ПА́ВЕЛ ПРУ́ССКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ВЕЛ ПРУ́ССКИЙ (Леднёв Пётр Иванович) [16(28).1.1821, Сызрань – 27.4(9.5).1895, Москва], рус. религиозный деятель, миссионер, архимандрит.
Из старообрядч. семьи. Принадлежал к Федосеевскому согласию, пользовался большим уважением попечителей Преображенского кладбища в Москве (центра федосеевцев), на средства которых в 1848 был направлен в Вост. Пруссию для устройства там старообрядч. монастыря. В пос. Экертсдорф (ныне пос. Войново, Варминско-Мазурское воеводство, Польша) основал Войновский Свято-Троицкий мон. Вскоре принял монашество. В 1851 из-за разногласий в монастыре переехал в Австрию – в с. Климоуцы (ныне Климэуци, Румыния), близ с. Белая Криница (ныне Глыбокского р-на Черновицкой обл., Украина), где, возможно, основал общину Поморского согласия. В 1852 возвратился в Войновский мон., который под его руководством стал важным центром духовной жизни федосеевцев Вост. Пруссии. П. П. расширил обитель, учредил б-ку, организовал обучение детей. Основал также женский монастырь в Пупах (ныне с. Спыхово, Польша) близ Экертсдорфа. Около 1856 П. П. отказался от федосеевского неприятия брака и стал допускать на исповедь и общее моление т. н. новожёнов (беспоповцев разл. согласий, допускавших вступление в брак), что в 1858 вызвало его разрыв с федосеевцами. В 1859 часть мазурских старообрядцев во главе с П. П. примкнула к брачным поморцам (новожёнам), др. часть сохранила федосеевские взгляды на брак. В 1861 П. П. установил в Войновском мон. моление за возвращение священства. В 1867 он вместе с 15 монахами перешёл в единоверие, покинув Войновский мон. 25.2(8.3).1868 еп. Леонидом (Краснопевковым), викарием Моск. епархии, было совершено присоединение П. П. к синодальной Церкви. П. П. поселился в Москве в Никольском единоверч. мон., где 15(27).12.1868 был рукоположен в иеромонахи и назначен настоятелем этого монастыря; возведён в сан игумена, затем – архимандрита (1880).
С кон. 1860-х гг. П. П. совершал миссионерские поездки с целью обращения старообрядцев в единоверие. Автор многочисл. публицистич. и науч. сочинений о старообрядчестве и единоверии. Его стараниями Никольский единоверч. мон. стал центром миссионерской деятельности в отношении старообрядцев. Известный собиратель А. И. Хлудов (1818–82) пожертвовал монастырю богатейшую коллекцию рукописей и печатных книг, которая в 1883 была открыта для публичного доступа.