«ОТВЕ́ТЫ ДЬЯ́КОНОВЫ»
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ОТВЕ́ТЫ ДЬЯ́КОНОВЫ», памятник старообрядческой литературы, ответы старообрядцев-поповцев дьяконова согласия (Керженские скиты) на 130 вопросов игумена Питирима (Потёмкина), составленные в 1716–19 и в 1719 поданные Питириму. Видный деятель дьяконова согласия Т. М. Лысенин (кон. 17 – нач. 18 вв.), собиравший свидетельства в пользу старых обрядов, обратился за помощью в составлении «О. д.» к представителю Выго-Лексинского общежительства А. Денисову, передав ему свои наработки. Выговские книжники (А. и С. Денисовы, Д. Матвеев) выступили редакторами и составителями «О. д.». В ряде ответов они дополнили свидетельства Лысенина своими, собранными из рукописных и печатных источников, в др. случаях опирались только на собств. материалы. В «О. д.» они разоблачили созданные специально в целях полемики со старообрядцами поддельные сочинения – «Деяния на еретика Мартина» и «Феогностов требник». «О. д.» послужили основой «Поморских ответов», вскоре написанных выговцами.
На нач. 21 в. учтено 52 списка «О. д.». В рукописной традиции памятник разделяется, как правило, на две части. Первая часть включает 130 вопросов и ответы на них, а также переписку Александра Диакона с игуменом Питиримом и посвящена осн. разногласиям между сторонниками офиц. Церкви и старообрядцами (перстосложение для крестного знамения, «троение» аллилуйи, «трисоставной» крест, новые редакции Символа веры и Иисусовой молитвы, количество просфор на литургии, хождение «посолонь»). Вторая часть содержит дополнит. статьи, не поданные Питириму. В целом дьяконовцы, опасаясь репрессий, старались не давать прямых ответов на острые вопросы игумена Питирима, иногда отговариваясь некомпетентностью, что дало возможность Питириму заявить о своей победе и использовать материалы «О. д.» при подготовке окончат. редакции своего соч. «Пращица».