Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИА́КОНОВСКОЕ СОГЛА́СИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 708

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева

ДИА́КОНОВСКОЕ СОГЛА́СИЕ (Дья­ко­но­во со­гла­сие), ста­ро­об­ряд­че­ский по­пов­ский толк, объ­е­ди­няю­щий по­сле­до­ва­те­лей Алек­сан­д­ра диа­ко­на.

В от­ли­чие от дру­гих ста­ро­об­ряд­цев счи­та­ли не­об­хо­ди­мым по­чи­та­ние че­ты­рёх­ко­неч­но­го кре­ста; на­стаи­ва­ли, что ка­дить нуж­но, взма­хи­вая ка­ди­лом один раз вдоль и один раз по­пе­рёк, а не два раза, как бы­ло при­ня­то, за что их име­но­ва­ли так­же ка­диль­ни­ка­ми или но­во­ка­диль­ни­ка­ми. Эти ус­та­нов­ле­ния раз­би­ра­лись на Кер­жен­ских со­бо­рах 1708–1709 и на Вет­ке. От­ли­ча­лись так­же чи­но­приё­мом: пе­ре­хо­див­шие к ним ие­реи, по про­кля­тию ере­сей и «ис­пра­ве», ис­по­ве­до­ва­лись у ста­ро­об­рядч. по­па без ми­ро­по­ма­за­ния, обя­за­тель­но­го на Вет­ке. Та­кой по­ря­док в со­гла­сии, на­ря­ду с по­чи­та­ни­ем че­ты­рёх­ко­неч­но­го кре­ста, со­хра­нял­ся и по­сле каз­ни диа­ко­на Алек­сан­д­ра (1720). Имен­но в сре­де дья­ко­нов­цев на­ча­лись по­ис­ки ар­хие­рея, при­вед­шие к ут­вер­жде­нию еди­но­ве­рия, что от­вер­ну­ло от них мн. по­сле­до­ва­те­лей, ушед­ших в Пе­ре­ма­зан­ское, или Вет­ков­ское, со­гла­сие. В сер. 19 в. при­вер­жен­цы дья­ко­нов­цев бы­ли из­вест­ны в Ста­ро­ду­бье (ны­не Брян­ская обл.); их по­том­ки в нач. 21 в. вхо­дят в Рус­скую древ­ле­пра­во­слав­ную цер­ковь.

Лит.: Смир­нов П. С. Спо­ры и раз­де­ле­ния в рус­ском рас­ко­ле в пер­вой чет­вер­ти ХVIII в. СПб., 1909. С. 31–37; Мель­ни­ков П. И. (Ан­д­рей Пе­чер­ский). Очер­ки по­пов­щи­ны // Мель­ни­ков П. И. (Ан­д­рей Пе­чер­ский). Со­б­ра­ние со­чи­не­ний. М., 1976. Т. 7. С. 256–257, 343–349; Во­рон­цо­ва А. В. О по­ле­ми­ке «вет­ков­цев» с дья­ко­нов­ца­ми: ма­ло­изу­чен­ные и ран­ние по­ле­ми­че­ские со­чи­не­ния пред­ста­ви­те­лей «вет­ков­ско­го» со­гла­сия // Мир ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. М.; СПб., 1992. Вып. 1: Лич­ность. Кни­га. Тра­ди­ция.

Вернуться к началу