Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАРДИ́ССКИЙ МИР 1661

КАРДИ́ССКИЙ МИР 1661, мир­ный до­го­вор ме­ж­ду Рус. гос-вом и Шве­ци­ей, за­вер­шив­ший рус.-швед. вой­ну 1656–58. За­клю­чён 21 ию­ня (1 ию­ля) на мы­зе Кар­дис (Кяр­ди), в сев. час­ти Дерпт­ско­го окр. Эс­т­лян­дии (ны­не пос. Кяр­ди, близ г. Йы­ге­ва, Эс­то­ния). Ему пред­ше­ст­во­ва­ло Ва­лие­сар­ское пе­ре­ми­рие 1658, по­сле под­пи­са­ния ко­то­ро­го ве­лись рус.-швед. пе­ре­го­во­ры о за­клю­че­нии мир­но­го до­го­во­ра. Они за­кон­чи­лись не­уда­чей из-за жё­ст­кой по­зи­ции А. Л. Ор­ди­на-На­що­ки­на, не же­лав­ше­го ид­ти на ус­туп­ки швед. сто­ро­не. Од­на­ко об­стоя­тель­ст­ва из­ме­ни­лись по­сле по­ра­же­ния рус. войск от объ­еди­нён­но­го вой­ска ка­за­ков и крым­ских та­тар в Ко­но­топ­ском сражении 1659 и за­вер­ше­ния Се­вер­ной вой­ны 1655–60 Олив­ским ми­ром 1660. В этих ус­ло­ви­ях для Рус. гос-ва ста­ло не­воз­мож­ным про­дол­жать вой­ну с Ре­чью По­спо­ли­той (ве­лась в 1654–67) без за­клю­че­ния ми­ра со Шве­ци­ей, ко­то­рая мог­ла бы вы­сту­пить на сто­ро­не Ре­чи По­спо­ли­той. Для про­дол­же­ния рус.-швед. пе­ре­го­во­ров бы­ли сфор­ми­ро­ва­ны но­вые де­ле­га­ции: в со­став рус­ской во­шли боя­рин кн. И. С. Про­зоров­ский, столь­ник кн. И. П. Ба­ря­тин­ский, столь­ник И. А. Прон­чи­щев, дья­ки Г. С. Дох­ту­ров и Е. Р. Юрь­ев, в со­став швед­ской – гу­бер­на­тор Эс­т­лян­дии ген.-м. Б. Горн, ба­рон Г. Ба­нер и статс-сек­ре­тарь Эс­т­лян­дии А. Вал­вик. Пе­ре­го­во­ры на­ча­лись 1(11).4.1661. По ус­ло­ви­ям К. м. (со­дер­жал 30 ста­тей), объ­яв­лен­но­го «веч­ным ми­ром», Рус. гос-во воз­вра­ща­ло Шве­ции ото­шед­шие к не­му по Ва­лие­сар­ско­му пе­ре­ми­рию го­ро­да Юрь­ев (Дерпт), Ко­кен­гау­зен (Ку­ке­нойс, Кок­не­се), Ма­ри­ен­бург (Алыст), Нов­го­ро­док (Ней­гау­зен), Ад­зель, Сы­ренск (Вас­ки­нар­ва); обя­зы­ва­лось ос­та­вить в этих го­ро­дах за­па­сы ржи (10 тыс. бо­чек) и му­ки (5 тыс. бо­чек). Рус. куп­цы по­лу­чи­ли пра­во дер­жать тор­го­вые дво­ры в Сток­голь­ме, Ри­ге, Ре­ве­ле, Нар­ве и др. го­ро­дах, швед­ские – в Мо­ск­ве, Нов­го­ро­де, Пско­ве и др. Куп­цы обе­их стран мог­ли сво­бод­но от­прав­лять свои ре­лиг. об­ря­ды и бо­го­слу­же­ния, при этом им не раз­ре­ша­лось стро­ить церк­ви. Ди­пло­ма­ты и гон­цы стран, со­юз­ных Шве­ции и Рус. гос-ву, мог­ли про­ез­жать по их тер­ри­то­рии при ус­ло­вии сле­до­ва­ния в дру­же­ст­вен­ные Рус. гос-ву и Шве­ции стра­ны. Пе­ре­беж­чи­ки с обе­их сто­рон долж­ны бы­ли быть вы­да­ны. Для раз­ре­ше­ния по­гра­нич­ных спо­ров соз­да­ва­лись тре­тей­ские су­ды. Вос­ста­нав­ли­ва­лась рус.-швед. гра­ни­ца, оп­ре­де­лён­ная Стол­бов­ским ми­ром 1617 (од­на­ко её фак­тич. раз­ме­же­ва­ние так и не бы­ло за­вер­ше­но к 1700). Шве­ция обя­за­лась не по­мо­гать Ре­чи По­спо­ли­той в хо­де рус.-польск. вой­ны 1654–67.

Од­на из ста­тей К. м. (20-я), пре­ду­смат­ри­вав­шая воз­вра­ще­ние плен­ных шве­дов (за ис­клю­че­ни­ем тех, кто при­нял пра­во­сла­вие), ста­ла пред­ме­том осо­бо­го раз­би­ра­тель­ст­ва уже по­сле за­клю­че­ния до­го­во­ра, т. к. она ока­за­лась не­со­гла­со­ван­ной в рус. и швед. тек­стах. Во­прос о ре­пат­ри­а­ции швед. плен­ных был ре­шён пу­тём соз­да­ния в Мо­ск­ве по­сто­ян­ной швед. во­ен. мис­сии (1662–67). В 1666 был под­пи­сан Плюс­ский до­пол­нит. до­го­вор к К. м. Он со­дер­жал но­вую ре­дак­цию 20-й ста­тьи, уточ­не­ние об­ра­ще­ния к обо­им мо­нар­хам в ти­ту­лах, пе­ре­да­вал раз­бор тор­го­вых спо­ров ор­га­нам гражд. су­до­про­из­вод­ст­ва той сто­ро­ны, где про­ис­хо­ди­ло раз­би­ра­тель­ст­во, ре­ше­ние о не­мед­лен­ной вы­да­че пе­ре­беж­чи­ков и воз­вра­ще­нии рус. сто­ро­не тя­жё­лой ар­тил­ле­рии из Ко­кен­гау­зе­на. К. м. и Плюс­ский до­пол­нит. до­го­вор бы­ли ра­ти­фи­ци­ро­ва­ны обеи­ми сто­ро­на­ми толь­ко в 1683–84. В 1684 под­пи­сан Моск. про­то­кол о до­пол­не­нии и ис­прав­ле­нии К. м. и Плюс­ско­го до­го­во­ра, в ча­ст­но­сти не­точ­но­стей в ти­ту­лах мо­нар­хов, в нём ус­та­нав­ли­ва­лось пра­во сво­бод­но­го от­прав­ле­ния пра­во­слав­но­го бо­го­слу­же­ния в Ижор­ской зем­ле и пе­ре­ход к обес­пе­че­нию ди­пло­ма­тов де­неж­ным до­воль­ст­ви­ем. К. м. со­хра­нял си­лу до на­ча­ла Се­вер­ной вой­ны 1700–21.

Ис­точн.: Полн. собр. за­ко­нов Рос­сий­ской им­пе­рии. Со­б­ра­ние 1-е. СПб., 1830. Т. 1. № 301.

Лит.: Фор­стен Г. В. Внеш­ние сно­ше­ния Шве­ции и Рос­сии во вто­рой по­ло­ви­не XVII в. // Жур­нал Ми­ни­стер­ст­ва на­род­но­го про­све­ще­ния. 1898. № 6; Вайн­штейн О. Л. Эко­но­ми­че­ские пред­по­сыл­ки борь­бы за Бал­тий­ское мо­ре и внеш­няя по­ли­ти­ка Рос­сии в се­ре­ди­не XVII в. // Уч. зап. Ле­нин­град­ско­го го­су­дар­ст­вен­но­го уни­вер­си­те­та им. А. А. Жда­но­ва. Сер. ис­то­ри­че­ских на­ук. 1951. Вып. 18; Ко­ва­лен­ко ГМ. Рус­ско-швед­ские от­но­ше­ния в XVII в. Пет­ро­за­водск, 1982; Коб­за­ре­ва ЕИ. Ди­пло­ма­ти­че­ская борь­ба Рос­сии за вы­ход к Бал­тий­ско­му мо­рю в 1655–1661 гг. М., 1998.

Вернуться к началу