Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОМО́РСКОЕ СОГЛА́СИЕ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 107-108

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Юхименко

ПОМО́РСКОЕ СОГЛА́СИЕ, в ста­ро­об­ряд­че­ст­ве од­но из круп­ней­ших на­прав­ле­ний внут­ри те­че­ния бес­по­пов­цев с кон. 17 в. Назв. по­лу­чи­ло по сво­ему ме­сто­по­ло­же­нию в По­мо­рье, где на­хо­дил­ся пер­вый и глав­ный (вплоть до сер. 19 в.) центр со­гла­сия – Вы­гов­ская пус­тынь (Вы­го-Лек­син­ское об­ще­жи­тель­ст­во).

П. с. офор­ми­лось ра­нее др. бес­по­пов­ских со­гла­сий и вы­ра­бо­та­ло осн. прин­ци­пы бес­по­пов­ст­ва. С П. с. свя­за­ны так­же осн. цер­ков­но-куль­тур­ные дос­ти­же­ния ста­ро­об­ряд­че­ст­ва: глу­бо­кое изу­че­ние др.-рус. на­сле­дия и со­би­ра­ние цер­ков­но-ар­хео­ло­гич. сви­де­тельств в поль­зу ста­рых об­ря­дов, в ре­зуль­та­те че­го бы­ли соз­да­ны «От­ве­ты дья­ко­но­вы» (1719) и «По­мор­ские от­ве­ты» (1723); мас­со­вое пе­ре­писывание книг, соз­да­ние собств. ли­те­ра­тур­ной и ико­но­пис­ной школ.

Раз­ви­тие П. с. про­хо­ди­ло в ост­рой по­ле­ми­ке с др. бес­по­пов­ски­ми со­гла­сия­ми, пре­ж­де все­го с Фе­до­се­ев­ским со­гла­си­ем, по во­про­сам о над­пи­си (т. н. тит­ле) на таб­лич­ке над го­ло­вой Ии­су­са Хри­ста при рас­пя­тии (по­мор­цы за­щи­ща­ли фор­му­ли­ров­ку «Царь Сла­вы Исус Хри­стос Сын Бо­жий», фе­до­се­ев­цы – «INЦI» – «Исус На­за­ря­нин Царь Иу­дей­ский»), об от­но­ше­нии к всту­пив­шим в брак в «ни­ко­ни­ан­ской» Церк­ви и пе­ре­шед­шим к ста­ро­об­ряд­цам – т. н. ста­ро­же­нам (по­мор­цы пер­во­на­чаль­но вы­сту­па­ли за пол­ное без­бра­чие, фе­до­се­ев­цы при­ни­ма­ли ста­ро­же­нов в своё со­гла­сие без раз­во­да), об от­но­ше­нии к про­дук­там пи­та­ния, по­ку­пае­мым у «ино­слав­ных» или ино­вер­цев (по­мор­цы счи­та­ли воз­мож­ным по­ку­пать та­кие про­дук­ты по не­об­хо­ди­мо­сти, фе­до­се­ев­цы счи­та­ли их ос­к­вер­нён­ны­ми и не по­ку­па­ли), и т. п. В 1737 под уг­ро­зой за­кры­тия об­ще­жи­тель­ст­ва вы­гов­цы бы­ли вы­ну­ж­де­ны на­чать по­ми­нать в мо­лит­вах пра­вя­ще­го мо­нар­ха (т. н. цар­ское бо­го­мо­лье), что ста­ло при­чи­ной от­де­ле­ния от них Фи­лип­пов­ско­го со­гла­сия (1739). В то же вре­мя и фе­до­се­ев­цы, и фи­лип­пов­цы при­зна­ва­ли ав­то­ри­тет вы­гов­ских ус­та­вов и со­чи­не­ний, соз­дан­ных до раз­де­ле­ния со­гла­сий. Во 2-й пол. 18 в. эти 3 со­гла­сия обо­со­би­лись окон­ча­тель­но. По­мор­цы, про­по­ве­дуя своё уче­ние, ос­но­ва­ли об­щи­ны в Мо­ск­ве, С.-Пе­тер­бур­ге, Ар­хан­гель­ске, в По­вол­жье, на Ура­ле, Ал­тае, позд­нее в При­бал­ти­ке и др. ме­ст­но­стях.

С по­след­ней четв. 18 в. раз­ви­тие П. с. бы­ло свя­за­но с моск. об­щи­ной. Её зна­чит. часть со­став­ля­ло ку­пе­че­ст­во, для ко­то­ро­го су­ще­ст­вен­ное зна­че­ние име­ли во­про­сы соб­ст­вен­но­сти и пра­ва её на­сле­до­ва­ния и, сле­до­ва­тель­но, про­бле­ма бра­ка. В нач. 1780-х гг. ру­ко­во­ди­тель моск. По­кров­ской (Мо­нин­ской) мо­лен­ной Ва­си­лий Емель­я­нов (1729–97) обос­но­вал воз­мож­ность со­вер­ше­ния бра­ков без уча­стия свя­щен­ни­ка (со­вер­ши­те­лем та­ин­ст­ва бра­ка яв­ля­ет­ся Бог, вен­ча­ние же свя­щен­ни­ком – не бо­лее чем «бла­го­леп­ное ук­ра­ше­ние») и раз­ра­бо­тал осо­бый чин бла­го­сло­ве­ния бра­ка. По­доб­ные «бес­свя­щен­но­слов­ные» бра­ко­со­че­та­ния в моск. об­щи­не вы­зва­ли ост­рую по­ле­ми­ку сре­ди по­мор­цев, од­на­ко под дав­ле­ни­ем моск. об­щи­ны вы­гов­ские стар­цы в 1798 да­ли со­гла­сие на та­кие бра­ки. Прак­ти­ка бра­ков окон­ча­тель­но ис­клю­чи­ла воз­мож­ность при­ми­ре­ния по­мор­цев с фе­до­се­ев­ца­ми и фи­лип­пов­ца­ми. За П. с. за­кре­пи­лось назв. «брач­ных по­мор­цев», или «по­мор­цев-брач­ни­ков».

Поморское согласие. Староверы-поморцы. Фото М. П. Дмитриева. Кон. 19 – нач. 20 вв.

С 1830-х гг. по­ли­ти­ка пра­ви­тель­ст­ва по от­но­ше­нию к ста­ро­об­ряд­цам уже­сто­чи­лась: бы­ли за­кры­ты моск. Мо­нин­ская мо­лен­ная (1837) и Вы­гов­ское об­ще­жи­тель­ст­во (1854–57). Во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. раз­ви­тие П. с. бы­ло свя­за­но с не­боль­ши­ми до­маш­ни­ми мо­лен­ны­ми. К П. с. при­над­ле­жа­ли из­вест­ные ку­печ. фа­ми­лии: Мо­ро­зо­вы, Зи­ми­ны, Ко­ко­ре­вы, Гор­бу­но­вы. Круп­ны­ми по­мор­ски­ми дея­те­ля­ми это­го вре­ме­ни бы­ли Д. В. Ба­тов (1825–1910), Т. А. Ху­до­шин (1858–1927), Л. Ф. Пи­чу­гин (1859–1912), И. И. Зы­ков (1837–1913).

Храм в честь Воскресения Христова и Покрова Богородицы в Токмаковом переулке. Москва. Фото А. И. Нагаева

Из­да­ние ма­ни­фе­ста «Об ук­ре­п­ле­нии на­чал ве­ро­тер­пи­мо­сти» (1905) и ука­за «О по­ряд­ке об­ра­зо­ва­ния и дей­ст­вия ста­ро­об­ряд­че­ских и сек­тант­ских об­щин» (1906) из­ме­ни­ло пра­во­вое по­ло­же­ние ста­ро­об­рядч. об­щин, в т. ч. по­мор­ских. В 1906–07 за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­ны 1-я и 2-я моск. об­щи­ны П. с., а так­же Зу­ев­ская об­щи­на в с. Зуе­во Бо­го­род­ско­го у. Мо­с­ков­ской губ. (ны­не г. Оре­хо­во-Зуе­во). 2-я моск. об­щи­на ста­ла гл. ду­хов­ным цен­тром П. с.: она пер­вой по­строи­ла собств. храм в честь Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва и По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы в Ток­ма­ко­вом пе­ре­ул­ке (арх. И. Е. Бон­да­рен­ко, 1905–08), ини­ции­ро­ва­ла про­ве­де­ние двух Все­рос. со­бо­ров по­мор­цев, при­ем­лю­щих брак (Мо­ск­ва, 1909 и 1912), ре­ше­ния ко­то­рых яв­ля­ют­ся осно­во­по­ла­гаю­щи­ми для П. с. и ны­не. По­сле 1909 об­ра­зо­ва­лись 3 по­мор­ских кни­го­из­да­тель­ст­ва: в Мо­ск­ве, Са­ра­то­ве и в Сев.-Зап. крае. В авг. 1917 ос­но­ван «Вест­ник Все­рос­сий­ско­го сою­за хри­сти­ан по­мор­ско­го со­гла­сия», из­да­вав­ший­ся 2-й моск. об­щи­ной.

В 1920-е гг. со­хра­ня­лась вы­со­кая ак­тив­ность по­мор­ских об­щин, прак­ти­че­ски по­все­ме­ст­но про­хо­ди­ли со­бор­ные за­се­да­ния, рас­смат­ри­вав­шие во­про­сы ус­тав­но­го, ве­ро­учи­тель­но­го и ор­га­ни­зац. ха­рак­те­ра. С на­ча­лом про­ве­де­ния ак­тив­ной атеи­стич. по­ли­ти­ки в СССР в 1930 был за­крыт моск. храм в Ток­ма­ко­вом пе­ре­ул­ке, под­верг­лись го­не­ни­ям боль­шин­ст­во на­став­ни­ков П. с. В бо­лее бла­го­при­ят­ной си­туа­ции ока­за­лись об­щи­ны П. с. в При­бал­ти­ке. С 1927 в Дау­гав­пил­се, за­тем в Ри­ге вы­хо­дил еже­год­ный по­мор­ский «Цер­ков­ный ка­лен­дарь». В 1927–33 в Лат­вии под ред. И. Н. За­во­ло­ко из­да­вал­ся ж. «Род­ная ста­ри­на», пуб­ли­ко­ва­лись учеб­ни­ки по За­ко­ну Бо­жию и по цер­ков­ной ис­то­рии.

В сов. го­ды, по­сле при­сое­ди­не­ния ря­да круп­ных фе­до­се­ев­ских об­щин Ле­нин­гра­да, Псков­ской, Нов­го­род­ской об­лас­тей и По­вол­жья, П. с. ста­ло са­мым мно­го­числ. бес­по­пов­ским со­гла­си­ем и ос­та­ёт­ся та­ко­вым по­ны­не. В 1989 соз­дан Рос. со­вет Древ­ле­пра­во­слав­ной по­мор­ской церк­ви (РС ДПЦ). В его ве­де­нии на­хо­дят­ся по­мор­цы Рос­сии, Ук­раи­ны, часть по­мор­цев Бе­ло­рус­сии, Мол­да­вии, Ка­зах­ста­на и Кир­ги­зии. В 1993 воз­вра­щён моск. храм в Ток­ма­ко­вом пе­ре­ул­ке. Вос­ста­нов­ле­на со­бор­ная жизнь П. с.: в С.-Пе­тер­бур­ге про­шли 3-й (2006), Юби­лей­ный (2009) и 4-й (2012) Все­рос. со­бо­ры ДПЦ. Еже­год­но из­да­ёт­ся ка­лен­дарь ДПЦ, 2 раза в год – Из­ве­ще­ние РС ДПЦ.

Лит.: Смир­нов П. С. Внут­рен­ние во­про­сы в рас­ко­ле в XVII в. СПб., 1898; он же. Из ис­то­рии рас­ко­ла 1-й по­ло­ви­ны XVIII в. СПб., 1908; он же. Спо­ры и раз­де­ле­ния в рус­ском рас­ко­ле в 1-й чет­вер­ти XVIII в. СПб., 1909; Юхи­мен­ко Е. М. Вы­гов­ская ста­ро­об­ряд­че­ская пус­тынь: Ду­хов­ная жизнь и ли­те­ра­ту­ра. М., 2002. Т. 1–2; она же. По­мор­ское ста­ро­ве­рие в Мо­ск­ве и храм в Ток­ма­ко­вом пе­ре­ул­ке. М., 2008; Маль­цев А. И. Ста­ро­об­ряд­че­ские бес­по­пов­ские со­гла­сия в XVIII – на­ча­ле XIX в. Но­во­сиб., 2006.

Вернуться к началу