Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИРГИ́ЗСКИЕ МОНАСТЫРИ́

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 657

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева

ИРГИ́ЗСКИЕ МОНАСТЫРИ́, ста­ро­об­ряд­че­ские мо­на­сты­ри (2-я пол. 18 – 1-я пол. 19 вв.), рас­по­ла­гав­шие­ся на зем­лях Са­ра­тов­ско­го За­вол­жья, по р. Боль­шой Ир­гиз (ны­не Са­ра­тов­ская обл.); в юри­дич. от­но­ше­нии яв­ля­лись об­ще­ст­ва­ми «по­се­лян» двор­цо­во­го, за­тем удель­но­го ве­дом­ст­ва.

И. м. воз­ник­ли в 1762 по ма­ни­фе­сту имп. Ека­те­ри­ны II, ко­гда ста­ро­об­ряд­цам-пе­ре­се­лен­цам (пре­им. с Вет­ки) на степ­ном ле­во­бе­ре­жье р. Вол­га бы­ло вы­де­ле­но 70 тыс. дес. зем­ли. Пе­ре­се­лен­цы на 6 лет ос­во­бо­ж­да­лись от всех по­да­тей и ра­бот. Впо­след­ст­вии вет­ков­ские ста­ро­об­ряд­цы (120 се­мейств) ос­но­ва­ли сё­ла Ба­ла­ко­во, Кpиволучье, Ка­мен­ка и Ме­чет­ная (совр. г. Пу­га­чёв Са­ра­тов­ской обл.), близ ко­то­рых уст­рои­ли ски­ты: в 50 км вверх по Боль­шо­му Ир­ги­зу от его устья – Ав­раа­ми­ев скит (1762), вы­ше по те­че­нию – Исаа­ки­ев и Па­хо­ми­ев ски­ты, на­зван­ные по име­нам их ос­но­ва­те­лей. Вско­ре близ Исаа­кие­ва муж­ско­го ски­та мо­на­хи­ня Мар­га­ри­та ос­но­ва­ла жен­ский скит, око­ло Па­хо­мие­ва муж­ско­го ски­та воз­ник Ан­фи­син жен­ский скит (1783). Пре­вра­ще­нию ски­тов в про­цве­та­ю­щие оби­те­ли спо­соб­ст­во­ва­ли пе­ре­се­ле­нец с Вет­ки мо­нах Сер­гий (в ми­ру моск. ку­пе­че­ский сын Си­мон Пет­ро­вич Юр­шев), по­лу­чив­ший от вла­стей в 1780 раз­ре­ше­ние на со­вер­ше­ние бо­го­слу­же­ний, а так­же ку­пец, пер­вый го­род­ской го­ло­ва Волг­ска (ны­не Вольск) В. А. Зло­бин (1750–1816). Ав­раа­ми­ев скит с воз­ве­де­ни­ем в нём Вос­кре­сен­ской ц. стал име­но­вать­ся Ниж­не-Вос­кре­сен­ским мон., Исаа­ки­ев скит по­сле строи­тель­ст­ва Ус­пен­ско­го хра­ма – Верх­не-Ус­пен­ским мон., а с воз­ве­де­ни­ем в 1804 Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра – Верх­не-Спа­со-Пре­об­ра­жен­ским мон. По­сле воз­ве­де­ния Ни­коль­ской ц. Па­хо­ми­ев скит был пре­об­ра­зо­ван в Сред­не-Ни­коль­ский мон.; Мар­га­ри­тин скит – в По­кров­ский жен­ский мон., Ан­фи­син скит – в Сред­не-Ус­пен­ский жен­ский мон. Став на­стоя­те­лем Верх­не-Ус­пен­ской оби­те­ли, Сер­гий (Юр­шев) под­го­то­вил об­ще­жи­тель­ные ус­та­вы для др. мо­на­сты­рей.

В 1797 ино­ки И. м. бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны от рек­рут­ской по­вин­но­сти. В 1-й четв. 19 в. И. м. дос­тиг­ли зна­чит. бла­го­сос­тоя­ния, вла­де­ли 121,2 тыс. дес. зем­ли, име­ли неск. ве­лико­леп­но ук­ра­шен­ных церк­вей, биб­лио­те­ку, бо­лее 500 ке­лий. К 1828 об­щая чис­лен­ность мо­на­ше­ст­вую­щих дос­тиг­ла 3000 чел. (по отд. оби­те­лям от 100 до 700). На­стоя­те­ли и на­стоя­тель­ни­цы, из­би­рав­шие­ся со­об­ща все­ми мо­на­сты­ря­ми, ут­вер­жда­лись гражд. вла­стью и счи­та­лись от­вет­ст­вен­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми сво­их оби­те­лей с пра­ва­ми и обя­зан­но­стя­ми сель­ских ста­рост. По­мощ­ни­ка­ми на­стоя­те­лей и на­стоя­тель­ниц в управ­ле­нии мо­на­сты­ря­ми бы­ли со­бор­ные стар­цы и ста­ри­цы.

До 1830-х гг. И. м. ос­та­ва­лись гл. цент­ром, в ко­то­ром иереи, ру­ко­по­ло­жен­ные в РПЦ, при­со­еди­ня­лись к ста­ро­ве­рию, а за­тем на­прав­ля­лись на при­хо­ды (см. Бег­ло­по­пов­цы). По Вы­со­чай­ше ут­верж­дён­ным пра­ви­лам «О по­пах и мо­лит­вен­ных до­мах» (1822) ста­ро­об­ряд­цам раз­ре­ша­лось со­дер­жать при сво­их ча­сов­нях «бег­лых по­пов».

Граж­дан­ские и цер­ков­ные вла­сти на пер­вых по­рах ло­яль­но от­но­си­лись к это­му круп­но­му ста­ро­об­рядч. це­нт­ру. Си­туа­ция из­ме­ни­лась в цар­ст­во­ва­ние имп. Ни­ко­лая I, стре­мив­ше­го­ся со­кра­тить влия­ние ста­ро­об­ряд­цев. В 1828 ста­ро­об­рядч. свя­щен­ни­кам бы­ло за­пре­ще­но ме­нять ме­сто слу­же­ния, а И. м. ли­ши­лись воз­мож­но­сти при­ни­мать но­вых на­сель­ни­ков. В том же го­ду ино­ки Ниж­не-Вос­кре­сен­ско­го мон. в при­сут­ст­вии са­ра­тов­ско­го гу­бер­на­то­ра кн. Го­лицы­на да­ли под­пис­ку, что при­ни­ма­ют еди­но­ве­рие; в 1829 Ниж­не-Вос­кре­сен­ский мон. офи­ци­аль­но стал еди­но­вер­че­ским, 60 упор­ст­во­вав­ших мо­на­хов сда­ны в сол­да­ты или со­сла­ны в Си­бирь. При­со­едине­ние к еди­но­ве­рию Сред­не-Ни­коль­ско­го муж­ско­го (с 1841 – жен­ско­го) мон. про­ис­хо­ди­ло в фев­ра­ле – мар­те 1837 с при­ме­не­ни­ем во­ен. си­лы. В том же го­ду был уп­разд­нён Сред­не-Ус­пен­ский жен­ский мон. В 1841 об­ра­щён в еди­но­вер­че­ский Верх­не-Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мон. Впо­след­ст­вии Вос­кре­сен­ская и Пре­об­ра­жен­ская оби­те­ли бы­ли при­рав­не­ны к пра­во­слав­ным мо­на­сты­рям 3-го клас­са. В Ниж­не-Вос­кре­сен­ском мон. в 1863 на мес­те ра­зо­бран­ной де­рев. ц. Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы воз­ве­дён но­вый храм. В 1897 в мо­на­сты­ре бы­ло по­строе­но зда­ние для учи­ли­ща. Ниж­не-Вос­кре­сен­ский мон. был за­крыт в 1918, вско­ре древ­няя Вос­кре­сен­ская ц. сго­ре­ла, впо­след­ст­вии ра­зо­бран ка­мен­ный храм Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы. Не­мно­го­числ. бра­тия пы­та­лась со­хра­нить оби­тель под ви­дом тру­до­вой ар­те­ли, од­на­ко не­дол­го. В 1918 Ни­коль­ский мон. за­кры­ли, но мо­на­ше­ская жизнь про­дол­жа­лась в нём ещё неск. лет. Ог­ром­ное ко­ли­че­ст­во цен­ных ру­ко­пис­ных книг, об­ла­че­ний, пред­ме­тов цер­ков­ной ут­ва­ри бы­ло унич­то­же­но.

В 2000 от­крыт Ни­коль­ский жен­ский мон. РПЦ (быв. Сред­не-Ни­коль­ский мон.) в пос. Мопр Пу­га­чёв­ско­го р-на Са­ра­тов­ской обл., в 2005 – Ир­гиз­ский Вос­кре­сен­ский мон. РПЦ (быв. Ниж­не-Вос­кре­сен­ский мон.) в с. Кри­во­лу­чье-Су­ра Ба­ла­ков­ско­го р-на Са­ра­тов­ской об­лас­ти.

Лит.: Доб­ро­твор­ский И. М. Ис­то­ри­че­ские све­де­ния об ир­гиз­ских мни­мо­ста­ро­об­ряд­че­ских мо­на­сты­рях до об­ра­ще­ния их к еди­новерию // Пра­во­слав­ный со­бе­сед­ник. 1857. Кн. 2–3; Со­ко­лов Н. С. Рас­кол в Са­ра­тов­ском крае. Са­ра­тов, 1888; Смир­нов П. С. Ис­то­рия рус­ско­го рас­ко­ла ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. 2-е изд. СПб., 1895; Мор­дов­цев Д. Л. По­след­ние го­ды су­ще­ст­во­ва­ния ир­гиз­ских рас­коль­ни­че­ских об­щин // Мор­дов­цев Д. Л. Собр. соч. М., 1995. Т. 6; Ры­ков Ю. Д. Но­во­най­ден­ная По­весть о ра­зо­ре­нии Ир­гиз­ско­го Сред­не-Ни­коль­ско­го мо­на­сты­ря в 1837 г. // Ста­ро­об­ряд­че­ст­во в Рос­сии (XVII–XX вв.). М., 1999; По­ло­зов С. П. Из ис­то­рии при­ир­гиз­ско­го ста­ро­об­ряд­че­ст­ва XVIII–XIX вв. // Во­про­сы му­зы­коз­на­ния и му­зы­каль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Но­во­куз­нецк, 2004. Вып. 3; Зень­ков­ский С. А. Рус­ское ста­ро­об­ряд­че­ст­во. М., 2006. Т. 1–2; Ря­жев А. С. «Про­све­щен­ный аб­со­лю­тизм» и ста­ро­об­ряд­цы: 2-я по­ло­ви­на XVIII – на­ча­ло XIX в. Толь­ят­ти, 2006. Ч. 1–2.

Вернуться к началу