­фи­ей, об­ри­со­вал пред­мет и за­да­чи ге­неа­ло­гии, её вос­пи­тат. зна­че­ние, сфор­му­ли­ро­вал кри­те­рии дос­то­вер­но­сти ис­точ­ни­ков и их ис­тол­ко­ва­ния, ввёл но­вое для рус. чи­та­те­ля тре­бо­ва­ние точ­ных ссы­лок на ис­поль­зуе­мые тек­сты. Хо­тя кон­цеп­ция И. бы­ла фан­та­стич­ной, вы­ход «Ге­неа­ло­гии…» спо­соб­ст­во­вал за­кре­п­ле­нию за вет­вью ро­да, ко­то­рую пред­став­лял И., фа­ми­лии Рим­ские-Кор­са­ко­вы.

Сто­рон­ник «гре­ко­фи­лии», под­дер­жи­вал по­ли­ти­ку, на­прав­лен­ную на ук­ре­п­ле­ние и рас­ши­ре­ние юж. гра­ниц. До­ка­зы­вал не­об­хо­ди­мость ос­во­бо­ж­де­ния бал­кан­ских на­ро­дов от тур. ига, вы­хо­да Рос­сии к Сре­ди­зем­но­му м. и от­вое­ва­ния Кон­стан­ти­но­по­ля у Ос­ман­ской имп. Вы­сту­пал про­тив по­ли­ти­ки кн. В. В. Го­ли­цы­на по при­вле­че­нию в Рос­сию за­пад­но­ев­ро­пей­цев – лю­те­ран и ка­то­ли­ков [«Во­зоб­ли­че­ние на лю­те­ран­ский (Не­свиж­ский) ка­те­хи­зис», 1684; «Сло­во на ла­тин и лю­те­ров», ме­ж­ду 1684 и 1686]. Один из не­мно­гих об­ра­зо­ван­ных пред­ста­ви­те­лей ду­хо­вен­ст­ва, под­дер­жи­вав­ших офиц. курс пат­ри­ар­ха Ио­а­ки­ма на изу­че­ние пре­иму­ще­ст­вен­но греч., а не лат. язы­ка. Обоб­щал ле­то­пис­ные из­вес­тия о борь­бе Ру­си и др. стран про­тив мон­го­ло-та­тар и ту­рок: со­став­лен­ный в Мо­ск­ве «Свод Иг­на­тия Рим­ско­го-Корсакова» про­дол­жал по­пол­нять­ся под рук. И. пис­ца­ми Со­фий­ско­го до­ма в То­боль­ске по­год­но (с 1683 по 1698) и за­вер­шил­ся об­шир­ным рас­ска­зом о взя­тии Азо­ва Пет­ром I и ря­дом бо­лее позд­них ста­тей, близ­ких к «юж­ным» сю­же­там.

Под­дер­жи­вал на­хо­див­шую­ся у вла­сти ца­рев­ну Со­фью Алек­се­ев­ну. В спец. па­не­ги­ри­ке («Сви­де­тель­ст­во ко об­ра­зу свя­тыя не­из­ре­чен­ныя Со­фии Пре­муд­ро­сти сло­ва Бо­жия о Рос­сий­ском бла­го­сло­вен­ном цар­ст­вии», 1689) рас­смат­ри­вал Со­фью Алек­се­ев­ну как зем­ной ана­лог Со­фии-Пре­муд­ро­сти сло­ва Бо­жия, при этом обо­их ца­рей – Ива­на V Алек­сее­ви­ча и Пет­ра I – обо­зна­чил лишь в чис­ле «пред­стоя­щих» ца­рев­не. Вы­сту­пал не толь­ко с цер­ков­но-ре­ли­ги­оз­ны­ми, но и по­ли­тич. и да­же эко­но­мич. те­ма­ми, про­па­ган­ди­ро­вал, в ча­ст­но­сти, идеи тор­го­во­го мер­кан­ти­лиз­ма.

Ак­тив­ный про­тив­ник ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. В 1687 совм. с Ка­рио­ном Ис­то­ми­ным со­ста­вил об­ли­чав­шее ста­ро­об­ряд­цев «Из­вес­тие о уве­ща­нии рас­коль­ни­ков в уез­дах Ко­ст­ром­ском и Ки­не­шем­ском». Ав­тор «Жи­тия и за­ве­ща­ния пат­ри­ар­ха Ио­а­ки­ма» (1690), а так­же трёх «По­сла­ний на ар­ме­нов и по­лу­ар­ме­нов» (1690-е гг.), в ко­то­рых до­ка­зы­вал про­ис­хо­ж­де­ние «за­блу­ж­де­ний» рас­коль­ни­ков (в ча­ст­но­сти, двое­пер­стия) от ар­мян, яко­бы по­явив­ших­ся в Рос­сии при Ива­не IV Ва­силь­е­ви­че Гроз­ном.

И. спо­соб­ст­во­вал раз­ви­тию про­винц. ле­то­пи­са­ния в То­боль­ске в кон. 17 в., уча­ст­во­вал в ре­дак­ти­ро­ва­нии Си­бир­ско­го ле­то­пис­но­го сво­да. Один из со­ста­ви­те­лей Жи­тия Си­ме­о­на Вер­хо­тур­ско­го (с тро­па­рём на об­ре­те­ние мо­щей и опи­са­ни­ем чу­дес от них, 1695). Ав­тор не­сколь­ких гра­мот, в т. ч. в Со­ло­вец­кий мон. и да­же в Ки­тай. В его лич­ной биб­лио­те­ке в Си­би­ри на­счи­ты­ва­лось св. 70 книг, хра­ни­лись так­же гео­гра­фич. кар­ты. От­но­ше­ния И. с моск. вла­стя­ми к кон. 1690-х гг. бы­ли весь­ма на­пря­жён­ны­ми. Он был раз­о­ча­ро­ван от­ка­зом от на­сту­п­ле­ния на юг во внеш­ней по­ли­ти­ке и пре­пят­ст­вия­ми, чи­ни­мы­ми ему в хри­стиа­ни­за­ции Си­би­ри. В нач. 1701 И. вы­ехал в Мо­ск­ву, где его об­ви­ни­ли в буй­ст­ве и схва­ти­ли в Крем­ле как не­вме­няе­мо­го. Умер (по не­ко­то­рым све­де­ни­ям, умо­рён го­ло­дом) в за­клю­че­нии в Си­мо­но­вом мо­на­сты­ре.

Соч.: По­сла­ния бла­жен­но­го Иг­на­тия ми­тро­по­ли­та си­бир­ско­го и то­боль­ско­го. Ка­зань, 1855; Жи­тие и за­ве­ща­ние свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го Ио­а­ки­ма // Об­ще­ст­во лю­би­те­лей древ­ней пись­мен­но­сти. 1879. Т. 47; По­ле­ми­че­ские со­чи­не­ния XVII в. про­тив лю­те­ран // Чте­ния в Об­ще­ст­ве ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских. 1884. Кн. 3; Дво­рец­кая Н. А. По­сла­ние ми­тро­по­ли­та Иг­на­тия в Крас­но­ярск 1697 г. // Ар­хео­гра­фия и ис­точ­ни­ко­ве­де­ние Си­би­ри. Но­во­сиб., 1975; Бо­гда­нов А. П. Па­мят­ни­ки об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ской мыс­ли в Рос­сии кон­ца XVII в.: Ли­те­ра­тур­ные па­не­ги­ри­ки. М., 1983. Ч. 1–2; Ге­неа­ло­гия. М., 1994.

Лит.: Ог­лоб­лин Н. Н. Биб­лио­те­ка си­бир­ско­го ми­тро­по­ли­та Иг­на­тия, 1700 г. СПб., 1892; Во­ро­но­ва Л. Б. Ар­хео­гра­фи­че­ский об­зор спи­сков со­чи­не­ний Иг­на­тия Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва // Ис­сле­до­ва­ния по ис­то­рии об­ще­ст­вен­но­го соз­на­ния эпо­хи фео­да­лиз­ма в Рос­сии. Но­во­сиб., 1984; Чис­тя­ко­ва Е. В., Бо­гда­нов А. П. «Да бу­дет по­том­кам яв­ле­но...»: Очер­ки о рус­ских ис­то­ри­ках вто­рой по­ло­ви­ны XVII в. и их тру­дах. М., 1988; Бо­гда­нов А. П. Твор­че­ское на­сле­дие Иг­на­тия Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва // Гер­ме­нев­ти­ка древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. М., 1993. Вып. 6; он же. Пер­вое уче­ное ро­до­сло­вие в Рос­сии: «Ге­неа­ло­гия» Иг­на­тия Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва // Ис­то­ри­че­ская ге­неа­ло­гия. Ека­те­рин­бург, 1993. Вып. 1; он же. От ле­то­пи­са­ния к ис­сле­до­ва­нию: Рус­ские ис­то­ри­ки по­след­ней чет­вер­ти XVII в. М., 1995; он же. Ев­ро­пей­ский ис­то­рик в Рос­сии XVII в. // Рос­сия и мир гла­за­ми друг дру­га: из ис­то­рии взаи­мо­вос­прия­тия. М., 2000. Вып. 1; он же. Пер­вый Рим­ский-Кор­са­ков // Рос­сия XVII в. и мир. М., 2001.

Вернуться к началу