ЗОСИ́МА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗОСИ́МА (не позднее 1455 – не ранее 15.12.1510), рус. церк. деятель, писатель. По некоторым косвенным данным, происходил из Сев.-Вост. Руси. Архим. моск. Симонова мон. (1485–90), увеличил его земельные владения, сохранил налоговые и судебно-адм. льготы для ряда монастырских вотчин, закрепил права собственности на спорные территории, способствовал увеличению пахотных земель и росту числа крестьянских дворов, расширил связи монастыря в придворной и дворцово-приказной среде.
Митр. Московский и всея Руси (26.9.1490–17.5.1494), поставлен поместным собором Рус. православной церкви, причём впервые из настоятелей монастырей, а не из епископов. По мнению Б. А. Успенского, избрание З. происходило по новому, сходному с визант. образцом, чину: собор предложил трёх кандидатов, из которых вел. кн. московский Иван III Васильевич (уподоблявшийся визант. императору) выбрал одного. Позднее (после 1504) Иосиф Волоцкий, личный враг З., тенденциозно объяснял его поставление тем, что еретик протопоп Успенского собора в Москве Алексей повлиял на Ивана III «волхованием», а также ложно обвинял З. в покровительстве моск. кружку еретиков ещё до сент. 1490. З. вёл заседания церковного собора 17.10.1490, рассмотревшего обвинения в еретичестве в адрес ряда москвичей и новгородцев и осудившего их за «хулы» Христа, Богоматери и «поношение» икон. З. скорее формально, в качестве руководителя собора, подписал «Соборный приговор» и «Поучение» против еретиков, основанные на материалах, присланных архиеп. Новгородским Геннадием. Примерно тогда же между З. и Геннадием возник конфликт на формальных основаниях, но, видимо, с политич. подтекстом, вызванным известным недоверием моск. властей к новгородскому владыке. В февр. 1492 З. соборным решением произвёл важные перемены в составе епархий: митрополичьи приходы, гл. обр. приходы новгородской кафедры в Вологде и Вологодском у., были переданы в Пермскую епископию. Уделял немало внимания хозяйств. жизни митрополичьих монастырей (особенно владимирских) и самой кафедры, активно занимался строительством в митрополичьей резиденции в Кремле (в 1493 построены каменные «кельи»).
Автор «Изложения пасхалии» (утверждено на соборе в нояб. 1492). Новая пасхалия была рассчитана на 20 лет (предшествующая доведена до 1491/92, или 7000 от Сотворения мира, когда ожидали конца света и второго пришествия Христа). Одновременно по указанию З. в ряде епархий проводились расчёты, подтвердившие точность сделанных в Москве исчислений. Новая пасхалия объективно опровергала некоторые тезисы еретиков о трактовке конца света. Однако наибольшее значение имела сформулированная в «Изложении пасхалии» теория, уподоблявшая «государя и самодержца всея Руси» Ивана III рим. имп. Константину Великому. Одни рос. учёные (А. А. Зимин, Я. С. Лурье и др.) трактуют её как предшествующую теории «Москва – третий Рим» и акцентируют соответствующие политич. аспекты, другие (прежде всего Н. В. Синицына) – подчёркивают её конфессиональный характер. В теории З. апостольские времена сравнивались с Крещением Руси кн. Владимиром Святославичем, современная же З. эпоха – с временами Константина. З. писал, что «новый Константин», Иван III, «веру утверди», «отгна яко волкы» еретичествующих на православие, а дарованный ему свыше скипетр – «непобедимо оружие на все врагы», в т. ч. «неверных» и «супостатов». З. подчёркивал преемственность по отношению к визант. императорам рус. правителей как распространителей и защитников православной веры и Церкви. Теория З. обозначала пределы (вся территория государства) и самодержавный характер верховной власти монарха в Рус. гос-ве. Его сочинение вошло в корпус текстов, на основе которых формировалась идейно-политич. доктрина Рус. государства.
Покинув митрополичий престол, З. поселился сначала в Симоновом мон., не позднее зимы 1494/95 – в Троице-Сергиевом мон. Мотивы его ухода неясны. Архиеп. Геннадий в офиц. тексте писал о «немощи» З., но уже в своде 1497 сказано, что он ушёл «не по своей воли», т. е. решение об этом было принято Иваном III. Сомнительно, что решающую роль в уходе З. сыграли отд. иерархи или Иосиф Волоцкий, который называл его «злобным волком», «Июдой предателем… иже оскверни святительский великий престол». Эти несправедливые обвинения были вызваны принадлежностью З. к течению нестяжателей в Рус. православной церкви, о чём говорит принадлежавший ему сборник текстов и выписок. В конце дек. 1495 или начале янв. 1496 (в отсутствие Ивана III в Москве) З., вопреки канонич. правилам, причащался в соборе Троице-Сергиева мон. в полном святительском облачении, «став на орлеце», что свидетельствовало о несогласии З. со своей отставкой. Это событие повлекло его дальнейшее перемещение. Не позднее 1508 З. был обвинён в том, что ещё в бытность митрополитом был замечен в «непомерном питии» и «нерадении» о церковных делах, что, возможно, имело некоторые основания. К 1510 он оказался в Спасо-Каменном мон. на Кубенском оз. В дек. 1510 по его поручению в Ферапонтов мон. была дана в качестве поминального вклада рукопись Слов Григория Богослова.