Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧАСО́ВЕННОЕ СОГЛА́СИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 411

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева

ЧАСО́ВЕННОЕ СОГЛА́СИЕ (кер­жа­ки, ста­ри­ков­ское со­гла­сие), на­прав­ле­ние в ста­ро­об­ряд­че­ст­ве. На­зва­ние вос­хо­дит к прак­ти­ке со­гла­сия со­вер­шать бо­го­слу­же­ния в ча­сов­нях. Ч. с. бы­ло ос­но­ва­но в За­ура­лье пе­ре­се­лив­ши­ми­ся в 1720-х гг. ста­ро­об­ряд­ца­ми. Ос­но­ва­те­лем счи­та­ет­ся свя­щен­но­и­нок Ни­ки­фор, при­шед­ший из Кер­жен­ских ски­тов ста­ро­об­ряд­че­ских и при­няв­ший в со­гла­сие неск. свя­щен­ни­ков. Позд­нее Ч. с. пе­ре­ста­ло при­ни­мать свя­щен­ни­ков из Рус. церк­ви из-за со­мне­ний в бла­го­дат­но­сти их хи­ро­то­ний, по­это­му по­сле 1825 ча­со­вен­ные ста­ли бес­по­пов­ца­ми. На со­бо­рах Ч. с. (напр., в 1910 в с. Со­сно­вая Ма­за под Хва­лын­ском, в 1911 в Ека­те­рин­бур­ге и др.) бы­ло при­зна­но при­ше­ст­вие в мир ан­ти­христа, раз­ре­ше­на мо­лит­ва за ца­ря, за­пре­ще­но обу­че­ние де­тей в гос. шко­лах, вве­дён за­прет на чай и ко­фе. Об­щи­ны Ч. с. про­жи­ва­ют в Крас­но­дар­ском крае, Вол­го­град­ской и Ас­т­ра­хан­ской об­лас­тях, Си­би­ри и на Даль­нем Вос­то­ке, а так­же в Ка­зах­ста­не, Кир­ги­зии, Уз­бе­ки­ста­не (Ка­ра­кал­па­кия), США (штат Оре­гон) и Лат. Аме­ри­ке. Цен­тром Ч. с. яв­ля­ют­ся ски­ты на р. Дуб­чес, ле­вом при­то­ке Ени­сея (ос­но­ва­ны в 1930-х гг., в 1950-х гг. ра­зо­гна­ны, воз­ро­ж­де­ны, ны­не име­ют ок. 500 на­сель­ни­ков). В Ч. с. за­пре­ще­но об­ще­ние (пре­ж­де все­го сов­ме­ст­ная тра­пе­за) с «за­мир­щен­ны­ми», рас­про­стра­нён от­каз от пас­пор­тов и тех­нич. нов­шеств. В со­гла­сие при­ни­ма­ют без пе­ре­кре­щи­ва­ния, ес­ли кан­ди­дат до­ка­жет, что кре­щён трёх­крат­ным об­ли­ва­ни­ем.

Лит.: По­кров­ский Н. Н. Ан­ти­фео­даль­ный про­тест ура­ло-си­бир­ских кре­сть­ян-ста­ро­об­ряд­цев в XVIII в. Но­во­сиб., 1974; он же. Скит­ские био­гра­фии // Но­вый мир. 1992. № 8; Ге­ра­си­мов А. По­весть о дуб­чес­ских ски­тах // Там же. 1991. № 9; По­кров­ский Н. Н., Золь­ни­ко­ва Н. Д. Ста­ро­ве­ры-ча­со­вен­ные на вос­то­ке Рос­сии в ХVIII–ХХ вв. М., 2002.

Вернуться к началу