КЕ́РЖЕНСКИЕ СКИТЫ́ СТАРООБР́ЯДЧЕСКИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЕ́РЖЕНСКИЕ СКИТЫ́ СТАРООБР́ЯДЧЕСКИЕ, старообрядческий центр, включающий несколько скитов в Нижегородском Заволжье (2-я пол. 17 в. – нач. 1930-х гг.). Возникли в бассейнах левых притоков Волги (Керженец, Узола, Линда, Везлома, Ватома, Дорогуча) и Чёрного Луха, притока р. Унжа. Превращению скитов в старообрядческий центр способствовало удобное географич. положение (глухие леса защищали от преследования властей, а близость Волги, торговых путей, ярмарок, в т. ч. Макарьевской ярмарки, облегчала контакт с др. регионами). Преследование старообрядцев затрудняла также разноведомственная подчинённость в 18 в. земель Нижегородского Заволжья (по адм. делению эта территория относилась к нескольким уездам).
В нач. 1660-х гг. на р. Керженец поселились не принявшие церковную реформу игумен Сергий Салтыков и старец Ефрем Потёмкин, основавшие скит Смольяны (в 1665 арестованы и осуждены собором 1666–67). В 1670-е гг. скит приобрёл главенствующее положение среди других К. с. с., поскольку здесь имелся запас мира, освящённого ещё до раскола. В сер. 1670-х гг. иноком Онуфрием был основан др. скит, в котором часто жил игумен Сергий (Крашенинников), ученик протопопа Аввакума. Преемственность с первыми учителями старообрядчества способствовала превращению К. с. с. в один из основных духовных центров поповцев: возникли поповские согласия, названные по именам их основателей – иноков Ануфрия (Онуфрия) и Софонтия, диакона Александра. В последние годы 17 в. не обосновавшиеся окончательно в Выговской пустыни (см. Выго-Лексинское общежительство) поморские беспоповцы намеревались перебраться к жившим на Керженце одноверцам.
В 1-м десятилетии 18 в. здесь проходили старообрядческие соборы, обсуждавшие вопросы о форме креста, о догматических письмах протопопа Аввакума и др. Характер этого обсуждения, а также документальные источники свидетельствуют, что в К. с. с. имелось значит. собрание старопечатных и рукописных книг, сохранялись и переписывались сочинения первых старообрядческих учителей.
Проведённая в 1719–20 перепись старообрядцев зафиксировала в К. с. с. 3591 келейного жителя «обоего пола»: беспоповского согласия – 1500 чел., софонтиева – 1275, ануфриева – 607, диаконова – 209. Наличие множества толков и согласий мешало духовному и экономич. объединению старообрядч. скитов, разобщало их руководство. Ослаблению К. с. с. способствовал также приход с миссионерскими целями в Нижегородское Заволжье иеромонаха Питирима (ум. 1738), ставшего в 1719 еп. Нижегородским. Полемика с ним спровоцировала появление «Ответов дьяконовых» (1719) – одного из наиболее выдающихся старообрядческих полемич. сочинений. Применённые еп. Питиримом репрессивные меры лишили К. с. с. духовных лидеров: диакон Александр был обезглавлен (1720), Иона Белбажский заточён в монастырь, Сергий Нижегородец скрылся в Сибири; мн. скитники ушли на Север, Урал, в др. центры старообрядчества (Урень, Ветка, Стародубские слободы).
Во 2-й пол. 18 в. на Керженце частично были возобновлены старые и появилось неск. новых скитов, однако в целом их число уменьшалось (всего было 54 скита). На рубеже 18–19 вв. в Рыбновской и Белбажской волостях Макарьевского у. Костромской губ. оставалось 6 официально зарегистрированных скитов, в которых числилось 35 мужчин; в Семёновском у. Нижегородской губ. – 26 келейных поселений, в которых проживали 1362 чел. (более 300 мужчин и св. 1000 женщин). Самыми населёнными были скиты Комаровский, Оленёвский, Быстренский, Ворошиловский. По сведениям на 1826: в 28 скитах, в которых было 75 часовен и моленных, до 80 монастырей, проживали 2839 старообрядцев разных согласий (здесь и далее – не считая скитов Макарьевского у. Костромской губ.).
В 1848 Керженский и Осиновский скиты были присоединены к единоверию. 1(13).5.1853 издан высочайший указ о высылке в полугодичный срок из скитов посторонних жителей, об уничтожении моленных и строений, принадлежавших жителям, не прописанным по ревизии; 7(19).2.1854 последовало предписание об уничтожении Шарпанского и Быстренского скитов. Эти мероприятия, а также пожары привели к уменьшению количества скитов в 1853 до 16, число их жителей сократилось до 976 чел.; в 1854, после того как существенная часть жителей скитов была превращена в гос. крестьян, осталось 8 скитов. Однако традиц. устои скитской жизни сохранялись. Впечатления П. И. Мельникова-Печерского от К. с. с. отразились в его романах «В лесах», «На горах». Последние из К. с. с., запечатлённые в серии фотографий М. П. Дмитриева «В заволжских лесах» нач. 20 в., существовали до 1917. Окончательно они были уничтожены в нач. 1930-х гг. Ныне на местах, где располагались К. с. с., поставлены памятные кресты, стараниями старообрядцев благоустроена гробница матери Манефы в Комарове, исправлен скитский колодец близ дер. Осинки.