Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИОАКИ́М

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 505

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Никулин

ИОАКИ́М [Иван (Боль­шой) Пет­ро­вич Са­вё­лов] [6(16).1.1620, по др. дан­ным, 6(16).1.1621, Мо­жай­ский у. – 17(27).3.1690, Мо­ск­ва], пат­ри­арх Мо­с­ков­ский и всея Ру­си (1674–90), ду­хов­ный пи­са­тель, про­по­вед­ник.

Из дво­рян Са­вёл­ко­вых-Са­вё­ло­вых. Обу­чал­ся в Кие­ве. При­нял мо­на­ше­ский по­стриг в ме­жи­гор­ском Пре­об­ра­жен­ском мон. под Кие­вом (1655). Имел под­держ­ку боя­ри­на А. С. Ма­т­вее­ва. В 1657 пе­ре­ве­дён пат­ри­ар­хом Ни­ко­ном в Ивер­ский Вал­дай­ский мон.; по хо­да­тай­ст­ву боя­ри­на Ф. М. Рти­ще­ва – в моск. Ан­д­ре­ев­ский мон., за­тем ке­ла­рем в Но­во­спас­ский мон. С 1664 ар­хи­ман­д­рит Чу­до­ва мон. в Мос­ков­ском Крем­ле. С 1672 ми­тро­по­лит Нов­го­род­ский. Вы­сту­пал про­тив воз­вра­ще­ния пат­ри­ар­ха Ни­ко­на из ссыл­ки. В 1674 по­став­лен на пат­ри­ар­шую ка­фед­ру.

Архив БРЭ «Патриарх Московский Иоаким». Художник Карп Золотарёв. 1678. Тобольский историко-архитектурный музей-заповедник.

На цер­ков­ном со­бо­ре 1675 до­бил­ся при­ня­тия по­ста­нов­ле­ния об уп­разд­не­нии Мо­на­стыр­ско­го при­ка­за, вы­сту­пал за не­под­суд­ность ду­хо­вен­ст­ва свет­ской вла­сти; ус­та­но­вил ве­де­ние ду­хов­ных су­деб­ных дел толь­ко ду­хов­ны­ми ли­ца­ми, об­щую нор­му цер­ков­ных да­ней и по­шлин для всех епар­хий (1675, 1687). До­би­вал­ся ог­ра­ни­че­ния са­мо­стоя­тель­но­сти свет­ских чи­нов­ни­ков ар­хие­рей­ских до­мов, счи­тал не­об­хо­ди­мым под­чи­нять их ду­хов­ным ли­цам в клю­че­вых во­про­сах цер­ков­ной жиз­ни. От­стаи­вал це­ло­ст­ность цер­ков­но­го зем­ле­вла­де­ния: до­бил­ся по­лу­че­ния зе­мель­ных на­де­лов хра­ма­ми, ра­нее их не имев­ши­ми (1681). Вы­сту­пал про­тив пре­вы­ше­ния сво­их прав епи­ско­па­ми, ввёл еди­но­об­ра­зие в оде­ж­де для ду­хов­ных лиц и уси­лил над­зор за их по­ве­де­ни­ем. При­нял ряд ре­ше­ний для улуч­ше­ния по­ло­же­ния ни­щих: для их со­дер­жа­ния ус­та­но­вил сбор с епар­хий (1687). Од­ним из пер­вых под­пи­сал указ об от­ме­не ме­ст­ни­че­ст­ва (1682), пуб­лич­но сжёг раз­ряд­ные кни­ги. Не­од­но­крат­но хо­да­тай­ст­во­вал пе­ред ца­рём за опаль­ных бо­яр. Вы­сту­пил про­тив ре­фор­мы ца­ря Фё­до­ра Алек­сее­ви­ча, пред­по­ла­гав­шей зна­чит. уве­ли­че­ние чис­ла ар­хие­рей­ских ка­федр, рас­смат­ри­вая её как по­ку­ше­ние на цер­ков­ную власть. В 1682 вен­чал на цар­ст­во ца­рей Ива­на V Алек­се­е­ви­ча и Пет­ра I. Под­дер­жал Пет­ра в его борь­бе с пра­ви­тель­ницей Со­фьей Алек­се­ев­ной. Во вре­мя Стре­лец­ко­го вос­ста­ния 1682 уго­ва­ри­вал мя­теж­ни­ков сми­рить­ся и вы­сту­пил по­сред­ни­ком, пы­та­ясь при­ми­рить их с ца­рём. Ра­то­вал за вхо­ж­де­ние пра­во­слав­ных бол­гар, сер­бов и мол­да­ван под юрис­дик­цию пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го. Спо­соб­ст­во­вал под­чи­не­нию Ки­ев­ской ми­тро­по­лии Мо­с­ков­ско­му пат­ри­ар­ха­ту (1685). Уч­ре­дил Ве­ли­ко­ус­тюж­скую, Хол­мо­гор­скую, Там­бов­скую, Во­ро­неж­скую епар­хии. Был не­при­ми­ри­мым про­тив­ни­ком иностр. влия­ния на рус. об­ще­ст­во. По на­стоя­нию И. из Мо­ск­вы бы­ли вы­сла­ны ие­зуи­ты (1690). Вы­сту­пал про­тив за­ня­тия ино­стран­ца­ми ко­манд­ных по­стов в ар­мии. От­ри­ца­тель­но от­но­сил­ся к Си­ме­о­ну По­лоц­ко­му и Силь­ве­ст­ру (Мед­ве­де­ву), до­бив­шись со­бор­но­го осу­ж­де­ния по­след­не­го. На со­зван­ном И. в 1690 со­бо­ре бы­ла осуж­де­на «хле­бо­пок­лон­ни­че­ская ересь», что по­ло­жи­ло ко­нец спо­рам о вре­ме­ни пре­ло­же­ния Свя­тых Да­ров. Под­дер­жи­вал сто­рон­ни­ков «гре­че­ско­го» на­прав­ле­ния в куль­ту­ре и про­све­ще­нии, в т. ч. Епи­фа­ния Сла­ви­нец­ко­го, под ру­ко­во­дством ко­то­ро­го бы­ла про­из­ве­де­на ре­ви­зия всех ду­хов­ных книг, на­пе­ча­тан­ных в Ма­ло­рос­сии, и в них най­де­ны лат. «ук­ло­не­ния» от пра­во­сла­вия. По­кро­ви­тель­ст­во­вал брать­ям Ли­ху­дам. И. про­дол­жил борь­бу с рас­ко­лом: из­давал ан­ти­рас­коль­ни­че­ские со­чи­не­ния, в 1682 уча­ст­во­вал в пуб­лич­ных «пре­ни­ях о ве­ре» в Гра­но­ви­той па­ла­те Мо­с­ков­ско­го Крем­ля; на со­бо­ре 1682 одоб­рил сис­те­му пре­сле­до­ва­ний ста­ро­об­ряд­цев, рас­сы­лая в круп­ные цен­тры рас­ко­ла осо­бых уве­ща­те­лей и из­дав по­ле­ми­че­ское «Воз­гла­ше­ние уве­ща­тель­ное все­му рос­сий­ско­му на­ро­ду» о со­хра­не­нии не­по­вре­ж­дён­но­сти об­ря­дов Рус. церк­ви; осу­ще­ст­в­лял кри­тич. про­вер­ку бо­гослу­жеб­но-об­ря­до­вой прак­ти­ки и очи­ст­ку её от прив­не­сён­ных на­слое­ний. Ини­ции­ро­вал серь­ёз­ную ре­дак­ту­ру тек­ста Слу­жеб­ни­ка (изд. 1676 и 1684).

И. – ав­тор по­ле­мич. со­чи­не­ний про­тив ста­ро­об­ряд­цев: «Из­ве­ще­ние чу­де­се о сло­же­нии три­ех пер­вых пер­стов в зна­ме­ние кре­ста на че­ле» (1677), «Сло­во на суз­даль­ско­го ро­ж­де­ст­вен­ско­го по­па Ни­ки­ту Пус­то­свя­та» (1682) и др., а так­же ря­да по­уче­ний. При И. в Мо­ск­ве ос­но­ва­на Ти­по­граф­ская шко­ла (1681), в 1687 от­кры­та Эл­ли­но-греч. ака­де­мия (с 1775 – Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ская ака­де­мия). По­гре­бён в Ус­пен­ском со­бо­ре Мо­с­ков­ско­го Крем­ля.

Лит.: Апол­лос (Алек­се­ев­ский). Мо­с­ков­ские пат­ри­ар­хи. М., 1848; Смир­нов П. А. Ио­а­ким, пат­ри­арх Мо­с­ков­ский. М., 1881; Бар­су­ков А. П. Все­рос­сий­ский пат­ри­арх Ио­а­ким Са­ве­лов. СПб., 1891.

Вернуться к началу