Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ВЕЛ ПРУ́ССКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 17

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. А. Агеева

ПА́ВЕЛ ПРУ́ССКИЙ (Лед­нёв Пётр Ива­но­вич) [16(28).1.1821, Сыз­рань – 27.4(9.5).1895, Мо­ск­ва], рус. ре­ли­ги­оз­ный дея­тель, мис­сио­нер, ар­хи­ман­д­рит.

Из ста­ро­об­рядч. се­мьи. При­над­ле­жал к Фе­до­се­ев­ско­му со­гла­сию, поль­зо­вал­ся боль­шим ува­же­ни­ем по­пе­чи­те­лей ­Пре­обра­жен­ско­го клад­би­ща в Мо­ск­ве (цен­тра фе­до­се­ев­цев), на сред­ст­ва ко­то­рых в 1848 был на­прав­лен в Вост. Прус­сию для уст­рой­ст­ва там ста­ро­об­рядч. мо­на­сты­ря. В пос. Экер­тс­дорф (ны­не пос. Вой­но­во, Вар­мин­ско-Ма­зур­ское вое­вод­ст­во, Поль­ша) ос­но­вал Вой­нов­ский Свя­то-Тро­иц­кий мон. Вско­ре при­нял мо­на­ше­ст­во. В 1851 из-за раз­но­гла­сий в мо­на­сты­ре пе­ре­ехал в Австрию – в с. Кли­мо­уцы (ны­не Кли­мэу­ци, Ру­мы­ния), близ с. Бе­лая Кри­ни­ца (ны­не Глы­бок­ско­го р-на Чер­но­виц­кой обл., Ук­раи­на), где, воз­мож­но, ос­но­вал об­щи­ну По­мор­ско­го со­гла­сия. В 1852 воз­вра­тил­ся в Вой­нов­ский мон., ко­то­рый под его ру­ко­во­дством стал важ­ным цен­тром ду­хов­ной жиз­ни фе­до­се­ев­цев Вост. Прус­сии. П. П. рас­ши­рил оби­тель, уч­ре­дил б-ку, ор­га­ни­зо­вал обу­че­ние де­тей. Ос­но­вал так­же жен­ский мо­на­стырь в Пу­пах (ны­не с. Спы­хо­во, Поль­ша) близ Экер­тс­дор­фа. Око­ло 1856 П. П. от­ка­зал­ся от фе­до­се­ев­ско­го не­при­ятия бра­ка и стал до­пус­кать на ис­по­ведь и об­щее мо­ле­ние т. н. но­во­жё­нов (бес­по­пов­цев разл. со­гла­сий, до­пус­кав­ших всту­п­ле­ние в брак), что в 1858 вы­зва­ло его раз­рыв с фе­до­се­ев­ца­ми. В 1859 часть ма­зур­ских ста­ро­об­ряд­цев во гла­ве с П. П. примк­ну­ла к брач­ным по­мор­цам (но­во­жё­нам), др. часть со­хра­ни­ла фе­до­се­ев­ские взгля­ды на брак. В 1861 П. П. ус­та­но­вил в Вой­нов­ском мон. мо­ле­ние за воз­вра­ще­ние свя­щен­ст­ва. В 1867 он вме­сте с 15 мо­наха­ми пе­ре­шёл в еди­но­ве­рие, по­ки­нув Вой­нов­ский мон. 25.2(8.3).1868 еп. Ле­о­ни­дом (Крас­но­пев­ко­вым), ви­ка­ри­ем Моск. епар­хии, бы­ло со­вер­ше­но при­сое­ди­не­ние П. П. к си­но­даль­ной Церк­ви. П. П. по­се­лил­ся в Мо­ск­ве в Ни­коль­ском еди­но­верч. мон., где 15(27).12.1868 был ру­ко­по­ло­жен в ие­ро­мо­на­хи и на­зна­чен на­стоя­те­лем это­го мо­на­сты­ря; воз­ве­дён в сан игу­ме­на, за­тем – ар­хи­ман­д­ри­та (1880).

С кон. 1860-х гг. П. П. со­вер­шал мис­сио­нер­ские по­езд­ки с це­лью об­ра­ще­ния ста­ро­об­ряд­цев в еди­но­ве­рие. Ав­тор мно­го­числ. пуб­ли­ци­стич. и на­уч. со­чи­не­ний о ста­ро­об­ряд­че­ст­ве и еди­но­ве­рии. Его ста­ра­ния­ми Ни­коль­ский еди­но­верч. мон. стал цен­тром мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти в от­но­ше­нии ста­ро­об­ряд­цев. Из­вест­ный со­би­ра­тель А. И. Хлу­дов (1818–82) по­жерт­во­вал мо­на­сты­рю бо­га­тей­шую кол­лек­цию ру­ко­пи­сей и пе­чат­ных книг, ко­то­рая в 1883 бы­ла от­кры­та для пуб­лич­но­го дос­ту­па.

Соч.: Собр. соч. 4-е изд. М., 1883–1888. Ч. 1–3; За­ме­ча­ния на кни­гу, из­вест­ную под име­нем «Во­про­сов Ни­ко­ди­ма». М., 1887; Крат­кие из­вес­тия о су­ще­ст­вую­щих в рас­ко­ле сек­тах, об их про­ис­хо­ж­де­нии, уче­нии и об­ря­дах, с крат­ки­ми о ка­ж­дой за­ме­ча­ния­ми. М., 1888; Из вос­по­ми­на­ний. Тол­ки о бра­ках и фе­до­се­ев­ском без­бра­чии // Брат­ское сло­во. 1890. № 10; За­ме­ча­ния на кни­гу По­мор­ских от­ве­тов. М., 1891; Раз­мыш­ле­ния при чте­нии Апо­ка­лип­си­са, из­ло­жен­ные в от­ве­тах на во­про­сы со­бе­сед­ни­ка. М., 1894; Полн. собр. соч. М., 1897–1899. Т. 1–4.

Лит.: Ве­се­лов­ский М., свящ. Вос­по­ми­на­ния об о. ар­хи­ман­д­ри­те Пав­ле (Прус­ском) // Ду­ше­по­лез­ное чте­ние. 1899. Ч. 3. № 10; 1900. Ч. 1. № 1; Д-ский Н. И. Из вос­по­ми­на­ний об ар­хи­ман­д­ри­те Пав­ле Прус­ском (1892–1895 гг.) // Там же. 1906. Ч. 3. № 9–12; Ба­ра­нов­ский В. С., По­та­шен­ко Г. В. Ста­ро­ве­рие Бал­тии и Поль­ши: Крат­кий ис­то­ри­че­ский и био­гра­фи­че­ский сло­варь. Виль­нюс, 2005.

Вернуться к началу