ГЕННА́ДИЙ АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ И ПСКОВСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕННА́ДИЙ (Гонзов или Гонозов; в схиме – Галактион) (1-я четв. 15 в. – 4.12.1505, Москва), архиепископ Новгородский и Псковский (с 1484), библеист, литургист, публицист, просветитель. Святой Рус. православной церкви.
Видимо, в конце 1420-х гг. или в 1430-х гг. принял монашество в Валаамском монастыре. Между 1471 и 1477 стал архим. моск. Чудова монастыря в Кремле, где в 1483 заложил каменную церковь во имя Свт. Алексия.
В 1487 возглавил борьбу против ереси «жидовствующих»; добился проведения церковных соборов, посвящённых разбору дел о ереси (в 1488, 1490). Выступал против посвящения в сан неграмотных и совершения богослужения клириками-двоеженцами; ходатайствовал перед вел. князем московским об учреждении училищ для духовенства. Поддерживал вел. кн. московского Ивана III Васильевича в спорах с митр. Геронтием об обрядах освящения новых церквей (кон. 1470-х гг.). Был одним из наиболее последовательных противников великокняжеской политики по отчуждению церковного недвижимого имущества (в т. ч. в Новгородской епархии), что стало гл. причиной его удаления с кафедры (1504) по распоряжению вел. князя. Остаток жизни провёл в Чудовом мон., погребён там же в соборе в честь Чуда архангела Михаила. С уничтожением собора (в 1929) погребение было утрачено.
Под рук. Г. в 1490-е гг. был составлен первый полный рус. библейский кодекс – т. н. Геннадиевская Библия, которая позднее была положена в основу Острожской (1581), а затем Московской (1663) Библий. Окозрительный устав (кон. 15 – нач. 16 вв.), составленный Г., стал ключом к практич. применению Иерусалимского устава (при большом разнообразии состава минейных служб по Иерусалимскому уставу окозрительный устав наглядно показывал особенности совершения службы в конкретный день церковного года с точностью до одного песнопения). Г. – автор пасхалии на 70 лет (1492), явившейся немаловажным событием в жизни Церкви, поскольку сам факт её составления опровергал усилившиеся в последней четв. 15 в. эсхатологич. ожидания, связанные с наступлением в 1492 7000-летия от Сотворения мира.