Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУЖКО́ВСКОЕ СОГЛА́СИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 106

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева

ЛУЖКО́ВСКОЕ СОГЛА́СИЕ, од­но из те­че­ний ста­ро­об­ряд­цев-по­пов­цев. Воз­ник­ло в 1820-х гг. в по­са­де Луж­ки Ста­ро­дуб­ско­го у. Чер­ни­гов­ской губ. (ны­не Кли­мов­ский р-н Брян­ской обл.). По­во­дом для воз­ник­но­ве­ния Л. с. ста­ло ут­вер­жде­ние 26.3(7.4).1822 имп. Алек­сан­дром I пра­вил «О по­пах и мо­лит­вен­ных до­мах», со­глас­но ко­то­рым ста­ро­об­ряд­цам раз­ре­ша­лось со­дер­жать при сво­их мо­лит­вен­ных до­мах «бег­лых по­пов» (т. е. свя­щен­ни­ков, ру­ко­по­ло­жен­ных в Рус. пра­во­слав­ной церк­ви, но ушед­ших к ста­ро­об­ряд­цам), на этих свя­щен­ни­ков воз­ла­га­лась обя­зан­ность ве­де­ния мет­ри­че­ских книг. Не­смот­ря на то, что пра­ви­ла счи­та­лись се­крет­ны­ми, они бы­ст­ро рас­про­стра­ни­лись, и боль­шин­ст­во по­пов­цев их при­ня­ло. Пер­вый свя­щен­ник (не­кий поп Ио­анн) был при­нят луж­ков­ца­ми сна­ча­ла че­рез ми­ро­по­ма­за­ние, а за­тем вто­рич­но – че­рез «про­кля­тие ере­сей». В даль­ней­шем всех свя­щен­ни­ков, при­хо­див­ших из др. ста­ро­об­рядч. со­гла­сий, луж­ков­цы при­ни­ма­ли че­рез про­из­не­се­ние фор­му­лы «от­ре­че­ния от ере­сей», а свя­щен­ни­ков, при­хо­див­ших из Рус. пра­во­слав­ной церк­ви, – че­рез ми­ро­по­ма­за­ние и «от­рече­ние от ере­сей». Луж­ков­цы счи­та­ли гре­хом но­сить мун­ди­ры, при­ни­мать при­ся­гу, брать пас­пор­та для по­ез­док, под­пи­сы­вать до­ку­мен­ты, от­но­сив­шие их к ста­ро­об­ряд­че­ст­ву, и т. д. Од­на­ко вер­ным этой стро­гой тра­ди­ции ос­та­вал­ся лишь один свя­щен­ник в Луж­ках; к не­му при­ез­жа­ли наи­бо­лее пре­дан­ные по­сле­до­ва­те­ли, от­че­го Луж­ки на­зы­ва­лись «Но­вым Ие­ру­са­ли­мом». От­ри­цая ве­де­ние «ере­ти­че­ских мет­рик», по­сле­до­ва­те­ли Л. с. со вре­ме­нем при­ня­ли их под назв. «обы­ва­тель­ских книг».

В 1845 пра­ви­тель­ст­во при­зна­ло Л. с. вред­ным, мо­лен­ная в Луж­ках бы­ла за­кры­та. По­сле­до­ва­те­ли Л. с. по­сте­пен­но пе­ре­шли к бес­по­пов­ской прак­ти­ке, рас­се­ли­лись по До­ну, на Ура­ле, в Гус­ли­це и в Бес­са­ра­бии. В даль­ней­шем часть Л. с. при­сое­ди­ни­лась к Бе­ло­кри­ниц­кой ие­рар­хии, часть – к бег­ло­по­пов­цам. В 20 в. по­сле­до­ва­те­ли Л. с. жи­ли в вост. Под­мос­ко­вье (наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ная груп­па в Оре­хо­во-Зу­ев­ском р-не) под име­нем «луж­кан», со­би­ра­ясь на мо­ле­ния в ча­ст­ных до­мах и со­хра­няя тра­ди­ци­он­ную куль­ту­ру.

Лит.: Ива­нов­ский Н. И. Ру­ко­во­дство по ис­то­рии и об­ли­че­нию ста­ро­об­ряд­че­ско­го рас­ко­ла. 7-е изд. Ка­зань, 1905. Ч. 1: Ис­то­рия рас­ко­ла. С. 158–159; Ис­то­рия свя­щен­ст­ва ста­ро­об­ряд­цев, при­ем­лю­щих свя­щен­ст­во от гре­ко-рос­сий­ской церк­ви, и о не­пре­рыв­ном дру­го­при­им­ст­ве от 1666 г. и до ма­ни­фе­ста 17 ок­тяб­ря 7414–1905 г. / Изд. Л. М. Ор­лов. М., 1907; Мель­ни­ков П. И. (Ан­д­рей Пе­чер­ский). Очер­ки по­пов­щи­ны // Собр. соч. М., 1976. Т. 7. С. 354, 377–378.

Вернуться к началу