ГОЛИ́ЦЫН ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОЛИ́ЦЫН Василий Васильевич [1643 – 21.4(2.5).1714, Пинежский Волок, по др. данным, Куройский посад Волокопинежской вол. Пинежского у. Архангелогородской губ.], князь, рус. воен. и гос. деятель, боярин (1676). Из рода Голицыных. Получил блестящее домашнее образование, владел польск. и лат. языками. Начал службу стольником, в 1658 исполнял должность чашника, в 1666 – государева возницы. В кон. 1675 командовал полком на Украине для охраны городов от возможного нападения тур. армии. Участник рус.-тур. войны 1676–1681: в 1676 получил поч. дипломатич. титул наместника черниговского и отправлен на Украину как личный представитель царя Фёдора Алексеевича при рус. войске, до 1677 находился с полком в Путивле и близлежащих городах. Судья Пушкарского (1676–77), Владимирского судного (1677–80) приказов. После сдачи в плен гетмана Правобережной Украины П. Д. Дорошенко Г. пожалована гетманская булава. Во время Чигиринских походов в 1677 двинулся на помощь силам кн. Г. Г. Ромодановского, но был отозван под влиянием родственников, опасавшихся проигрыша местнического спора. В 1679–80 вновь воевода в Севске и Путивле.
В 1681 Г. был назначен главой консультативной сословной комиссии (Ответной палаты), занимался подготовкой проекта намечавшихся, но не осуществлённых до конца реформ. Донесения голл. резидента И. фан Келлера и швед. комиссара Г. фон Кохена позволяют установить, что предполагались сокращение числа офицеров в армии (заслуженным офицерам полагались пенсии), выдача твёрдо фиксированного жалованья приказным людям (что позволило бы преодолеть коррупцию), меры по усилению местного самоуправления и регламентации торговли иностр. купцов в России, а также дополнение Соборного уложения 1649. Вопреки распространённому в историографии мнению, в отмене местничества роль Г. была чисто номинальной.
После гибели думного дьяка Л. И. Иванова во время стрелецкого восстания 1682 Г. возглавил Посольский приказ и подчинённые ему приказы. Будучи дворовым воеводой, обеспечил мобилизацию правительств. сил и командовал войсками, собранными у Троице-Сергиева мон. В период регентства царевны Софьи Алексеевны (1682–89) Г., отчасти благодаря назначению в приказы своих ставленников, отчасти в силу собств. влияния на регентшу сосредоточил в своих руках властные полномочия, фактически став главой правительства. Наряду с Посольским (и подчинёнными приказами) возглавлял Иноземский, Рейтарский и Пушкарский приказы (1682–89). 19(29).10.1682 Софья Алексеевна пожаловала Г. поч. титул «Царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегателя». В 1684 вёл переговоры с дат. послом Г. фон Горном об антишведском союзе, однако вместо его создания подписал со Швецией Московский протокол 1684 в дополнение к Кардисскому миру 1661. Вместе с Б. П. Шереметевым сыграл решающую роль в заключении «Вечного мира» 1686 с Речью Посполитой, фактически означавшего вхождение России в антитурецкую «Священную лигу». Предпринятые в порядке выполнения союзнич. обязательств Крымские походы (1687, 1689), во время которых Г. лично командовал армией, не оправдали возлагавшихся на них ожиданий и ослабили позиции Г. в противостоянии с партией Нарышкиных. В то же время строительство крепостей в Диком поле, предпринятое по инициативе Г., обезопасило и сделало пригодным для земледелия обширные территории на юге страны.
В области внутр. политики Г., по всей видимости, подготовил проект масштабных реформ. Согласно свидетельству француза Ф. де ла Невилля, приезжавшего в Россию в 1689, Г. собирался внести серьёзные изменения в комплектование войска (возможно, отменить институт даточных людей), разрешить рус. дворянам путешествовать за границу, улучшить положение представителей инославных вероисповеданий (прежде всего католиков и протестантов), отменить гос. монополию на содержание кабаков, а также на торговлю рядом продуктов, «освободить крестьян и предоставить им те земли, которые они обрабатывают в пользу царя, при условии уплаты ежегодного налога». Поддерживал репрессивную политику по отношению к старообрядцам.
Во время дворцового переворота 1689, положившего конец регентству Софьи Алексеевны и приведшего к власти родственников Петра I – Нарышкиных, Г. занял выжидательную позицию и с промедлением выполнил приказ Петра I о прибытии в Троице-Сергиев мон. Его вотчины были конфискованы, а сам он лишён боярского чина и вместе с семьёй 9(19).9.1689 отправлен в ссылку на Север, где прожил до конца жизни сначала в Еренском городке (ныне с. Яренск), затем в Мезени и Пинежском уезде.
Г. интересовался зап.-европ. культурой, имел богатую библиотеку. Образ Г.-реформатора, в силу логики придворной борьбы оказавшегося противопоставленным юному царю Петру I, нашёл отражение не только в историографии (В. О. Ключевский), но также в музыке и литературе (опера «Хованщина» M. П. Мусоргского, роман «Пётр Первый» А. Н. Толстого).