Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗАТВО́РНИЧЕСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 288

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Б. Яблонская

ЗАТВО́РНИЧЕСТВО, прак­ти­ка хри­сти­ан­ско­го под­виж­ни­че­ст­ва, за­клю­чаю­щая­ся в уда­ле­нии в скит, пе­ще­ру, ке­лью и в пре­дель­ном ог­ра­ни­че­нии всех кон­так­тов с внеш­ним ми­ром, что­бы мак­си­маль­но пол­но пре­дать­ся ду­хов­но­му де­ла­нию: мо­лит­ве и по­сту. В за­тво­ре мог­ла про­хо­дить не­ко­то­рая часть жиз­ни под­виж­ни­ка, по­сле че­го он вы­хо­дил к лю­дям для слу­же­ния им и Бо­гу (см., напр., Се­ра­фим Са­ров­ский), ино­гда в за­твор уда­ля­лись на всю жизнь. При этом за­твор­ник мог иметь ду­хов­ных де­тей, под­дер­жи­вая с ни­ми связь по­сред­ст­вом пи­сем (см., напр., Фео­фан За­твор­ник).

Прак­ти­ка З. вос­хо­дит ко вре­ме­нам ран­не­го мо­на­ше­ст­ва (3–5 вв.), ко­гда та­кие, ны­не во­шед­шие в об­ще­мо­на­ше­ский оби­ход тер­ми­ны, как «скит», «ке­лья», обо­зна­чаю­щие уе­ди­нён­ное ме­сто, име­ли ещё стро­гое то­по­гра­фич. со­от­вет­ст­вие (напр., пус­тынь Кел­лии в Нит­рий­ской пус­ты­не, Скит­ская лав­ра – Еги­пет).

Вернуться к началу