АВВАКУ́М ПЕТРОВ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АВВАКУ́М Петров (20.11.1620, с. Григорово Закудемского стана Нижегородского у. – 14.4.1682, Пустозерск), протопоп, идеолог старообрядчества. Из семьи свящ. Петра, мать – Мария (в иночестве Марфа) – оказала серьёзное влияние на нравств. развитие А. С 1642 диакон, с 1644 священник с. Лопатищи. Летом 1647 из-за преследований местного «начальника» бежал с женой и сыном в Москву. Сблизился с членами «Кружка ревнителей благочестия» (царским духовником Стефаном Вонифатьевым, протопопом Иваном Нероновым, Ф. М. Ртищевым, митр. Никоном), познакомился с царём Алексеем Михайловичем. Вернулся в с. Лопатищи, но за проповедь строгого благочестия подвергся гонениям со стороны местных властей и паствы. В 1652 бежал в Москву, получил назначение в г. Юрьевец-Повольский. В мае – июне 1652, восстановив против себя духовенство и паству требованиями благочестивого образа жизни и взысканием налогов в патриаршую казну, был жестоко избит толпой и бежал в Кострому, затем в Москву, где служил в Казанском соборе. Выступил против церковных реформ патриарха Никона.
В авг. 1653 лишён места в Казанском соборе. Служил в «сушиле» (на сеновале) дома И. Неронова, где и был арестован в авг. 1653, закован в кандалы и заключён в Андроников мон. Благодаря заступничеству царя был спасён от расстрижения, передан в Сибирский приказ, а в середине сент. 1653 сослан с семьёй в Тобольск, где проживал до конца июля 1655, пользуясь покровительством тобольского воеводы В. И. Хилкова и архиеп. Симеона. Служил протопопом Софийского и Вознесенского соборов. Проповедью восстановил против себя паству и местную администрацию, так что на него «пять слов государевых сказывали» (доносов). В июне 1655 сослан в Якутский, а затем в Енисейский острог с запрещением служить литургию. С июля 1656 отправлен в Даурию с отрядом воеводы А. Ф. Пашкова, который за проповедь старых обрядов и смуту против «начальных людей» подвергнул А. биению кнутом и заключению в Братском остроге. Весной 1661 по приказу из Москвы отправлен в обратный путь через всю Сибирь, охваченную восстаниями коренных народов. Вёл активную проповедь, обличая «никонову ересь»; привлёк на свою сторону мн. последователей. В июне 1663 – февр. 1664 жил в Тобольске, где общался с сосланными за приверженность старым обрядам. Весной 1664 прибыл в Москву, пробыв в сибирской ссылке 10 лет и 8 мес. В Москве полемизировал с Симеоном Полоцким и Епифанием (Славинецким), спорил «о сложении перстов, и о трегубой аллилуйи, и о проч. догматах», стал духовником боярыни Ф. П. Морозовой и мн. других моск. «старолюбцев». Царь, бояре и архиереи убеждали А. смириться с реформами обрядов и правкой книг. За упорство в расколе в авг. 1664 сослан с семьёй в Пустозерск, а затем отправлен в Окладникову слободу на р. Мезень, где жил в 1664–66, испытывая нужду и голод. В марте 1666 с сыновьями Иваном и Прокопием вернулся в Москву на церковный собор (1666–67), помещён в Пафнутиев Боровский мон. В мае 1666 имел прения с участниками собора. 13 мая анафематствован и лишён сана в Успенском соборе, закован в цепи и помещён в Николо-Угрешский мон., где его посещали для увещаний царь и бояре. В июне 1667 спорил на соборе с патриархами Макарием Антиохийским и Иоасафом II Московским. В июле церковный собор осудил и предал анафеме «расколоучителей»: А., попов Лазаря, Епифания, Фёдора, протопопа Никифора. В дек. 1667 сослан в Пустозерск. В 1670 посажен в «земляную тюрьму». В период заключения писал многочисленные челобитные, письма, послания к царям Алексею Михайловичу, Фёдору Алексеевичу, боярыне Морозовой и мн. др. После массового выступления моск. старообрядцев 6.1.1681 церковный собор 1681–82 принял решение о казни А. и его соузников, которые были сожжены в срубе «за великие на царский дом хулы». Старообрядцами белокриницкого согласия А. почитается священномучеником; первая служба А. была составлена ещё в нач. 18 в.
В пустозерской тюрьме А. создал своё гл. произведение – «Житие» (в трёх авторских редакциях – 1672, 1673 и 1674–75). Написанное неповторимым по богатству и выразительности языком, «Житие» сочетало в себе черты автобиографии, исповеди и проповеди, пересматривая традиц. форму агиографич. жанра (см. Житие): автор и герой были объединены в одном лице. В Пустозерске были написаны «Книга бесед» (1669–75), «Книга толкований» (ок. 1673–76) и «Книга обличений, или Евангелие вечное» (ок. 1679). А. – автор более 80 богословских, эпистолярных, полемич. и др. сочинений (некоторые из них утрачены).