Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТИ́ХОН МАКА́РЬЕВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 190

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТИ́ХОН МАКА́РЬЕВСКИЙ (Ма­ка­ри­ев­ский) [? – 30.4(11.5).1707, Мо­ск­ва], рус. муз. тео­ре­тик, по­эт, цер­ков­ный дея­тель. В 1675–77 (по др. дан­ным, с 1674) ар­хи­ман­д­рит Тро­иц­ко­го Жел­то­вод­ско­го мон. в Ма­карь­е­ве. Ке­ларь Сав­ви­но-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря (1680–94), Чу­до­ва мо­на­сты­ря (1694), ка­зна­чей Пат­ри­ар­ше­го ка­зён­но­го при­ка­за (с кон. 1694). Был со­вет­ни­ком и ду­ше­при­каз­чи­ком пат­ри­ар­ха Ад­риа­на, поль­зо­вал­ся до­ве­ри­ем Пет­ра I. В об­лас­ти му­зы­ки – сто­рон­ник и про­па­ган­дист но­то­ли­ней­но­го пись­ма. Ра­бо­ты Т. М. пре­им. ком­пи­ля­тив­ны, своё ав­тор­ст­во он за­шиф­ро­вы­вал в ак­ро­сти­хах. Не позд­нее 1685 со­ста­вил «Ска­за­ние о нот­ном гла­со­бе­жа­нии и о ли­тер­ных зна­мен­ных по­ме­тах, и о зна­ме­ни нот­ном...» (в ис­сле­до­ва­тель­ской лит-ре час­то обо­зна­ча­ет­ся назв. «Ключ») – наи­бо­лее пол­ное дво­ез­на­мен­ное муз.-тео­ре­тич. ру­ко­во­дство, в ко­то­ром раз­ра­бо­та­ны не­ко­то­рые ме­то­дич. приё­мы ос­вое­ния нот­но­го пись­ма по­сред­ст­вом зна­мен­но­го (см. Крю­ки), от­ра­же­ны осо­бен­но­сти зна­мен­но­го рас­пе­ва 2-й пол. 17 в. Ис­то­рич. тру­ды: «Ла­ту­хин­ская Сте­пен­ная кни­га» (1678), «Ле­то­пи­сец вкрат­це» (1706).

Лит.: Браж­ни­ков М. В. Древ­не­рус­ская тео­рия му­зы­ки. Л., 1972; По­кров­ский Н. Н. Ла­ту­хин­ская Сте­пен­ная кни­га – ис­то­рия еди­но­го го­су­дар­ст­ва Рос­сий­ско­го // Нау­ка из пер­вых рук. 2011. № 6 (42); Мо­нах Ти­хон Ма­карь­ев­ский. Ключ ра­зу­ме­ния / Ис­сле­до­ва­ние, рас­шиф­ров­ка Н. В. Мо­ся­ги­ной. М.; СПб., 2014.

Вернуться к началу