ВЫ́ГО-ЛЕ́КСИНСКОЕ ОБЩЕЖИ́ТЕЛЬСТВО
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЫ́ГО-ЛЕ́КСИНСКОЕ ОБЩЕЖИ́ТЕЛЬСТВО (Выговская пустынь), центр беспоповцев, положивший начало Поморскому согласию (см. Древлеправославная поморская церковь). Основано в 1694 Д. Викулиным и А. Денисовым (см. Денисовы) в Выговском суземке (сев.-вост. берег Онежского оз., верхнее и среднее течение р. Выг). Состояло из Выговского (мужского) и Лексинского (женского) общежительств под единым управлением. В основе устройства В.-Л. о., насельниками которого были в основном миряне, лежал принцип монашеского общежительства, подразумевавший общую молитву, общую трапезу, общее имущество. В общежительстве было обязательным безбрачие, в «скитах» (крестьянских хуторах, существовавших вокруг В.-Л. о.) допускалась семейная жизнь. На формирование уклада и богослужебного устава В.-Л. о. большое влияние оказал устав Соловецкого мон. С кон. 17 в. Выговская пустынь являлась одним из идейных центров беспоповства, там сформировалось почитание первых учителей старообрядчества, сложился институт духовного наставничества, отсутствовало моление за царя.
В.-Л. о. было легализовано указами Петра I и А. Д. Меншикова от 1704, 1705, 1710, 1711, 1714. Во главе общежительства стояли: киновиарх, осуществлявший адм. руководство, наставник, ведавший духовными вопросами, и уставщик, руководивший богослужением. Руководящим органом суземка, объединявшего В.-Л. о. и «скиты», являлся собор, состоявший из киновиарха, должностных лиц общежительства и выборных от «скитов». К нач. 18 в. общежительство располагало значит. хозяйством. По ревизии 1723, в Выговском суземке числились 213 мужчин в общежительстве и 322 – в «скитах».
Расцвет В.-Л. о. связан с деятельностью киновиархов Андрея (1702–30) и Семёна (1730–40) Денисовых. В этот период Выг превратился в старообрядч. центр с прочным экономич. и обществ. устройством, с собственной системой образования, книжным делом, певческой школой. Выговские писатели создали цикл историч. сочинений о старообрядч. движении, апологию старообрядчества – «Поморские ответы» (1723). В 1737 под угрозой закрытия общежительства выговцы были вынуждены ввести в богослужение моление за царя, что стало причиной отделения от них последователей старца Филиппа, основавших Филипповское согласие. На протяжении 18 в. хозяйств. положение В.-Л. о. укреплялось. По ревизии 1763, в Выговском суземке числилось 1036 чел. в общежительстве и 1640 чел. в «скитах». В 1780-х гг. началось возрождение духовных и художеств. традиций В.-Л. о., связанное с деятельностью киновиарха А. Борисова (1780–1791).
Положение В.-Л. о., как и др. старообрядч. сообществ, резко ухудшилось при имп. Николае I. В 1836 выговцы утратили право именоваться отдельным обществом и приобретать недвижимость, в следующем году – право служить в «ветхих часовнях», которые запрещалось ремонтировать, в 1838 – право переписывать и распространять книги. В 1856 была закрыта выговская Богоявленская соборная часовня, в следующем году – лексинская Крестовоздвиженская соборная часовня. В нач. 21 в. на месте В.-Л. о. и «скитов» располагаются посёлки лесорубов и дачи.