ИГНА́ТИЙ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИГНА́ТИЙ (Илья Александрович Корсаков) [не позднее 1623 – 13(24).5.1701, Москва], рус. церковный деятель, историк и публицист. Из рода Корсаковых. Принял постриг в Крестомаровской пустыни в Нижегородском у. (в 1675–76 возглавлял её). В написанных там на греч. яз. рукописях И. отказывался признавать различие людей по сословной принадлежности, бедности и богатству. В 1673 направлен правительством в Запорожье со «Словом к православному и христоименитому запорожскому воинству» (должно было вдохновить казаков на подвиги в сражениях против турок). С 1676 церковный уставщик в Соловецком мон., разгромленном в ходе подавления Соловецкого восстания 1667–76. Составил Ирмологий (закончен к 1679) на крюках – свод хоровых произведений на все крупные церковные праздники. Проявил глубокое знание старинного (4–5 вв.) и современного ему греч. пения, певческих традиций русских, болгар, сербов и белорусов. В 1680 вступил в управление Моргуловской пустынью Соловецкого мон. и переехал на Соловецкое подворье в Москве (в 1682 совм. с Тихоном Макарьевским составил описание одной из моск. церквей). Архимандрит Спасского мон. в Ярославле (1683–84), Новоспасского мон. в Москве (1685–92). Сблизился с патриархом Иоакимом, по его поручению составил сводный чиновник (свод) патриарших выходов и служб за 1667–79, кодифицировавший ряд важных обрядов (между 1684 и 1686), а также вёл следствие по делу смоленского митр. Симеона (1685; совм. с Карионом Истоминым), допрос диакона Иакова и «увещание» Сильвестра (Медведева) (1689), расследование «ереси» псковского митр. Маркелла (1690) и др. Митрополит Тобольский и Сибирский (1692–1700).
Пытался доказать происхождение своего рода от рим. консулов. Его труд «Генеалогия явленной от Сотворения мира фамилии... Корсаков-Римских» (нач. 1680-х гг.) явился прообразом жанра науч. монографии. В предисловии, вслед за библиографией, обрисовал предмет и задачи генеалогии, её воспитат. значение, сформулировал критерии достоверности источников и их истолкования, ввёл новое для рус. читателя требование точных ссылок на используемые тексты. Хотя концепция И. была фантастичной, выход «Генеалогии…» способствовал закреплению за ветвью рода, которую представлял И., фамилии Римские-Корсаковы.
Сторонник «грекофилии», поддерживал политику, направленную на укрепление и расширение юж. границ. Доказывал необходимость освобождения балканских народов от тур. ига, выхода России к Средиземному м. и отвоевания Константинополя у Османской имп. Выступал против политики кн. В. В. Голицына по привлечению в Россию западноевропейцев – лютеран и католиков [«Возобличение на лютеранский (Несвижский) катехизис», 1684; «Слово на латин и лютеров», между 1684 и 1686]. Один из немногих образованных представителей духовенства, поддерживавших офиц. курс патриарха Иоакима на изучение преимущественно греч., а не лат. языка. Обобщал летописные известия о борьбе Руси и др. стран против монголо-татар и турок: составленный в Москве «Свод Игнатия Римского-Корсакова» продолжал пополняться под рук. И. писцами Софийского дома в Тобольске погодно (с 1683 по 1698) и завершился обширным рассказом о взятии Азова Петром I и рядом более поздних статей, близких к «южным» сюжетам.
Поддерживал находившуюся у власти царевну Софью Алексеевну. В спец. панегирике («Свидетельство ко образу святыя неизреченныя Софии Премудрости слова Божия о Российском благословенном царствии», 1689) рассматривал Софью Алексеевну как земной аналог Софии-Премудрости слова Божия, при этом обоих царей – Ивана V Алексеевича и Петра I – обозначил лишь в числе «предстоящих» царевне. Выступал не только с церковно-религиозными, но и политич. и даже экономич. темами, пропагандировал, в частности, идеи торгового меркантилизма.
Активный противник старообрядчества. В 1687 совм. с Карионом Истоминым составил обличавшее старообрядцев «Известие о увещании раскольников в уездах Костромском и Кинешемском». Автор «Жития и завещания патриарха Иоакима» (1690), а также трёх «Посланий на арменов и полуарменов» (1690-е гг.), в которых доказывал происхождение «заблуждений» раскольников (в частности, двоеперстия) от армян, якобы появившихся в России при Иване IV Васильевиче Грозном.
И. способствовал развитию провинц. летописания в Тобольске в кон. 17 в., участвовал в редактировании Сибирского летописного свода. Один из составителей Жития Симеона Верхотурского (с тропарём на обретение мощей и описанием чудес от них, 1695). Автор нескольких грамот, в т. ч. в Соловецкий мон. и даже в Китай. В его личной библиотеке в Сибири насчитывалось св. 70 книг, хранились также географич. карты. Отношения И. с моск. властями к кон. 1690-х гг. были весьма напряжёнными. Он был разочарован отказом от наступления на юг во внешней политике и препятствиями, чинимыми ему в христианизации Сибири. В нач. 1701 И. выехал в Москву, где его обвинили в буйстве и схватили в Кремле как невменяемого. Умер (по некоторым сведениям, уморён голодом) в заключении в Симоновом монастыре.