СКИТ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СКИТ (от греч. Σϰῆτις – название пустыни, ныне Вади-эн-Натрун в Египте), тип небольшого православного монастыря, как правило расположенного на удалении от большого монастыря, в уединённом месте. В С., в отличие от обычных монастырей, насельники живут по более строгим правилам (усиленные пост и молитва) и следуют сложным практикам духовного делания (молчание, затворничество). Во многих С. запрещён вход посторонним лицам. В пустыне Скит в сер. 4 в. св. Макарий Великий основал поселение отшельников. Они жили в отдельно стоящих кельях и собирались вместе лишь для совершения службы в храме в воскресные дни. Тогда же, часто как лавры, С. появились в Палестине и на Синае. В 14 в. под влиянием исихазма С. появились на Афоне. Т. к. по уставу на Святой горе не может быть более 20 монастырей, то впоследствии появились общежительные С. (напр., Андреевский), приписанные к одному из монастырей. Ныне на Афоне действуют 12 С.: это монашеские селения с несколькими келлиями-каливами и храмом (кириаконом).
На Руси в кон. 15 в. первый С. основал св. Нил Сорский. Впоследствии в Рус. церкви С. стали возникать при крупных монастырях (напр., при Валаамском, Соловецком, Оптиной пустыни, Троице-Сергиевой лавре), чтобы создать условия для уединённой жизни монахов. С кон. 17 в. С. получили широкое распространение в старообрядчестве и часто играли роль духовных и экономич. центров (Керженские скиты старообрядческие, Иргизские монастыри, Выго-Лексинское общежительство). Старообрядч. С. были как монашеского, так и смешанного типа, где жили и семейные люди. Эти поселения находились в удалённых местах, иногда действовали «скиты-моленные» в городах и при фабриках. У беспоповцев С. называлось любое тайное общежительство, в т. ч. расположенное в городе. Ныне действуют С. монашеского типа, напр. у последователей Часовенного согласия.