Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГУ́СЛИЦА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 185

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева

ГУ́СЛИЦА, пер­во­на­чаль­но (с 14 в.) двор­цо­вая во­лость на юго-вос­то­ке Мо­с­ков­ско­го, за­тем Бо­го­род­ско­го уез­дов (позд­нее в 18 – нач. 20 вв.); куль­тур­но-ис­то­рич. об­ласть на юго-вос­то­ке Под­мос­ко­вья с пре­иму­ще­ст­вен­ным рас­се­ле­ни­ем ста­ро­об­ряд­цев Бе­ло­кри­ниц­кой ие­рар­хии, в пре­де­лах совр. Оре­хов­ско­го и Егорь­ев­ско­го рай­онов.

Впер­вые упо­мя­ну­та в ду­хов­ной гра­мо­те кн. Ива­на I Да­ни­ло­ви­ча (1328). В 14 в. в Г. на­счи­ты­ва­лось бо­лее 40 де­ре­вень с 122 дво­ра­ми, в 17 в. – 48 де­ре­вень с 280 дво­ра­ми. На­ря­ду с во­ло­стью вы­де­ля­ли гус­лиц­кий стан, зем­ли ко­то­ро­го раз­да­ва­лись в ча­ст­ное вла­де­ние. По 1-й ре­ви­зии (1719) в Г. чис­ли­лось 44 се­ле­ния с 25 тыс. жит. В 18 в. Г. при­над­ле­жа­ла А. Д. Мен­ши­ко­ву, С. В. Ло­пу­хи­ну (см. Ло­пу­хи­ны), Ни­ки­те Ни­ки­ти­чу Де­ми­до­ву (1728–1804; см. Де­ми­до­вы). В кон. 18 в. Г. по­лу­чи­ла зна­чит. из­вест­ность как влия­тель­ный центр ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. В нач. 19 в. Г. со­ста­ви­ла юж. 1-й стан Бо­го­род­ско­го уез­да. Се­ле­ния быв. Г. ока­за­лись раз­де­лён­ны­ми ме­ж­ду 4 во­лос­тя­ми: До­ро­хов­ской, Без­зу­бов­ской, За­по­нор­ской и Иль­ин­ской. К сер. 19 в. чис­ло ста­ро­об­ряд­цев в Г., при­няв­ших Бе­ло­кри­ниц­кую ие­рар­хию, до­хо­ди­ло до 35 тыс. че­ло­век.

Не­пло­до­ро­дие зе­мель в Г. обу­сло­ви­ло раз­ви­тие про­мы­слов и тор­гов­ли. С 17 в. осн. за­ня­ти­ем жи­те­лей бы­ло вы­ра­щи­ва­ние хме­ля сор­та «гус­ляк», вы­во­зив­ше­го­ся за ру­беж. По­сле 1812 в вост. Под­мос­ко­вье дей­ст­во­ва­ли тек­стиль­ные пред­при­ятия, вла­дель­ца­ми ко­то­рых пре­им. бы­ли ста­ро­об­ряд­цы. В Г. по­все­ме­ст­но об­ра­ба­ты­ва­ли пря­жу для тек­стиль­ных фаб­рик; из­го­тав­ли­ва­ли хлоп­ча­то­бу­маж­ные, по­лу­шер­стя­ные и шёл­ко­вые тка­ни; де­ре­вян­ные, мед­ные и ро­го­вые из­де­лия и т. д. Г. яв­ля­лась од­ним из цен­тров под­го­тов­ки ста­ро­об­рядч. свя­щен­ни­ков и го­лов­щи­ков для всей Рос­сии. Обу­че­ние цер­ков­но­сла­вян­ско­му яз. и зна­мен­но­му пе­нию осу­ще­ст­в­ля­лось в Г. в пер­вую оче­редь при мо­на­сты­рях, ос­но­ван­ных в кон. 17 в., в глу­хих ле­сах и тор­фя­ни­ках (за­кры­ты в 1830–50-х гг.). В 7 сё­лах За­по­нор­ской вол., где жи­ли толь­ко ста­ро­об­ряд­цы, был раз­вит ико­но­пис­ный про­мы­сел. В кон. 18–19 вв. по всей Рос­сии и в за­ру­беж­ных ста­ро­об­рядч. об­щи­нах ис­поль­зо­ва­лись гус­лиц­кие пев­че­ские ру­ко­пис­ные кни­ги, ко­то­рые от­ли­ча­лись яр­ким пыш­ным ор­на­мен­том, со­вме­щаю­щим рус. узо­ро­чье и эле­мен­ты ев­роп. ба­рок­ко. Гус­лиц­кие ру­ко­пи­си на­хо­дят­ся прак­ти­че­ски во всех круп­ных ру­ко­пис­ных со­б­ра­ни­ях, во мно­гих ча­ст­ных кол­лек­ци­ях и ста­ро­обрядч. хра­мо­вых биб­лио­те­ках.

В нач. 21 в. ад­ми­ни­ст­ра­ция Оре­хо­во-Зу­ев­ско­го и Егорь­ев­ско­го рай­о­нов, об­ще­ст­вен­ность и Рус. пра­во­слав­ный ста­ро­об­рядч. центр при­ла­га­ют зна­чит. уси­лия по воз­ро­ж­де­нию Г. как ду­хов­но­го, ис­то­ри­че­ско­го и пред­при­ни­ма­тель­ско­го цен­тра. Вы­хо­дит ис­то­ри­ко-крае­вед­че­ский альм. «Гус­ли­цы» (с 2004).

Лит.: Ор­дын­ский И. И. Рас­кол и бла­го­тво­ри­тель­ность в Гус­ли­це. СПб., 1863; Боб­ков Е. А. Пев­че­ские ру­ко­пи­си гус­лиц­ко­го пись­ма // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. 1977. Т. 32; Агее­ва Е. А. Книж­ность ста­ро­об­ряд­че­ско­го Под­мос­ко­вья // Ста­ро­об­ряд­че­ст­во. Ис­то­рия. Куль­ту­ра. Со­вре­мен­ность. М., 1997; она же. Из ис­то­рии ста­ро­об­ряд­че­ских цен­тров: под­мос­ков­ные Гус­ли­цы ХVII–ХХ вв.// Ураль­ский сбор­ник. Ис­то­рия. Куль­ту­ра. Ре­ли­гия. Ека­те­рин­бург, 1998.

Вернуться к началу