«ПОМО́РСКИЕ ОТВЕ́ТЫ»
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ПОМО́РСКИЕ ОТВЕ́ТЫ», полемико-догматич. сочинение старообрядцев-беспоповцев, составленное в 1723 книжниками Выго-Лексинского общежительства в ответ на 106 вопросов синодального миссионера иеромонаха Неофита.
«П. о.» предшествовали послания выговских старообрядцев на полемич. сочинение («тетради») священника Петропавловской ц. на Петровских заводах (ныне г. Петрозаводск) Иосифа (1708) и их участие в составлении «Ответов дьяконовых» (1719). Миссионер иеромонах Неофит (? – 1727) был направлен к старообрядцам в Олонецкий у. по указу имп. Петра I весной 1722. Письменно ответить на вопросы миссионера распорядилась администрация Петровских заводов. Составление «П. о.» завершено 21.6(2.7).1723 и скреплено подписями выборных от скитов. Сохранилось 2 подлинных списка, предназначавшихся для поднесения Петру I и заводской администрации (ныне в собрании Е. Е. Егорова в Отделе рукописей РГБ). Гл. составителями «П. о.» были бр. Денисовы и их сподвижник Трифон Петров, использовавшие материалы церковно-археологич. разысканий, проводившихся выговцами в 1705–13, компилятивные сочинения 1706–13 поповца Тимофея Лысенина и наработки, сделанные в ходе подготовки «Ответов дьяконовых». В «П. о.» обобщён большой объём памятников письменности, иконописи и декоративно-прикладного иск-ва, содержащих свидетельства в пользу старых обрядов: ок. 130 печатных изданий, неск. десятков древних рукописей, в т. ч. Изборник Святослава 1073, более 60 памятников церковной старины.
Гл. темами, вокруг которых группировались доказательства церковно-археологич. характера, были: двуперстие при крестном знамении, двуперстная форма благословения, трисоставный восьмиконечный крест, написание имени Спасителя (Иисус или Исус), форма архиерейского жезла. Осн. массив свидетельств относился к доказательству древности двуперстия. В «П. о.» был применён хронологич. принцип систематизации материала, данные того или иного памятника дополнялись почерпнутыми из письм. источников сведениями о происхождении предмета, обстоятельствах и времени его создания.
В «Ответах дьяконовых», а затем и в «П. о.» выговские книжники также разоблачали подложные рукописи, изготовленные православными апологетами, – «Деяния на еретика Мартина» и т. н. Требник митр. Феогноста. Развёрнутая внешняя и внутр. критика этих источников выговскими книжниками дала основание историку В. Г. Дружинину назвать их первыми отеч. палеографами. Глубокое знание иконографии, указание осн. атрибутивных признаков предмета (материал, техника, наличие надписей), точная фиксация его местонахождения и воссоздание на основе письм. данных истории его бытования свидетельствуют также о формировании искусствоведч. подхода в изучении отеч. древностей.
Подача «П. о.» иеромонаху Неофиту сопровождалась устными собеседованиями, которые вели выбранные от общежительства представители. Очное общение сторон успеха не имело. В сент. 1723 выговцы после подписания ими текста, содержавшего краткое изложение позиций обеих спорящих сторон, были отпущены в скиты.
Авторы офиц. Церкви неоднократно пытались опровергнуть «П. о.»: «Обличение неправды раскольнической» (1745) архиеп. Феофилакта (Лопатинского) и митр. Арсения (Мацеевича), возражения на «П. о.» архим. Павла Прусского во 2-й пол. 19 в. Однако эти произведения отличает чрезмерная риторика и отсутствие достаточного количества авторитетных свидетельств, которые опровергли бы старообрядч. взгляды.
«П. о.» считаются самой авторитетной и всеобъемлющей книгой в защиту старообрядчества. В рукописной традиции они существовали в большом количестве списков (иногда с прорисями фрагментов упоминаемых в тексте икон). В кон. 19 – нач. 20 вв. неск. раз издавались старообрядцами.