Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕЛОКРИНИ́ЦКАЯ ИЕРА́РХИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 234

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева

БЕЛОКРИНИ́ЦКАЯ ИЕРА́РХИЯ, на­име­нова­ние Рус­ской пра­во­слав­ной ста­ро­обряд­че­ской церк­ви (РПСЦ, до 1988 Древ­лепра­во­слав­ная цер­ковь Хри­сто­ва); са­мое круп­ное со­об­ще­ст­во ста­ро­об­ряд­цев-по­пов­цев. Б. и. со­сто­ит из двух не­за­ви­си­мых друг от дру­га ми­тро­по­лий: Мо­с­ков­ской (центр – в Мо­ск­ве, Ро­гож­ская сло­бо­да) и Бе­ло­кри­ниц­кой (центр – в г. Брэи­ла, Ру­мы­ния). Епи­ско­пат Б. и. бе­рёт на­ча­ло от быв. Бос­но-Са­ра­ев­ско­го (Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­ар­хат) митр. Ам­вро­сия (Пап­па-Ге­ор­го­по­ли). С на­ча­ла рас­ко­ла Рус­ской церк­ви (2-я пол. 17 в.) ста­ро­ве­ры бы­ли оза­бо­че­ны по­ис­ка­ми еди­но­вер­ных им епи­ско­пов, но все по­пыт­ки дол­гое вре­мя не име­ли ус­пе­ха. Не­смот­ря на за­пре­ты вла­стей, ста­ро­об­ряд­цам уда­ва­лось при­сое­ди­нять свя­щен­ни­ков из си­но­даль­ной церк­ви. При­ня­тый в 1822 указ пра­ви­тель­ст­ва имп. Алек­сан­д­ра I и жё­ст­кие даль­ней­шие ан­ти­ста­ро­об­рядч. ме­ры мог­ли пре­вра­тить всех ста­ро­об­ряд­цев в бес­по­повцев. По этой при­чи­не в 1832 на Ро­гож­ском клад­би­ще в Мо­ск­ве со­бра­лись пред­ста­ви­те­ли раз­ных ста­ро­об­рядч. цен­тров и при­ня­ли ре­ше­ние при­ло­жить все уси­лия для уч­ре­ж­де­ния епи­скоп­ской ка­фед­ры. Мно­го­лет­ние по­ис­ки ар­хи­ерея, пред­при­ня­тые ста­ро­об­рядч. ино­ка­ми Пав­лом (Ве­ли­ко­двор­ским) и Алим­пи­ем (Ми­ло­ра­до­вым), при­ве­ли к при­сое­ди­не­нию 28 (или 29) окт. 1846 в со­бор­ном хра­ме Бе­ло­кри­ниц­ко­го мон. (с. Бе­лая Кри­ни­ца, Ав­ст­рия, в 1918–40 – Ру­мы­ния, в на­стоя­щее вре­мя Чер­но­виц­кая обл. Ук­раи­ны), че­рез ми­ро­по­ма­за­ние и от­ре­че­ние от «ере­сей», на­хо­див­ше­го­ся на по­кое греч. митр. Ам­вро­сия к ста­ро­об­ряд­че­ст­ву. В мар­те 1847 пра­ви­тель­ст­ву имп. Ни­ко­лая I ста­ло из­вест­но о воз­ник­но­ве­нии Б. и., и оно об­ра­ти­лось к австр. пра­ви­тель­ст­ву с прось­бой ли­к­ви­ди­ро­вать Бе­ло­кри­ниц­кую ми­тро­по­лию. В дек. 1847 митр. Ам­вро­сий был от­прав­лен в веч­ную ссыл­ку в г. Цил­ле (ны­не Це­ле, Сло­ве­ния), но са­ма ми­тропо­лия не бы­ла уп­разд­не­на. За вре­мя пре­бы­ва­ния в Бе­лой Кри­ни­це митр. Ам­вро­сий ру­ко­по­ло­жил в разл. сте­пе­ни свя­щен­ст­ва 10 чел., в их чис­ле двух епи­ско­пов, один из ко­то­рых – Ки­рилл (Ти­мо­фе­ев) – стал его пре­ем­ни­ком. Б. и. бы­ла сра­зу при­зна­на мн. ста­ро­об­рядч. об­ще­ст­ва­ми в Рос­сии, в т. ч. и об­щи­ной Ро­гож­ской сло­бо­ды. Пер­во­на­чаль­но кли­ри­ки Б. и. поя­ви­лись сре­ди ста­ро­об­ряд­цев Тур­ции, Мол­да­вии и Ва­ла­хии. В 1849 был ру­ко­по­ло­жён пер­вый епи­скоп для всех древ­ле­пра­во­слав­ных хри­сти­ан в Рос­сии – Соф­ро­ний Cим­бир­ский (Жи­ров). Од­на­ко в 1856 он был ули­чён в зло­упо­треб­ле­нии вла­стью, и ре­ше­ни­ем Ос­вя­щён­но­го со­бо­ра ему бы­ло за­пре­ще­но свя­щен­но­дей­ст­во­вать. Фак­ти­че­ски на­ча­ло ши­ро­ко­му рас­про­стра­не­нию Б. и. в Рос­сии бы­ло по­ло­же­но в 1859 еп. Ан­то­ни­ем Вла­ди­мир­ским (Шу­то­вым). В 1863 ему бы­ло по­ру­че­но управ­ле­ние Рус­ской ста­ро­об­ряд­че­ской цер­ко­вью, при уча­стии Ду­хов­но­го со­ве­та. За вре­мя сво­его ар­хие­рей­ст­ва Ан­то­ний ру­ко­по­ло­жил св. 200 ста­ро­обрядч. свя­щен­ни­ков, и к кон­цу его жиз­ни (1881) в Рос­сии су­щест­во­ва­ло 14 епар­хий. В кон. 19 – нач. 20 вв. Б. и. в Рос­сии по­сте­пен­но ук­ре­п­ля­ла свои по­зи­ции: ру­ко­во­дство осу­ще­ст­в­ля­ли Ос­вя­щён­ные со­бо­ры и Все­рос. съез­ды. Вы­со­чай­шим ма­ни­фе­стом от 17.4.1905 ста­ро­об­ряд­цам впер­вые бы­ли да­ны рав­ные с про­чи­ми кон­фес­сия­ми пра­ва. По­сле это­го цер­ков­ная жизнь Б. и. в Рос­сии зна­чи­тель­но ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась: бы­ло по­строе­но бо­лее ты­ся­чи но­вых хра­мов, от­кры­ты об­ще­об­ра­зо­ват. шко­лы, ве­лась ак­тив­ная из­да­тель­ская и цер­ков­но-об­ществ. дея­тель­ность. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 и поч­ти все по­сле­дую­щие го­ды сов. вла­сти ста­ро­об­ряд­цев пре­сле­до­ва­ли на­ря­ду со все­ми ре­лиг. со­обще­ст­ва­ми СССР, ста­ро­об­рядч. хра­мы и мо­на­сты­ри за­кры­ва­ли, мн. кли­ри­ки и ми­ря­не под­верг­лись ре­прес­си­ям. Су­ще­ст­вен­ные пе­ре­ме­ны в жиз­ни Б. и. в Рос­сии про­изош­ли по­сле 1988: Мо­с­ков­ская ар­хи­епи­ско­пия бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в ми­тро­по­лию, а ар­хи­епи­скоп Мо­с­ков­ский и всея Ру­си Алим­пий (Гу­сев) воз­ве­дён в сан ми­тро­по­ли­та. По­сле 1991 вла­сти Рос­сии и стран СНГ ста­ли по­сте­пен­но воз­вра­щать ми­тро­по­лии хра­мы. В Мо­ск­ве РПСЦ бы­ли пе­ре­да­ны зда­ния и тер­ри­то­рия Ро­гож­ско­го по­сёл­ка, поя­ви­лось несколько ста­ро­об­рядче­ских пе­рио­дических из­да­ний. В 2000 в Мо­ск­ве про­ве­дён пер­вый по­сле 1917 Все­рос. съезд ста­ро­об­ряд­цев, при­ем­лю­щих Б. и.

В нач. 21 в. в Рос­сии за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но ок. 260 ста­ро­об­рядческих при­хо­дов. По при­бли­зительным дан­ным, при­вер­жен­цев ста­ро­об­ряд­че­ст­ва в Рос­сии ок. 2 млн. чел.; боль­шин­ст­во из них при­над­ле­жит к РПСЦ. Ны­не в её со­ста­ве – 11 епар­хий. 9.2.2005 предстоятелем РПСЦ был избран митр. Андриан (Четвергов), скоропостижно скончавшийся 10.8.2005. 23.10.2005 новым мит­ропо­ли­том Московским и всея Руси РПСЦ стал Кор­ни­лий (Титов).

С 1996 во гла­ве Бе­ло­кри­ниц­кой ми­тро­по­лии митр. Ле­он­тий (Изо­тов). В со­ста­ве ми­тро­по­лии – 4 епар­хии, объ­е­ди­няю­щие рус. ста­ро­об­ряд­цев, про­жи­ваю­щих в Ру­мы­нии, Бол­га­рии, Ав­ст­ра­лии, США и Ка­на­де. В 1996 в честь 150-ле­тия об­ра­зо­ва­ния Бе­ло­кри­ниц­кой ми­тро­по­лии в Бе­лой Кри­ни­це был про­ве­дён 1-й Все­мир­ный Ос­вя­щён­ный со­бор ста­ро­об­рядч. церк­ви Рос­сии и за­ру­бе­жья под пред­се­да­тель­ст­вом ми­тро­по­ли­тов Алим­пия и Ле­он­тия. На этом со­бо­ре пер­вый бе­ло­кри­ниц­кий митр. Ам­вро­сий был при­чис­лен к ли­ку свя­тых ис­по­вед­ни­ков.

Вернуться к началу