ИОАКИ́М
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИОАКИ́М [Иван (Большой) Петрович Савёлов] [6(16).1.1620, по др. данным, 6(16).1.1621, Можайский у. – 17(27).3.1690, Москва], патриарх Московский и всея Руси (1674–90), духовный писатель, проповедник.
Из дворян Савёлковых-Савёловых. Обучался в Киеве. Принял монашеский постриг в межигорском Преображенском мон. под Киевом (1655). Имел поддержку боярина А. С. Матвеева. В 1657 переведён патриархом Никоном в Иверский Валдайский мон.; по ходатайству боярина Ф. М. Ртищева – в моск. Андреевский мон., затем келарем в Новоспасский мон. С 1664 архимандрит Чудова мон. в Московском Кремле. С 1672 митрополит Новгородский. Выступал против возвращения патриарха Никона из ссылки. В 1674 поставлен на патриаршую кафедру.
На церковном соборе 1675 добился принятия постановления об упразднении Монастырского приказа, выступал за неподсудность духовенства светской власти; установил ведение духовных судебных дел только духовными лицами, общую норму церковных даней и пошлин для всех епархий (1675, 1687). Добивался ограничения самостоятельности светских чиновников архиерейских домов, считал необходимым подчинять их духовным лицам в ключевых вопросах церковной жизни. Отстаивал целостность церковного землевладения: добился получения земельных наделов храмами, ранее их не имевшими (1681). Выступал против превышения своих прав епископами, ввёл единообразие в одежде для духовных лиц и усилил надзор за их поведением. Принял ряд решений для улучшения положения нищих: для их содержания установил сбор с епархий (1687). Одним из первых подписал указ об отмене местничества (1682), публично сжёг разрядные книги. Неоднократно ходатайствовал перед царём за опальных бояр. Выступил против реформы царя Фёдора Алексеевича, предполагавшей значит. увеличение числа архиерейских кафедр, рассматривая её как покушение на церковную власть. В 1682 венчал на царство царей Ивана V Алексеевича и Петра I. Поддержал Петра в его борьбе с правительницей Софьей Алексеевной. Во время Стрелецкого восстания 1682 уговаривал мятежников смириться и выступил посредником, пытаясь примирить их с царём. Ратовал за вхождение православных болгар, сербов и молдаван под юрисдикцию патриарха Московского. Способствовал подчинению Киевской митрополии Московскому патриархату (1685). Учредил Великоустюжскую, Холмогорскую, Тамбовскую, Воронежскую епархии. Был непримиримым противником иностр. влияния на рус. общество. По настоянию И. из Москвы были высланы иезуиты (1690). Выступал против занятия иностранцами командных постов в армии. Отрицательно относился к Симеону Полоцкому и Сильвестру (Медведеву), добившись соборного осуждения последнего. На созванном И. в 1690 соборе была осуждена «хлебопоклонническая ересь», что положило конец спорам о времени преложения Святых Даров. Поддерживал сторонников «греческого» направления в культуре и просвещении, в т. ч. Епифания Славинецкого, под руководством которого была произведена ревизия всех духовных книг, напечатанных в Малороссии, и в них найдены лат. «уклонения» от православия. Покровительствовал братьям Лихудам. И. продолжил борьбу с расколом: издавал антираскольнические сочинения, в 1682 участвовал в публичных «прениях о вере» в Грановитой палате Московского Кремля; на соборе 1682 одобрил систему преследований старообрядцев, рассылая в крупные центры раскола особых увещателей и издав полемическое «Возглашение увещательное всему российскому народу» о сохранении неповреждённости обрядов Рус. церкви; осуществлял критич. проверку богослужебно-обрядовой практики и очистку её от привнесённых наслоений. Инициировал серьёзную редактуру текста Служебника (изд. 1676 и 1684).
И. – автор полемич. сочинений против старообрядцев: «Извещение чудесе о сложении триех первых перстов в знамение креста на челе» (1677), «Слово на суздальского рождественского попа Никиту Пустосвята» (1682) и др., а также ряда поучений. При И. в Москве основана Типографская школа (1681), в 1687 открыта Эллино-греч. академия (с 1775 – Славяно-греко-латинская академия). Погребён в Успенском соборе Московского Кремля.