Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЫ́ГО-ЛЕ́КСИНСКОЕ ОБЩЕЖИ́ТЕЛЬСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 113

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Юхименко

ВЫ́ГО-ЛЕ́КСИНСКОЕ ОБЩЕЖИ́ТЕЛЬ­СТ­ВО (Вы­гов­ская пус­тынь), центр бес­по­пов­цев, по­ло­жив­ший на­ча­ло По­мор­ско­му со­гла­сию (см. Древ­ле­пра­во­слав­ная по­мор­ская цер­ковь). Ос­но­ва­но в 1694 Д. Ви­ку­ли­ным и А. Де­ни­со­вым (см. Де­ни­со­вы) в Вы­гов­ском су­зем­ке (сев.-вост. бе­рег Онеж­ско­го оз., верх­нее и сред­нее те­че­ние р. Выг). Со­стоя­ло из Вы­гов­ско­го (муж­ско­го) и Лек­син­ско­го (жен­ско­го) об­ще­жи­тельств под еди­ным управ­ле­ни­ем. В ос­но­ве уст­рой­ст­ва В.-Л. о., на­сель­ни­ка­ми ко­то­ро­го бы­ли в ос­нов­ном ми­ря­не, ле­жал прин­цип мо­на­ше­ско­го об­ще­жи­тель­ст­ва, под­ра­зу­ме­вав­ший об­щую мо­лит­ву, об­щую тра­пе­зу, об­щее иму­ще­ст­во. В об­ще­жи­тель­ст­ве бы­ло обя­за­тель­ным без­бра­чие, в «ски­тах» (кре­сть­ян­ских ху­то­рах, су­ще­ст­во­вав­ших во­круг В.-Л. о.) до­пус­ка­лась се­мей­ная жизнь. На фор­ми­ро­ва­ние ук­ла­да и бо­го­слу­жеб­но­го ус­та­ва В.-Л. о. боль­шое влия­ние ока­зал ус­тав Со­ло­вец­ко­го мон. С кон. 17 в. Вы­гов­ская пус­тынь яв­ля­лась од­ним из идей­ных цен­тров бес­по­пов­ст­ва, там сфор­ми­ро­ва­лось по­чи­та­ние пер­вых учи­те­лей ста­ро­об­ряд­че­ст­ва, сло­жил­ся ин­сти­тут ду­хов­но­го на­став­ни­че­ст­ва, от­сут­ст­во­ва­ло мо­ле­ние за ца­ря.

В.-Л. о. бы­ло ле­га­ли­зо­ва­но ука­за­ми Пет­ра I и А. Д. Мен­ши­ко­ва от 1704, 1705, 1710, 1711, 1714. Во гла­ве об­ще­жи­тель­ст­ва стоя­ли: ки­но­ви­арх, осу­щест­в­ляв­ший адм. ру­ко­во­дство, на­став­ник, ве­дав­ший ду­хов­ны­ми во­про­са­ми, и ус­тав­щик, ру­ко­во­див­ший бо­го­слу­же­ни­ем. Ру­ко­во­дя­щим ор­га­ном су­зем­ка, объ­е­ди­няв­ше­го В.-Л. о. и «ски­ты», яв­лял­ся со­бор, со­сто­яв­ший из ки­но­ви­ар­ха, долж­но­ст­ных лиц об­ще­жи­тель­ст­ва и вы­бор­ных от «ски­тов». К нач. 18 в. об­ще­жи­тель­ст­во рас­по­ла­га­ло зна­чит. хо­зяй­ст­вом. По ре­ви­зии 1723, в Вы­гов­ском су­зем­ке чис­ли­лись 213 муж­чин в об­ще­жи­тель­ст­ве и 322 – в «ски­тах».

Рас­цвет В.-Л. о. свя­зан с дея­тель­но­стью ки­но­ви­ар­хов Ан­д­рея (1702–30) и Се­мёна (1730–40) Де­ни­со­вых. В этот пе­ри­од Выг пре­вра­тил­ся в ста­ро­об­рядч. центр с проч­ным эко­но­мич. и об­ществ. уст­рой­ст­вом, с соб­ст­вен­ной сис­те­мой об­ра­зо­ва­ния, книж­ным де­лом, пев­че­ской шко­лой. Вы­гов­ские пи­са­те­ли соз­да­ли цикл ис­то­рич. со­чи­не­ний о ста­ро­об­рядч. дви­же­нии, апо­ло­гию ста­ро­об­ряд­че­ст­ва – «По­мор­ские от­ве­ты» (1723). В 1737 под уг­ро­зой за­кры­тия об­ще­жи­тель­ст­ва вы­гов­цы бы­ли вы­ну­ж­де­ны вве­сти в бо­го­слу­же­ние мо­ле­ние за ца­ря, что ста­ло при­чи­ной от­де­ле­ния от них по­сле­до­ва­те­лей стар­ца Фи­лип­па, ос­но­вав­ших Фи­лип­пов­ское со­гла­сие. На про­тя­же­нии 18 в. хо­зяйств. по­ло­же­ние В.-Л. о. ук­ре­п­ля­лось. По ре­ви­зии 1763, в Вы­гов­ском су­зем­ке чис­ли­лось 1036 чел. в об­ще­жи­тель­ст­ве и 1640 чел. в «ски­тах». В 1780-х гг. на­ча­лось воз­ро­ж­де­ние ду­хов­ных и ху­до­жеств. тра­ди­ций В.-Л. о., свя­зан­ное с дея­тель­но­стью ки­но­ви­ар­ха А. Бо­ри­со­ва (1780–1791).

По­ло­же­ние В.-Л. о., как и др. ста­ро­об­рядч. со­об­ществ, рез­ко ухуд­ши­лось при имп. Ни­ко­лае I. В 1836 вы­гов­цы ут­ра­ти­ли пра­во име­но­вать­ся от­дель­ным об­ще­ст­вом и при­об­ре­тать не­дви­жи­мость, в сле­дую­щем го­ду – пра­во слу­жить в «вет­хих ча­сов­нях», ко­то­рые за­пре­ща­лось ре­мон­ти­ро­вать, в 1838 – пра­во пе­ре­пи­сы­вать и рас­про­стра­нять кни­ги. В 1856 бы­ла за­кры­та вы­гов­ская Бо­го­яв­лен­ская со­бор­ная ча­сов­ня, в сле­дую­щем го­ду – лек­син­ская Кре­сто­воз­дви­жен­ская со­бор­ная ча­сов­ня. В нач. 21 в. на мес­те В.-Л. о. и «ски­тов» рас­по­ла­га­ют­ся по­сёл­ки ле­со­ру­бов и да­чи.

Лит.: Фи­лип­пов И. Ф. Ис­то­рия Вы­гов­ской ста­ро­об­ряд­че­ской пус­ты­ни. СПб., 1862; Ост­ров­ский Д. В. Вы­гов­ская пус­тынь и ее зна­че­ние в ис­то­рии ста­ро­об­ряд­че­ско­го рас­ко­ла. Пет­ро­за­водск, 1914; Юхи­мен­ко Е. М. Вы­гов­ская ста­ро­об­ряд­че­ская пус­тынь: ду­хов­ная жизнь и ли­те­ра­ту­ра. М., 2002. Т. 1–2; Вы­гов­ская по­мор­ская пус­тынь и ее зна­че­ние в ис­то­рии Рос­сии. СПб., 2003.

Вернуться к началу