ПОПО́ВЦЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОПО́ВЦЫ, в старообрядчестве собирательное название одного из двух главных течений, представители которого, в отличие от беспоповцев, сохраняют возможность совершения церковных таинств священниками.
Не принявшие в сер. 17 в. церковных реформ старообрядцы (см. Старообрядчество) «истинными» священниками считали священников дореформенного крещения и рукоположения. Спасаясь от гонений, старообрядч. священники основывали в малодоступных местностях скиты, в которых для сохранения возможности совершения церковных таинств хранили запас мира и заготавливали большое количество запасных Святых Даров. С течением времени количество таких священников естеств. образом уменьшалось. Часть старообрядцев стала принимать к себе через покаяние священников из офиц. Церкви, желавших перейти в старообрядчество; в офиц. Церкви таких священников стали называть «беглыми попами», а сами старообрядч. общины – беглопоповцами. Наиболее известными центрами сторонников беглопоповства начиная с 1670-х гг. были Керженец (см. Керженские скиты старообрядческие), Дон, Кавказ, Ветка, Стародубье, Москва и Моск. регион, Иргизские монастыри. В 1771 в Москве образовалось Рогожское кладбище со старообрядч. центром, с которым были тесно связаны приверженцы П. – жители подмосковных с. Вохна и обл. Гуслица.
Споры о чине приёма мирян и священников из офиц. Церкви привели к разделению П. на 2 неравные части: значительное их число, особенно в Ветке, придерживалось мнения о необходимости совершения над принимаемыми миропомазания (что дало название согласию – Ветковское, или Перемазанское, перемазанцы), меньшинство П. выступало за более лёгкий чин приёма – через проклятие ересей и исповедь у старообрядч. священника (Диаконовское согласие). Заседавший с нояб. 1779 по янв. 1780 на Pогожском кладбище собор опpеделил миpопомазание беглых попов обязательным таинством для их пеpехода в стаpообpядчество. С 1813 на Рогожском кладбище стали более открыто служить литургии, раскладывая в алтарях часовен походную церковь (в 1823 постановлением Святейшего Синода это было запрещено).
Имп. Александром I утверждены 26.3 (7.4).1822 правила «О попах и молитвенных домах», в соответствии с которыми старообрядцам разрешалось содержать при своих часовнях беглых священников, не подлежащих суду за уголовные преступления; на этих священников возлагалась обязанность вести метрич. книги. Появление правил привело к оформлению Лужковского согласия.
Многолетние поиски старообрядцами старообрядч. архиерея за пределами России для восстановления иерархии завершились учреждением в 1846 Белокриницкой иерархии, к которой постепенно отошла значит. часть беглопоповцев. В 1923 состоялось учреждение трёхчинной иерархии у беглопоповцев, с 2002 называющейся Русской древлеправославной церковью.
На нач. 21 в. существуют следующие церковные организации, объединяемые условным назв. «П.»: Русская православная старообрядческая церковь белокриницкой иерархии (РПСЦ), Рус. древлеправославная церковь (РДЦ), Слав.-груз. древлеправославная церковь (Груз. древлеправославная церковь, СГДЦ), Древлеправославная церковь России (Курский епископат).