Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СОЛОВЕ́ЦКОЕ ВОССТА́НИЕ 1667–76

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 662

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Юхименко
«Похороны мучеников соловецких». Миниатюра лицевой рукописи «История об отцах и страдальцах соловецких». Автор и художник С. Денисов. Нач. 18 в. (РГАДА).

СОЛОВЕ́ЦКОЕ ВОССТА́НИЕ 166776, воо­ру­жён­ное со­про­тив­ле­ние на­сель­ни­ков Со­ло­вец­ко­го мон. цар­ским вой­скам, по­слан­ным для вве­де­ния но­вых бо­го­слу­жеб­ных пра­вил. Бра­тия Со­ло­вец­ко­го мо­на­сты­ря не под­дер­жа­ла ре­фор­мы пат­ри­ар­ха Ни­ко­на. Пер­вый ис­прав­лен­ный по ре­фор­ме Слу­жеб­ник (1655) по­пал на Со­лов­ки в кон. 1657: в ию­не 1658 мо­на­стыр­ский со­бор от­ка­зал­ся при­нять его к ис­поль­зо­ва­нию. Разл. по­пыт­ки цер­ков­ных и свет­ских вла­стей до­бить­ся от бра­тии сле­до­ва­ния ре­фор­ме (вы­зов ар­хи­ман­д­ри­тов Вар­фо­ло­мея и Ни­ка­но­ра в Мо­ск­ву, их от­каз от ста­рых об­ря­дов на Мо­с­ков­ском со­бо­ре в 1667, на­зна­че­ние но­во­го ар­хим. Ио­си­фа в 1667) не да­ли ре­зуль­та­тов. 3(13).5.1668 в Со­ло­вец­кий мон. был по­слан стряп­чий И. А. Во­ло­хов. Ко­гда 22.6(2.7).1668 вой­ско (по­на­ча­лу со­стоя­ло из 157 стрель­цов, в 1675 уве­ли­че­но до 1137 чел.) вы­са­ди­лось на Со­ло­вец­ком о-ве, мо­на­стырь ока­зал­ся «за­перт». До 1672 оса­да ве­лась в лет­ние ме­ся­цы, на зи­му вой­ско ухо­ди­ло в Сум­ский ост­рог. На сте­нах оби­те­ли ус­та­но­ви­ли пуш­ки, ру­ко­во­дил обо­ро­ной ар­хим. Ни­ка­нор. 3(13).4.1672 Во­ло­хо­ва сме­нил сот­ник К. Иев­лев. На­зна­чен­ный 6(16).9.1673 столь­ник И. А. Ме­ще­ри­нов сме­нил так­ти­ку и на зи­му 1675/76 не снял оса­ду с оби­те­ли. Оса­ж­дён­ные стра­да­ли от об­стре­лов, цин­ги и не­хват­ки про­до­воль­ст­вия. Судь­бу С. в. ре­ши­ло пре­да­тель­ст­во: мо­нах Фе­ок­тист вы­шел из оби­те­ли и ука­зал про­ход. В ночь на 22.1(1.2).1676 отряд стрель­цов про­ник в кре­пость. Ме­ще­ри­нов каз­нил ок. 500 оса­ж­дён­ных. Впо­след­ст­вии мо­на­стырь был за­се­лён но­вой бра­ти­ей.

Же­ла­ние обос­но­вать не­при­ятие ре­фор­мы по­бу­ди­ло ино­ков Ге­рон­тия, Ге­ра­си­ма (Фир­со­ва), Иг­на­тия на­пи­сать со­чи­нения в за­щи­ту ста­рых об­ря­дов, так­же бы­ли со­став­ле­ны 5 со­ло­вец­ких че­ло­бит­ных (ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла Пя­тая че­ло­бит­ная). Мо­на­хи, по­ки­нув­шие ост­ров во вре­мя оса­ды, по­влия­ли на ук­ре­п­ле­ние ста­ро­об­ряд­че­ст­ва в По­мо­рье, в т. ч. на ос­но­ва­ние Вы­го-Лек­син­ско­го об­ще­жи­тель­ст­ва. Ра­зо­ре­ние Со­ло­вец­ко­го мон. опи­са­но в че­ло­бит­ной ие­ро­диа­ко­на Иг­на­тия ца­рю Фё­до­ру Алек­сее­ви­чу (по­сле 1676). Со­ло­вец­ко­му «си­де­нию» по­свя­ще­на по­весть С. Де­ни­со­ва «Ис­то­рия об от­цах и стра­даль­цах со­ло­вец­ких» (нач. 18 в.).

Ис­точн.: Ма­те­риа­лы для ис­то­рии рас­ко­ла за пер­вое вре­мя его су­ще­ст­во­ва­ния / Ред. Н. Суб­бо­тин. М., 1878. Т. 3. Ч. 3; Бар­сов Е. В. Но­вые ма­те­риа­лы для ис­то­рии рус­ско­го ста­ро­об­ряд­че­ст­ва XVII–XVIII вв. М., 1890; Де­ни­сов С. Ис­то­рия об от­цах и стра­даль­цах со­ло­вец­ких: Ли­це­вой спи­сок из со­б­ра­ния Ф. Ф. Ма­зу­ри­на. М., 2002.

Лит.: Бар­су­ков Н. А. Со­ло­вец­кое вос­ста­ние (1668–1676 гг.). Пет­ро­за­водск, 1954; Юхи­мен­ко Е. М. Со­ло­вец­кое вос­ста­ние 1668–1676 гг. и ста­ро­об­ряд­че­ская «Ис­то­рия об от­цах и стра­даль­цах со­ло­вец­ких» // Ар­хив рус­ской ис­то­рии. М., 1992. Вып. 2; Чу­ми­че­ва О. В. Со­ло­вец­кое вос­ста­ние 1667–1676 гг. 2-е изд. М., 2009.

Вернуться к началу