ПОМО́РСКОЕ СОГЛА́СИЕ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОМО́РСКОЕ СОГЛА́СИЕ, в старообрядчестве одно из крупнейших направлений внутри течения беспоповцев с кон. 17 в. Назв. получило по своему местоположению в Поморье, где находился первый и главный (вплоть до сер. 19 в.) центр согласия – Выговская пустынь (Выго-Лексинское общежительство).
П. с. оформилось ранее др. беспоповских согласий и выработало осн. принципы беспоповства. С П. с. связаны также осн. церковно-культурные достижения старообрядчества: глубокое изучение др.-рус. наследия и собирание церковно-археологич. свидетельств в пользу старых обрядов, в результате чего были созданы «Ответы дьяконовы» (1719) и «Поморские ответы» (1723); массовое переписывание книг, создание собств. литературной и иконописной школ.
Развитие П. с. проходило в острой полемике с др. беспоповскими согласиями, прежде всего с Федосеевским согласием, по вопросам о надписи (т. н. титле) на табличке над головой Иисуса Христа при распятии (поморцы защищали формулировку «Царь Славы Исус Христос Сын Божий», федосеевцы – «INЦI» – «Исус Назарянин Царь Иудейский»), об отношении к вступившим в брак в «никонианской» Церкви и перешедшим к старообрядцам – т. н. староженам (поморцы первоначально выступали за полное безбрачие, федосеевцы принимали староженов в своё согласие без развода), об отношении к продуктам питания, покупаемым у «инославных» или иноверцев (поморцы считали возможным покупать такие продукты по необходимости, федосеевцы считали их осквернёнными и не покупали), и т. п. В 1737 под угрозой закрытия общежительства выговцы были вынуждены начать поминать в молитвах правящего монарха (т. н. царское богомолье), что стало причиной отделения от них Филипповского согласия (1739). В то же время и федосеевцы, и филипповцы признавали авторитет выговских уставов и сочинений, созданных до разделения согласий. Во 2-й пол. 18 в. эти 3 согласия обособились окончательно. Поморцы, проповедуя своё учение, основали общины в Москве, С.-Петербурге, Архангельске, в Поволжье, на Урале, Алтае, позднее в Прибалтике и др. местностях.
С последней четв. 18 в. развитие П. с. было связано с моск. общиной. Её значит. часть составляло купечество, для которого существенное значение имели вопросы собственности и права её наследования и, следовательно, проблема брака. В нач. 1780-х гг. руководитель моск. Покровской (Монинской) моленной Василий Емельянов (1729–97) обосновал возможность совершения браков без участия священника (совершителем таинства брака является Бог, венчание же священником – не более чем «благолепное украшение») и разработал особый чин благословения брака. Подобные «бессвященнословные» бракосочетания в моск. общине вызвали острую полемику среди поморцев, однако под давлением моск. общины выговские старцы в 1798 дали согласие на такие браки. Практика браков окончательно исключила возможность примирения поморцев с федосеевцами и филипповцами. За П. с. закрепилось назв. «брачных поморцев», или «поморцев-брачников».
С 1830-х гг. политика правительства по отношению к старообрядцам ужесточилась: были закрыты моск. Монинская моленная (1837) и Выговское общежительство (1854–57). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. развитие П. с. было связано с небольшими домашними моленными. К П. с. принадлежали известные купеч. фамилии: Морозовы, Зимины, Кокоревы, Горбуновы. Крупными поморскими деятелями этого времени были Д. В. Батов (1825–1910), Т. А. Худошин (1858–1927), Л. Ф. Пичугин (1859–1912), И. И. Зыков (1837–1913).
Издание манифеста «Об укреплении начал веротерпимости» (1905) и указа «О порядке образования и действия старообрядческих и сектантских общин» (1906) изменило правовое положение старообрядч. общин, в т. ч. поморских. В 1906–07 зарегистрированы 1-я и 2-я моск. общины П. с., а также Зуевская община в с. Зуево Богородского у. Московской губ. (ныне г. Орехово-Зуево). 2-я моск. община стала гл. духовным центром П. с.: она первой построила собств. храм в честь Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке (арх. И. Е. Бондаренко, 1905–08), инициировала проведение двух Всерос. соборов поморцев, приемлющих брак (Москва, 1909 и 1912), решения которых являются основополагающими для П. с. и ныне. После 1909 образовались 3 поморских книгоиздательства: в Москве, Саратове и в Сев.-Зап. крае. В авг. 1917 основан «Вестник Всероссийского союза христиан поморского согласия», издававшийся 2-й моск. общиной.
В 1920-е гг. сохранялась высокая активность поморских общин, практически повсеместно проходили соборные заседания, рассматривавшие вопросы уставного, вероучительного и организац. характера. С началом проведения активной атеистич. политики в СССР в 1930 был закрыт моск. храм в Токмаковом переулке, подверглись гонениям большинство наставников П. с. В более благоприятной ситуации оказались общины П. с. в Прибалтике. С 1927 в Даугавпилсе, затем в Риге выходил ежегодный поморский «Церковный календарь». В 1927–33 в Латвии под ред. И. Н. Заволоко издавался ж. «Родная старина», публиковались учебники по Закону Божию и по церковной истории.
В сов. годы, после присоединения ряда крупных федосеевских общин Ленинграда, Псковской, Новгородской областей и Поволжья, П. с. стало самым многочисл. беспоповским согласием и остаётся таковым поныне. В 1989 создан Рос. совет Древлеправославной поморской церкви (РС ДПЦ). В его ведении находятся поморцы России, Украины, часть поморцев Белоруссии, Молдавии, Казахстана и Киргизии. В 1993 возвращён моск. храм в Токмаковом переулке. Восстановлена соборная жизнь П. с.: в С.-Петербурге прошли 3-й (2006), Юбилейный (2009) и 4-й (2012) Всерос. соборы ДПЦ. Ежегодно издаётся календарь ДПЦ, 2 раза в год – Извещение РС ДПЦ.