ВЕТКА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЕ́ТКА, город на юго-востоке Белоруссии, в Гомельской обл., центр Ветковского р-на. Нас. 8,9 тыс. чел. (2006). Расположен на р. Сож.
Зарубежный центр старообрядчества кон. 17–19 вв., образованный в 1670-х гг. рус. переселенцами из Стародубья и центр. областей России. Приток старообрядцев на В. значительно усилился после издания в 1685 царского указа (т. н. 12 статей), направленного на борьбу с последователями «старой веры». К нач. 18 в. на расстоянии 50 км вокруг города возникли 16 слобод. Первыми духовными деятелями на В. были священники – московский Кузьма и тульский Стефан. Строительство первого храма связано с донским иеромонахом Иоасафом (прибыл сюда в 1689). При преемнике Иоасафа рыльском иеромонахе Феодосии (Ворыпине) В. достигла наивысшего расцвета. В 1695 в Калуге Феодосий тайно отслужил литургию по старому обряду в заброшенной ц. Покрова Пресвятой Богородицы и освятил Запасные Дары; позднее вместе со слобожанами расширил ветковский храм, при котором были устроены мужская и женская обители. В., где действовала единственная во всём мире старообрядч. церковь и где были обретены мощи предводителей старообрядчества, стала одним из гл. центров беглопоповщины (см. Беглопоповцы), средоточием старообрядч. полемики о чиноприёме переходящих священников и мирян. Старообрядцы В. в осн. придерживались приёма 2-м чином с перемазыванием миром 2-й раз, что и дало название согласию – Ветковское, или Перемазанское, в отличие от Дьяконова согласия, принимавшего 3-м чином – по проклятию ересей и исповеди у старообрядч. попа. Ветковцы были активными проповедниками и предпринимателями, искусными книгописцами и иконописцами. Указами (1733–34) имп. Анны Ивановны ветковцам было предписано вернуться на места прежних поселений. Невыполнение указов привело к первой выгонке (выселению) Ветки (1735): насельники были расселены, изъято более 680 книг. Через год ветковцы вернулись, в 1758 возвели величественный храм; возродился и Покровский мон., где насчитывалось более 1200 насельников. В 1764 по повелению имп. Екатерины II состоялась вторая выгонка: более 20 тыс. жит. выведено в Россию, гл. обр. в Сибирь. Ныне их потомки живут в Бурятии (носят назв. «семейские Забайкалья») и на Алтае, где их именуют «поляками». Во 2-й пол. 18–19 вв. старообрядцы продолжали жить на В., но былого значения этот центр не имел. Наибольшей известностью пользовался Лаврентьев мон. (после 1735–1844, не сохр.). В кон. 1920-х гг. ветковские старообрядч. слободы стали вновь многолюдными. После аварии на Чернобыльской АЭС (1986) территория быв. ветковских слобод оказалась в зоне заражения, что привело к гибели мн. памятников старообрядч. культуры. В нач. 21 в. В. остаётся центром старообрядчества; работает Музей нар. творчества (1987), созданный усилиями Ф. Г. Шклярова (1925–88), с собранием преим. памятников материальной и духовной культуры старообрядцев.
В городе имеются предприятия лёгкой и пищевой пром-сти.