Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СКИТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 343

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




СКИТ (от греч. Σϰῆτις – на­зва­ние пус­ты­ни, ны­не Ва­ди-эн-На­трун в Егип­те), тип не­боль­шо­го пра­во­слав­но­го мо­на­сты­ря, как пра­ви­ло рас­по­ло­жен­но­го на уда­ле­нии от боль­шо­го мо­на­сты­ря, в уе­ди­нён­ном мес­те. В С., в от­ли­чие от обыч­ных мо­на­сты­рей, на­сель­ни­ки жи­вут по бо­лее стро­гим пра­ви­лам (уси­лен­ные пост и мо­лит­ва) и сле­ду­ют слож­ным прак­ти­кам ду­хов­но­го дела­ния (мол­ча­ние, за­твор­ни­че­ст­во). Во мно­гих С. за­пре­щён вход по­сто­рон­ним ли­цам. В пустыне Скит в сер. 4 в. св. Ма­ка­рий Вели­кий ос­но­вал по­се­ле­ние от­шель­ни­ков. Они жи­ли в от­дель­но стоя­щих кель­ях и со­би­ра­лись вме­сте лишь для со­вер­ше­ния служ­бы в хра­ме в вос­крес­ные дни. То­гда же, час­то как лав­ры, С. поя­ви­лись в Па­ле­сти­не и на Си­нае. В 14 в. под влия­ни­ем иси­хаз­ма С. поя­ви­лись на Афо­не. Т. к. по ус­та­ву на Свя­той го­ре не мо­жет быть бо­лее 20 мо­на­сты­рей, то впо­след­ст­вии по­я­ви­лись об­ще­жи­тель­ные С. (напр., Ан­д­ре­ев­ский), при­пи­сан­ные к од­но­му из мо­на­сты­рей. Ныне на Афо­не дей­ст­ву­ют 12 С.: это мо­на­ше­ские се­ле­ния с не­сколь­ки­ми кел­лия­ми-ка­ли­ва­ми и хра­мом (ки­риа­ко­ном).

На Ру­си в кон. 15 в. пер­вый С. ос­но­вал св. Нил Сор­ский. Впо­след­ст­вии в Рус. церк­ви С. ста­ли воз­ни­кать при круп­ных мо­на­сты­рях (напр., при Ва­лаам­ском, Со­ло­вец­ком, Оп­ти­ной пус­ты­ни, Трои­це-Сер­гие­вой лав­ре), что­бы соз­дать ус­ло­вия для уе­ди­нён­ной жиз­ни мо­на­хов. С кон. 17 в. С. по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в ста­ро­об­ряд­чест­ве и час­то иг­ра­ли роль ду­хов­ных и эко­но­мич. цен­тров (Кер­жен­ские ски­ты ста­ро­об­ряд­че­ские, Ир­гиз­ские мо­на­сты­ри, Вы­го-Лек­син­ское об­ще­жи­тель­ст­во). Ста­ро­об­рядч. С. бы­ли как мо­на­ше­ско­го, так и сме­шан­но­го ти­па, где жи­ли и се­мей­ные лю­ди. Эти по­се­ле­ния на­хо­ди­лись в уда­лён­ных мес­тах, ино­гда дей­ст­во­ва­ли «ски­ты-мо­лен­ные» в го­ро­дах и при фаб­ри­ках. У бес­по­пов­цев С. на­зы­ва­лось лю­бое тай­ное об­ще­жи­тель­ст­во, в т. ч. рас­по­ло­жен­ное в го­ро­де. Ны­не дей­ст­ву­ют С. мо­на­ше­ско­го ти­па, напр. у по­сле­до­ва­те­лей Ча­со­вен­но­го со­гла­сия.

Лит.: Ста­ро­об­ряд­че­ст­во. Ли­ца, пред­ме­ты, со­бы­тия и сим­во­лы. М., 1996; Ро­ма­нен­ко Е. В. Пер­вый скит Рос­сии: Стра­ни­цы ис­то­рии XV–XX вв. // К све­ту. 1997. № 15; Бе­ля­ко­ва Е. В. Сла­вян­ская ре­дак­ция Скит­ско­го ус­та­ва // Древ­няя Русь. Во­про­сы ме­дие­ви­сти­ки. 2002. № 4; 2003. № 1.

Вернуться к началу