КРЫ́МСКИЕ ПОХО́ДЫ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЫ́МСКИЕ ПОХО́ДЫ, походы рус. войск под команд. боярина кн. В. В. Голицына против Крымского ханства в ходе рус.-тур. войны 1686–1700. Согласно статьям «Вечного мира» 1686, Рус. гос-во обязалось разорвать Бахчисарайский мир 1681 с Османской империей, защищать Речь Посполиту от набегов крымских ханов, а также побудить донских казаков совершить в 1687 поход на Крымское ханство. К. п. предприняты для прекращения крымских и тур. набегов на юж. окраины России и Речи Посполитой и защиты торговых путей, а также для отвлечения сил крымских татар от их возможного участия в воен. действиях на Днестре и Пруте.
План первого похода 1687 предусматривал наступление рус. войск в сочетании с действиями донских и укр. казаков. Донские казаки во главе с атаманом Ф. М. Минаевым были посланы для нанесения удара по правому флангу крымских татар, а укр. казаки черниговского полк. Г. И. Самойловича совместно с воеводой Севского полка окольничим Л. Р. Неплюевым направлены в низовье Днепра к тат. крепости Кызы-Кермен (Казы-Кермен). Эти действия вынудили крымского хана Селим-Гирея I сосредоточить все усилия на обороне своих владений, и в результате он не смог оказать помощь тур. войскам, действовавшим против Речи Посполитой, Австрии и Венеции. Рус. войска собирались в нескольких местах: Большой полк (ближний боярин кн. В. В. Голицын, боярин кн. К. О. Щербатов, окольничий В. А. Змеев) – в Ахтырке; Новгородский разряд (боярин А. С. Шеин, окольничий кн. Д. А. Барятинский) – в Сумах; Рязанский разряд (боярин кн. В. Д. Долгоруков, окольничий П. Д. Скуратов) – в Хотмыжске; Севский полк – в Красном Куте. Полковые воеводы выступили из Москвы 22.2(4.3).1687. В начале мая 1687 на р. Мерло сосредоточилось ок. 60 тыс. солдат, стрельцов, копейщиков, рейтар, а также 50 тыс. дворянской конницы и артиллерия. Примерно 67% рус. армии составляли полки нового строя. На р. Самара к ней присоединились укр. казаки (до 50 тыс.) под команд. гетмана Левобережной Украины И. С. Самойловича. 13(23).6.1687 рус. войско, пройдя за 6 нед всего 300 км, расположилось лагерем в урочище Большой Луг. На следующий день рус. армия начала движение в сторону крепости Ор (Перекоп). Узнав о приближении русских, татары сожгли траву на значит. территории, лишив рус. войско подножного корма для лошадей. 14–15(24–25) июня войско продвинулось менее чем на 13 км, испытывая большие трудности из-за отсутствия воды и фуража. Голицын созвал воен. совет у р. Карачакрак, на котором было решено вернуться в Рус. гос-во. 12(22) июля к Голицыну на р. Орель прибыл думный дьяк Ф. Л. Шакловитый с предложениями царевны Софьи Алексеевны продолжать воен. действия, а в случае невозможности – построить крепости на pеках Самара и Орель и оставить там гарнизоны и снаряжение для защиты Левобережной Украины от набегов крымских татар [летом 1688 построена крепость Новобогородицкая (ныне на территории пос. Шевченко Днепропетровской обл. Украины), где находился русско-казацкий гарнизон и было сосредоточено св. 5,7 тыс. т продовольствия]. Во время возвращения из 1-го К. п. И. С. Мазепа и В. Л. Кочубей составили ложный донос на гетмана И. С. Самойловича, в котором помимо прочего обвинил гетмана в том, что он являлся противником рус.-польск. союза, ошибочно советовал выступить в поход весной, инициировал поджог степи. 22–25.7 (1–4.8).1687 на т. н. Коломакской раде И. С. Самойлович был низложен, а новым гетманом избран Мазепа. 14(24).8.1687 рус. войско вернулось на берег р. Мерло, где и было распущено по домам. Правительство царевны Софьи Алексеевны, несмотря на очевидную неудачу предприятия, признало поход успешным и наградило его участников.
Софья Алексеевна 18(28).9.1688 объявила о необходимости нового крымского похода. Рус. командование учло уроки первого похода и планировало начать второй ранней весной, чтобы конница в степи была обеспечена подножным кормом. В то же время в 1689 осложнилось внешнеполитич. положение Рус. гос-ва, т. к. вопреки условиям «Вечного мира» 1686 Речь Посполита начала мирные переговоры с Османской империей. Для выступления во второй поход 1689 рус. войска вновь собирались в разных местах: Большой полк (Голицын, стольник кн. Я. Ф. Долгоруков, Змеев) – в Сумах; Новгородский разряд (Шеин, стольник кн. Ф. Ю. Барятинский) – в Рыльске; Рязанский разряд (В. Д. Долгоруков, думный дворянин А. И. Хитрово) – в Обояни; Севский полк (Л. Р. Неплюев) – в Межеречах; Казанский полк (боярин Б. П. Шереметев), включая особый полк Низовых дворян (окольничий И. Ю. Леонтьев, стольник Дмитриев-Мамонов), – в Чугуеве. 15–18(25–28) апр. войска (ок. 112 тыс. чел.) соединились на р. Орель, артиллерия насчитывала до 350 орудий. На р. Самара 20(30) апр. к войску присоединился отряд казаков (ок. 40 тыс. чел.) гетмана Левобережной Украины И. С. Мазепы. Рус. армия продвигалась на юг тем же походным порядком, что и в 1687. Для отражения наступления рус. армии Селим-Гирей I собрал войско, насчитывавшее до 160 тыс. чел. 13(23) мая на рус. лагерь, расположившийся на р. Коирка, напал тат. отряд (10 тыс. чел.). На следующий день осн. силы татар атаковали армию Голицына у урочища Чёрная Долина, но, понеся большие потери от огня рус. артиллерии, отступили. Отбив атаки тат. конницы, рус. войско двинулось в направлении р. Каланчак и 20(30) мая подошло к Перекопу. Гл. силы татар окружили рус. армию, но их атаки вновь были отражены преим. арт. огнём. Голицын вступил в переговоры с представителями хана, требуя вернуть всех захваченных при крымских набегах рус. пленников, прекратить набеги, отказаться от дани, не нападать на Речь Посполиту и не помогать Османской империи. 22 мая (1 июня) требование было отвергнуто ханом. Мощь перекопских укреплений и тот факт, что рус. войско было ослаблено болезнями и безводьем, заставили Голицына отступить, бросив часть орудий. Преследуемые тат. конницей рус. полки 29 мая (8 июня) достигли юж. рубежей Рус. гос-ва. 19(29) июня войско было распущено. Правительство Софьи Алексеевны торжественно встретило Голицына в Москве.
Несмотря на безрезультатность К. п., Рус. гос-во внесло значит. вклад в борьбу с тур. агрессией в Европе. Оно отвлекло на себя осн. силы крымских татар, и Османская империя лишилась поддержки многочисл. крымской конницы. Однако К. п. не решили задач защиты юж. границ Рус. гос-ва и ликвидации очага возможной агрессии в Крыму. Осн. причинами неудач К. п. стали: незавершённость воен. реформ сер. 17 в. в Рус. гос-ве; существование, наряду с полками нового строя, устаревшего дворянского поместного войска и отрядов стрельцов, отличавшихся слабой дисциплиной; недостаточный опыт В. В. Голицына как командующего армией; рассредоточенность управления армией между разл. гос. учреждениями и др. Уроки К. п. были учтены царём Петром I в Азовских походах 1695–96.