Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕННА́ДИЙ АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ И ПСКОВСКИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 564

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Архимандрит Макарий (Веретенников)

ГЕННА́ДИЙ (Гон­зов или Го­но­зов; в схи­ме – Га­лак­ти­он) (1-я четв. 15 в. – 4.12.1505, Мо­ск­ва), ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский и Псков­ский (с 1484), биб­ле­ист, ли­тур­гист, пуб­ли­цист, про­све­ти­тель. Свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви.

Ви­ди­мо, в конце 1420-х гг. или в 1430-х гг. при­нял мо­на­ше­ст­во в Ва­ла­ам­ском мо­на­сты­ре. Ме­ж­ду 1471 и 1477 стал ар­хим. моск. Чу­до­ва мо­на­сты­ря в Крем­ле, где в 1483 за­ло­жил ка­мен­ную цер­ковь во имя Свт. Алек­сия.

В 1487 воз­гла­вил борь­бу про­тив ере­си «жи­дов­ст­вую­щих»; до­бил­ся про­ве­де­ния цер­ков­ных со­бо­ров, по­свя­щён­ных раз­бо­ру дел о ере­си (в 1488, 1490). Вы­сту­пал про­тив по­свя­ще­ния в сан не­гра­мот­ных и со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ния кли­ри­ка­ми-двое­жен­ца­ми; хо­да­тай­ст­во­вал пе­ред вел. кня­зем мо­с­ков­ским об уч­ре­ж­де­нии учи­лищ для ду­хо­вен­ст­ва. Под­дер­жи­вал вел. кн. мо­с­ков­ско­го Ива­на III Ва­силь­е­ви­ча в спо­рах с митр. Ге­рон­ти­ем об об­ря­дах ос­вя­ще­ния но­вых церк­вей (кон. 1470-х гг.). Был од­ним из наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­ных про­тив­ни­ков ве­ли­ко­кня­же­ской по­ли­ти­ки по от­чу­ж­де­нию цер­ков­но­го не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва (в т. ч. в Нов­го­род­ской епар­хии), что ста­ло гл. при­чи­ной его уда­ле­ния с ка­фед­ры (1504) по рас­по­ря­же­нию вел. кня­зя. Ос­та­ток жиз­ни про­вёл в Чу­до­вом мон., по­гре­бён там же в со­бо­ре в честь Чу­да ар­хан­ге­ла Ми­хаи­ла. С унич­то­же­ни­ем со­бо­ра (в 1929) погре­бе­ние бы­ло ут­ра­че­но.

Под рук. Г. в 1490-е гг. был со­став­лен пер­вый пол­ный рус. биб­лей­ский ко­декс – т. н. Ген­на­ди­ев­ская Биб­лия, ко­то­рая позд­нее бы­ла по­ло­же­на в ос­но­ву Ост­рож­ской (1581), а за­тем Мо­с­ков­ской (1663) Биб­лий. Окоз­ри­тель­ный ус­тав (кон. 15 – нач. 16 вв.), со­став­лен­ный Г., стал клю­чом к прак­тич. при­мене­нию Ие­ру­са­лим­ско­го ус­та­ва (при боль­шом раз­но­об­ра­зии со­ста­ва ми­ней­ных служб по Ие­ру­са­лим­ско­му ус­та­ву окоз­ри­тель­ный ус­тав на­гляд­но по­ка­зы­вал осо­бен­но­сти со­вер­ше­ния служ­бы в кон­крет­ный день цер­ков­но­го го­да с точ­но­стью до од­но­го пес­но­пе­ния). Г. – ав­тор пас­ха­лии на 70 лет (1492), явив­шей­ся не­ма­ло­важ­ным со­бы­ти­ем в жиз­ни Церк­ви, по­сколь­ку сам факт её со­став­ле­ния оп­ро­вер­гал уси­лив­шие­ся в по­след­ней четв. 15 в. эс­ха­то­ло­гич. ожи­да­ния, свя­зан­ные с на­ступ­ле­ни­ем в 1492 7000-ле­тия от Сот­во­ре­ния ми­ра.

Лит.: Ев­се­ев И. Е. Ген­на­ди­ев­ская Биб­лия 1499 г. М., 1914; Ма­ка­рий, ар­хи­ман­д­рит. Свя­ти­тель Ген­на­дий Нов­го­род­ский (хро­но­ло­ги­че­ские ве­хи жиз­ни и дея­тель­но­сти) // Ма­ка­ри­ев­ские чте­ния. Мо­жайск, 2003. Вып. 10.

Вернуться к началу